Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Общее понятие о методике






Целью занятия является ознакомление с программой и планом лекци­онного курса и практических занятий по методике преподавания истории и усвоение специфики методики преподавания истории как учебного предмета.

План:

1. Общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплины.

2. Ознакомление с программой и планом лекционного курса и практических занятий, выявление специфики практических занятий.

3. Основные требования к зачету и экзамену по методике препо­давания истории. Ознакомление с возможными вопросами и заданиями.

Литература

Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. — С. 3—16.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 7—11.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М., 1996.

Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Пре­подавание истории в школе. — 1997. — № 1.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 8—17.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/ Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 39—45.

Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V—VI клас­сах. /Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. — С. 3—14.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История». — М., 1986. — С. 6—13.

Методика преподавания истории: Программа. — М., 1992.

Стражев А.И. Методика преподавания истории. — М., 1964.

Содержание занятия:

1. В начале занятия дается общее представление о методике пре­подавания истории как учебной дисциплине. Особое внимание сле­дует обратить на следующие вопросы: задачи и функции методики


обучения истории; основные факторы процесса обучения истории; связь методики обучения с психолого-педагогическими и специаль­ными науками; методы научного исследования.

Задания: 1. Методика обучения истории дает ответы на вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Какова, на ваш взгляд, их взаимосвязь? Как вы понимаете следующее положение: «Учитель учит — ученик учится; ученик не только объект, но и субъект обучения»? 2. Вспомните из лекционного курса основные факторы процесса обучения истории и соотнесите их с основными задачами методики. 3. Какова, на ваш взгляд, роль факторов «познавательные возможности учащихся» и «результаты обучения» в решении основ­ных задач методики обучения истории? 4. Какие факторы определя­ют отбор содержания учебного исторического материала? Как реша­ется задача «Чему учить?» в разных типах школ? 5. Проанализируй­те взаимосвязь всех факторов процесса обучения истории. 6. Какова роль методики обучения истории в цикле психолого-педагогических дисциплин? 7. Раскройте связь методики с другими науками. 8. Вспомните из психолого-педагогических курсов (педагогики, пси­хологии и т.д.), какие методы исследования, включая эксперименталь­ные, можно применять при изучении методики истории.

2. Необходимо изучить программу и план лекционного курса и
практических занятий (см. предисловие).Следует обратить внима­
ние на специфику практических занятий, дополняющих и развиваю­
щих лекционный курс. Итогом практических занятий должно стать
формирование практических умений для работы в школе в качест­
ве учителя истории. Для этого необходимо: безукоризненно владеть
содержанием учебного исторического материала урока (включая са­
мые новые сведения, гипотезы, версии по различным вопросам
школьных исторических курсов, а также новые источники знаний);
глубоко знать содержание госстандарта, программ и учебников, учеб­
но-методической литературы; уметь комплексно осмысливать урок
с учетом знаний по психолого-педагогическим дисциплинам.

Практические занятия следует максимально приблизить к прак­тике работы школы. Это можно сделать при выполнении практичес­кой части работы на занятии и подготовке домашних заданий; мо­делировании частей уроков и целых уроков на занятиях в аудито­рии с последующим их разбором; посещении и анализе уроков ис­тории в школе; подготовке к педагогической практике.

3. На занятии излагаются основные требования к зачету и экза­
мену по курсу методики преподавания истории, дается список ос­
новной и дополнительной литературы. По книге «Методика
обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания» следует ознако­
миться с вопросами к экзамену.


Перспективные задания:

1. На основе собственного опыта, вспомнив лучшие уроки в шко­
ле, подготовьте урок истории на тему «Афинская демократия при
Перикле» и после составления конспекта попытайтесь выступить в
роли учителя истории. Литература для разработки урока:

Литература

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. — М.;

1993. — С. 185—186.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996.
Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. — М., 1988.

С. 186—190.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Ч. 2.

Древняя Греция: Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко. — М., 1974.

Елисеев Г.А., Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира. — М., 1998. — С. 216—221.

Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. — М., 1991.

Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996.

Трухина Н.Н. История Древней Греции. — М., 1993. — С. 117—125.

Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова. — М., 1991.

2. Разработайте урок истории на тему «Древняя Русь в IX—X ве­
ках», подготовьте его конспект. Литература для разработки урока:

Литература

Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. — С. 31—50.

Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории / Сост.

B. Соколов, В. Хитров. — М.; 1993. — С. 6—20.

История Отечества / Под ред. Б.А. Рыбакова, А.А. Преображенского. — М., 1993. — С. 43—47.

История СССР в художественно-исторических образах с древнейших вре­мен до конца ХVIII века: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шеста-ков. — М., 1985. — С. 32—41.

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—ХV вв. — М., 1995. —

C. 27—42.

Методическое пособие. 8 класс / Под ред. А.А. Преображенского. — М., 1989. — С. 58—61.

Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. — М., 1996. — С. 19—25.

Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. — М., 1987. — С. 69—99.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. / Сост. И.В. Бабич и др. — М.,

1994. — Т. 1. — С. 25—37.
Черникова Т.В. История России IХ—ХVII вв. — М., 1997. — С. 18—29.


Занятие 2. Моделирование урока истории (деловая игра)

Целью занятия является ознакомление с важнейшими проблемами кур­са методики преподавания истории на основе моделирования учебной си­туации на уроке; моделирование урока и его обсуждения позволит чле­нам группы составить представление о своих потенциальных возможно­стях и коммуникативных способностях.

План:

1. Моделирование урока.

2. Анализ урока. Определение основных проблем курса методи­ки преподавания истории.

3. Как готовиться к семинарским и практическим занятиям; пра­вила конспектирования.

Содержание занятия:

1. При проведении подобных практических занятий главное вни­мание следует уделить не недостаткам в проведении уроков, а вы­явлению наиболее существенных проблем. В частности, необходи­мо обратить внимание на сложности при составлении конспекта уро­ка, трудности при отборе учебного материала, соотношение образ­ного и теоретического в его содержании; необходимость повторе­ния из педагогики и теории обучения материала о структуре урока и его планировании; проведение анализа урока по отдельным эта­пам с учетом логики его построения; выявление основных мето­дических проблем при проведении урока: выбор приемов и средств обучения при планировании урока, постановка познавательных за­даний, работа с учебником на уроке, отработка терминологии, ис­пользование доски и др.

2. На занятии заслушивают несколько подготовленных аль­тернативных вариантов изучения отдельных вопросов урока. Ре­зультаты обсуждения моделирования ситуации конкретного урока истории помогают определить те основные методические проблемы, изучение которых планируется на практических за­нятиях.

3. В заключение можно познакомиться с памяткой по подготов­ке к семинарам и практическим занятиям:

— прочитайте рекомендуемую литературу, свои записи, относя­щиеся к вопросам занятия; выделите основные теоретические по­ложения, ведущие идеи, подберите к ним соответствующие идеи и факты;


—наметьте логическую последовательность изложения вопро­са; доказательство; продумайте тезис (то, что доказывается), аргу­менты (то, с помощью чего ведется доказательство), логическую смысловую связь между тезисом и аргументами;

—во время изложения вопроса можно идти от факта к тезису (от частного к общему), либо от тезиса к фактам (выдвижение положе­ния и подтверждение его фактами); пользуясь аналогиями, прово­дите параллели, сравнивайте факты и события, опираясь на свой опыт или опыт известных педагогов и методистов;

—подумайте, во всем ли ваша собственная точка зрения совпа­дает с позицией авторов книг, рекомендованных к занятию; сфор­мулируйте свои сомнения и вопросы, полезные для обсуждения всех участников занятия;

—используйте знания, полученные на занятиях по базовым ис­торическим дисциплинам, а также факты и примеры из педагогичес­кой, научно-популярной, художественной литературы и других ис­точников;

—выступайте по существу вопроса, кратко, связно, соблюдая ло­гическую последовательность.

Для более четкой организации своей дальнейшей работы можно рассказать правила конспектирования, которые необходимо приме­нять при составлении конспектов.

—Конспект представляет сбой сжатое изложение текста книги или статьи, в нем выделяется самое основное, существенное в изучае­мом произведении. Тезисы более сжаты и категоричны, чем кон­спект. Тезисы или конспект составляются после того, как изучае­мый материал (текст) целиком прочитан, обдуман.

—Приступая к конспекту, надо указать автора, полное название, место, издательство, год издания, количество страниц в книге. Сле­дует записывать страницы конспектируемого текста, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро найти в книге нужное место.

—Конспект делится на части в соответствии с заранее продуман­ным планом. Пункты плана можно записать в тексте или на полях.

—Все записи желательно делать ручкой разных цветов. Напри­мер, важнейшие мысли записывать красным, даты — черным, во­просы, свои мысли на полях на полях — зеленым и т.д.

—При конспектировании используются различные способы вы­деления текста. Наиболее важные идеи, мысли, положения, ключе­вые слова подчеркиваются, выделяются не только разным цветом, но и различным размером букв, замечаниями на полях.

—Целесообразно допускать сокращение часто повторяющихся в изучаемой теме слов, понятий, имен, не затрудняющих чтения. Так, сокращенно пишут крестьянство — «кр.»; Великая Отечественная


война — ВОВ; Петр I — П-I и т.д. Однако не желательно сокращать фамилии и наименования. Для краткости записей можно также со­ставлять небольшие таблицы, графики, схемы.

— Продолжите работу над конспектом во время семинара: допол­ните выступлениями товарищей, выводами преподавателя, исправь­те ошибки и неточности.

Перспективное задание:

С учетом предложенных рекомендаций подготовьте краткий кон­спект научно-популярной статьи, раздела или темы книги по теме спецкурса или спецсеминара.

Занятие 3. Позитивные тенденции развития историчес­кого образования в дореволюционной России (семинар)

Целью занятия является показ достоинств учебных программ и учеб­ников дореволюционной школы, выявление положительных тенденций преподавания истории в гимназиях XIX в.

План:

1. Школьные программы и учебные планы XIX — начала XX в.: достоинства и недостатки.

2. Позитивные черты учебников истории на примере пособий Д.И. Иловайского, М.Н. Коваленского, Р.Ю. Виппера, А.Ф. Гарт-вига и др.

3. Дореволюционные концепции преподавания истории.

Литература

Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. — М., 1973.

Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий в доре­волюционной России. — Одесса, 1917.

Алешинцев И.А. История гимназического образования в России ХVIII и ХIХ веков. — Спб., 1912.

Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в био­графиях замечательных педагогов и по уставам правительства. — Спб., 1905.

Вессель Н.Х. Учебный курс гимназий. — Спб., 1867.

Виппер Р.Ю. Учебник древней истории. — М., 1906.

Виппер Р.Ю. Учебник по новой истории. — М., 1919.

Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй поло­вины ХIХ века. — Л., 1954.

Гартвиг А.Ф. Учебник русской истории. — М., 1914.

Горбунов П. Программные и учебные планы. — М., 1899.


Жаринов Д.А., Никольский М.Н. Былое вокруг нас: Книга для чтения. М., 1912.

Иванов К.А. История древнего мира. — Спб., 1917.

Иванов К.А. Очерки по методике истории. — Спб., 1917.

Иловайский Д.И. Древний мир и средние века. — М., 1867.

Иловайский Д.И. Руководство по всеобщей и русской истории. — М., 1883.

Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. — Спб., 1917.

Коваленский М.Н. Русская история для средней школы. — М., 1908.

Коваленский М.Н. Учебник русской истории. — М., 1913.

Коваленский М.Н. Очерк всеобщей истории. — М., 1902.

Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и ре­альные училища (с конца ХIХ века по 1917 г.). — М., 1956.

Корнилов И.П. Очерк истории русской школы, ее современное состояние и на каких незыблемых началах она должна быть утверждаема. — Спб., 1901.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. Параграфы 1—2.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. Главы 1—2.

Программы и объяснительные записки по русской и всеобщей истории. — Спб., 1913.

Учебные планы и программы предметов в мужских гимназиях. — Спб., 1890.

Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России. — Спб., 1909.

Шульгин В.Я. История древнего мира. — Киев, 1859.

Содержание занятия:

При проведении семинара необходимо обратить внимание на принципы построения и концепции программ и учебников, распре­деление часов на курсы истории; характер учебных текстов и дру­гих компонентов учебных пособий; систему обучения истории в мужских гимназиях. Для анализа и выявления системы обучения следует рассмотреть учебные планы разных периодов. Надо иметь в виду, что в первый класс гимназии дети поступали после 4-летней подготовительной гимназии или домашнего обучения. Заканчива­ли гимназию в основном в 18—20 лет.

Учебный план мужских гимназий 90-х годов XIX в. (13 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Элементарный курс русской истории  
  История древнего мира  
  История средних веков. Русская история до Ивана IV  

Продолжение

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Новая история до смерти Людовика ХIV. Русская ис­тории до 1725 г.  
  Новая история. Русская история (окончание)  
  История Греции и Рима (повторение с дополнени­ем). Повторение русской истории  

Учебный план мужских гимназий 1901—1902 гг. (20 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Первый концентр Элементарный курс русской истории  
  Элементарный курс русской истории  
  Второй концентр Восток и героическая Греция  
  История Греции и Рима  
  Средние века и русская история до XV века  
  Новая история и русская история до середины XVIII века  
  Новая история и русская история (окончание)  
  Третий концентр Русская история и история Греции и Рима  

Учебный план мужских гимназий 1913—1914 гг. (26 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Вводный концентр Элементарный курс русской истории  
  Элементарный курс русской истории (первое полу­годие) Восток и героическая Греция (второе полугодие)  
  Первая ступень История Греции и Рима  
  Русская история до эпохи Ивана Грозного. История средних веков по 2 часа

Продолжение

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Русская история до середины XVIII в. Новая исто­рия до конца XVIII в. по 2 часа
  Русская история до XX в. Новая история до конца XX в. Вторая ступень История средних веков 2 ч. во втором полуг. 4 ч. в первом полуг.
  Русская история Новая история 1 2
  Русская история (окончание) История античной культуры 2 2

Учебный план мужских гимназий 1915 г. (18—19 часов в неделю для 7- и 8-летней гимназий)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Младшая ступень Вступительные беседы. Русская история до конца XII в.  
  Русская история XIII—XVII вв.  
  Русская история XVIII—XIX вв.  
  Старшая ступень Древняя история до конца V в. по Р. Хр. 3 (2)
  Русская история до конца XV в. Средние века до кон­ца XV века  
  Русская история XVI—XVII вв. Новая история XVI— XVII вв. 3 (4)
  Русская история XVIII—XIX вв. Новая история XVIII— XIX вв. 3 (4)

Результатом обсуждения этих проблем должно стать выяснение положительного опыта методики преподавания истории в дорево­люционной школе.

Задание:

Подготовьтесь к семинару с учетом рекомендаций занятия 2.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал