Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 19. Приемы изучения хронологии и картографического материала






Целью занятия является осознание специфики приемов изучения хро­нологии и картографического материала, рассмотрение наиболее упот­ребительных в школьной практике приемов, их роли в обучении истории. В процессе практической работы необходимо выявить возможности ор­ганизации познавательной деятельности учащихся на трех уровнях позна­вательной самостоятельности при изучении картографического и хроно­логического материала.

План:

1. Специфика приемов изучения хронологии.

2. Примеры хронологических приемов и виды познавательных заданий учащимся.

3. Приемы изучения картографического материала.

4. Типология познавательных картографических заданий.


Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 116—120.

Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. С. 17—35.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 49—84.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения исто­рии в средней школе. — М., 1971. — Параграфы 12, 17, 20, 21, 24.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 98—115.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону, 1997.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 125—139.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 132—143.

Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. Пособие для учителей. — М., 1962.

Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе: Пособие для учите­ля. — Л., 1960.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 154—170.

Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. — Якутск, 1991.

Содержание занятия:

1—2. Работа с хронологией при обучении истории предполагает постепенность развития временных представлений учащихся с по­мощью системы приемов. Усвоить хронологию позволяют такие приемы, как образное обозначение даты или образная характери­стика века; составление ленты (линии) времени; календарей собы­тий и хронологических комплексов; хронологических и синхрони­стических таблиц.

Проанализируйте и охарактеризуйте следующие приемы по изучению хронологии на уроках истории в школе:

1. Составление лент (линий) времени — прием, заключающийся в графическом изображении исторического времени (мелом на дос­ке или на бумаге). Иногда ленты времени выполняются в цвете, со­провождаются аппликационным материалом. Какое значение это имеет в изучении хронологии? Придумайте примеры познаватель­ных заданий учащимся по ленте времени на:

определение длительности исторических событий или их про­должительности (начало и конец);


• установление временных связей между событиями (что раньше, позже, насколько, какое событие следовало за..., какое предшествовало);

• выявление синхронности исторических событий (что было там, когда здесь происходило...).

2. Ознакомьтесь со следующей группой заданий для учащихся
по изучению хронологии. Каким уровням познавательной самостоя­
тельности учащихся будут соответствовать эти задания? В каком
случае их следует применять, на каких уроках? Какие бы еще зада­
ния вы могли добавить?

• Что было раньше: установление республики в Риме (510 г. до н.э.) или реформы Солона в Греции (594 г. до н.э.)?

• Сколько лет тому назад Перикл впервые стал стратегом?

• Определите, кто из королей жил раньше: английский король Генрих VII Тюдор или французский король Филипп IV.

Вспомните даты Столетней войны; определите, какие из пе­
речисленных событий происходили в это время и в каких странах:

выпуск первой печатной книги в Европе;

первое заседание английского парламента;

битва на Косовом поле;

восстание под предводительством Уота Тайлера;

первое заседание Генеральных штатов;

гуситские войны;

падение Византийской империи;

Жакерия.

• Составьте календарь событий, связанных с борьбой русского народа против монголо-татарского нашествия. В каком случае эти даты станут хронологическим комплексом?

• Пронумеруйте в соответствии с хронологической последова­тельностью: оборона Порт-Артура; денежная реформа СЮ. Витте; образование Антанты; основание партии эсеров; начало аграрной ре­формы П.А. Столыпина.

• Вычеркните лишние даты, обозначающие события, не относя­щиеся к данному ряду: 486; 1066; 799; 1204; 1265; 1453; 1302; 1903; 1934; 1986.

• Расставьте в хронологической последовательности:

абсолютная монархия; феодальная раздробленность; раннефеодальное государство; сословная монархия.

3. Что общего между приемом образного обозначения века и кар­
тинным описанием? Относится ли образная характеристика века к
образно-эмоциональным приемам? Для ответа прочитайте следую­
щую характеристику VI в. до н.э.


Текст

Пройдет время и историки проведут между столетиями незыб­лемые границы и отведут каждому веку свое особое место. Они четко определят, чем наступающий VI в. до н.э. отличается от предыду­щего VII в. до н.э. и последующего V в. до н.э. А греки об этом и не догадывались. Они возделывали поля и виноградники, собирая скуд­ный урожай, отправлялись в плавания, стараясь не терять из вида своих берегов, возводили крепостные стены, сооружали храмы, ос­новывали колонии в чужих землях. И воевали друг с другом, чтобы привести к власти угодных правителей и установить свои законы. VI в. до н.э. завершил историю Древнего Востока. Исчезли царства ассирийцев, вавилонян, египтян, финикийцев, и на их месте раски­нется гигантская Персидская империя. Слово фараон исчезнет из лексикона, а Египет станет просто провинцией. И для Греции VI в. до н.э. станет веком перемен: он сокрушит старое, архаическое и из­менит управление в маленьких государствах, расположенных в раз­ных частях этой необыкновенной страны. Именно поэтому VI в. до н.э. так бурно начался, начался с упорной борьбы нового со ста­рым, начался с реформ, что означает преобразование, изменение.

4. Чем отличается хронологический календарь от хронологическо­го комплекса?

5. Составьте синхронистические таблицы двух типов — на основе фиксации наиболее важных исторических событий и явлений, проис­ходивших в разных странах примерно в одно и то же время или проис­ходивших примерно в одно и то же время в разных сферах обществен­ной жизни одной страны. В чем различие между синхронистически­ми и хронологическими таблицами? А что у них общего?

6. Как влияет характер материала на отбор хронологических прие­мов? От каких факторов будет зависеть их выбор?

7. В чем проявляется специфика этих приемов? Считаете ли вы их вспомогательными или основными?

8. Какие наглядные средства обеспечивают усвоение учащимися хронологии?

9. Как учитывать возрастные особенности школьников при усвое­нии хронологии на уроках истории?

 

10. Как обеспечивается преемственность и последовательность в формировании хронологических умений учащихся?

11. Как использовать хронологические тестовые задания? Назови­те виды тестов.

3—4. Изучая роль и значение приемов работы с картой на уроках истории, следует обращать внимание на следующие вопросы: виды карт, используемых учителем истории; локализация исторических событий и явлений по карте или показ по карте; «оживление» кар-94


ты наглядными средствами; легенда карты и работа с ней учащихся; вычерчивание объектов на контурной карте.

Вопросы и задания для обсуждения: 1. Чем отличаются обзор­ные карты от общих, схематические от тематических? 2. Назовите виды исторических карт. Определите вид следующих учебных карт:

«Русское государство в XVI в.»,

«Карта мира в 1763 г.»,

«Европа в XI—XII вв.»,

«Тарутинский маневр»,

«Крестьянская война и борьба против польской и шведской ин­тервенции»,

«Первая русская революция»,

«Расширение русского государства в XIV—XVI вв.»,

«Гражданская война в 1918—1922 гг.».

3. Как можно учеников научить читать историческую карту? 4. Чем исторические карты отличаются от географических? С какой целью привлекаются на уроки истории географические карты? Как они ис­пользуются в работе? 5. Конкретизируйте следующие задания по исто­рическому атласу: а) зная территорию восстания, определить состав восставших; б) сравнить экономическое положение страны в начале и середине века; в) сравнить экономические и политические процессы; г) сопоставить карты и охарактеризовать территориальные измене­ния. 6. От чего зависит выбор карты учителем? Какие типы карт при­меняются чаще, какие — реже? Почему? 7. Какие карты в настоящее время преобладают в атласах и учебниках? Как изменилось содержа­ние карт? Оцените современные карты в целом. 8. Что такое локали­зация исторических событий и явлений по карте? Какие правила долж­ны знать учащиеся, чтобы эффективно использовать этот прием? 9. Какие наглядные средства применяет учитель для «оживления» кар­ты в процессе объяснения? Приведите примеры. 10. Назовите мето­дические условия заполнения учащимися контурных карт. Чем будет отличаться работа с ними в классе и дома?

Изучите фрагмент урока Г.И. Годера по работе с контурной картой; обратите внимание на разъяснение детям порядка выполнения зада­ния; составьте и выполните собственные задания по контурной карте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал