Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 21. Общее понятие об уроке истории, его структурно-содержательных компонентах






Целью занятия является напоминание об основных структурно-содер­жательных компонентах урока истории, их роли и возможности в процес­се обучения истории; обобщение знаний по структурно-функционально­му анализу учебного материала и приемам учебной работы при разборе вопроса об изучении нового материала на уроке.

План:

1. Урок истории в системе форм обучения.

2. Типы уроков и их характеристика.

3. Комбинированный урок и его структурно-содержательные компоненты.

4. Методические аспекты изучения нового материала на уроке.

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 226—239.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 365—412.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в шко­ле. — М., 1999. — С. 89—106.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 190—202.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М., 1969.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М., 1987.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. — М., 1978.

Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах) / Пер. с нем. — М., 1984.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 148—155.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — С. 95—112.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 217—236.

Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М., 1989.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985.


Содержание занятия:

1—2. В этой части занятия рассматриваются следующие вопро­сы: урок и другие формы организации учебного процесса в школе; основные компоненты урока; характеристика различных типов уро­ков истории. Этот материал должен быть известен из курсов дидак­тики и лекций по методике преподавания истории.

Вопросы и задания: 1. Почему урок является основной формой обучения истории? 2. Какие формы обучения связаны с уроком ис­тории? Как? 3. Вспомните основные структурные звенья урока из курса дидактики. 4. Какие из них являются определяющими:

• проверка знаний и умений;

• переход к восприятию новой темы;

• изучение нового материала на уроке;

• закрепление изученного;

• обобщение знаний и умений;

• организация домашнего задания.

5. Дайте определение структуры урока. Какие факторы влияют на
ее выбор учителем?

• Содержание;

• место урока в теме;

• познавательные задачи;

• уровень знаний и умений учащихся;

• педагогический замысел учителя.

6. Продолжите перечень факторов выбора урока, который зависит от:

• целей обучения;

• особенностей содержания материала;

• объема материала;

• возраста учащихся;

7. Сравните дидактические и методические подходы к классифика­
ции уроков истории. В чем общее и особенное? 8. Рассмотрите ос­
новные подходы к классификации уроков:

а) по соотношению структурно-содержательных компонентов
урока (М.А. Зиновьев, В.Г. Карцов, П.С. Лейбенгруб, П.В. Гора): ком­
бинированный урок; повторительно-обобщающий; урок изучения
нового материала; контрольный;

б) по преобладающему характеру деятельности учащихся (А. А. Ва­
гин, А. И. Стражев): урок простого воспроизведения; урок преобра­
зующей деятельности, проблемный урок;

в) по ведущему методу (В.Н. Бернадский): урок-лекция; урок-
беседа; лабораторное занятие; киноурок;


г) по характеру изучаемого материала (А. А. Вагин): урок счета лет в истории; урок изучения фактического материала; лаборатор­ное занятие с контурными картами.

9. Какие из этих классификаций прочно утвердились в школьной практике, а какие нет? Почему? 10. Какая типология уроков исто­рии вам кажется наиболее приемлемой для современной школы? В чем ее продуктивность? 11. К какому типу относятся вводные уро­ки истории? 12. В каких случаях учитель проводит урок изучения нового материала? 13. Чем отличается контрольный урок от повто-рительно-обобщающего? 14. На каком по типу уроке решаются сле­дующие задачи:

• актуализация и упрочение знаний и умений учащихся;

• создание целостной картины события, процесса;

• выделение главных фактов и понятий;

• систематизация и обобщение знаний;

• рассмотрение новых связей;

• углубленное объяснение нового;

• конкретизация известного новыми фактами.

 

15. В чем отличие типа урока от его формы? Приведите примеры.

16. Какую роль в эффективности процесса обучения выполняет ра­циональный выбор типа урока? 17. Какие нетрадиционные формы уроков вам известны? 18. Какое значение имеет формулировка темы урока? Какие существуют способы формулирования тем уроков?

3—4. При подготовке к комбинированному уроку целесообразно сначала продумать общую характеристику элементов этого урока и их взаимосвязи, а затем в рамках этих элементов основное внима­ние обратить на изучение нового материала.

Вопросы и задания: 1. Подумайте, как учитель, руководствуясь общими методическими правилами подготовки урока, должен его спланировать, чтобы избежать ошибок при проведении. Покажите это на конкретном примере, вспомнив следующие методические пра­вила организации урока:

• изучение нового материала — занимает ведущее место на уро­ке, ему отводится большая часть времени;

• урок имеет определенную логику, темп и ритм проведения; все компоненты должны быть связаны логически; при изложении ма­териала соблюдается их определенная последовательность, четкость при переходе от одного к другому;

• каждый компонент включает в себя два взаимосвязанных про­цесса: деятельность учителя и деятельность учащихся;

• приемы и средства на уроке должны быть разнообразными и соответствовать целям урока, содержанию и познавательным воз­можностям учащихся;


каждый урок необходимо включать в целостную систему уро­
ков путем установления внутрипредметных, межкурсовых и меж­
предметных связей.

2. Во всех ли случаях необходим этап перехода к изучению нового материала? 3. Как проверить, соответствуют ли приемы изложения новой темы содержанию материала и познавательным возможно­стям учащихся? 4. Продолжите перечень принципов изложения но­вой темы учителем:

• образность,

• конкретность,

• эмоциональность,

• логическая последовательность,

• доступность изложения,

 

5. Как учитель подбирает средства для изложения новой темы?

6. Каким образом он вовлекает учащихся в познавательную деятель­ность по изучению нового материала? Как оценивает ее результа­тивность? 7. Как проверить соответствие методов и приемов обучения образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока? Как во время изложения нового выяснить, понимают ли ученики смысл употребляемых терминов и понятий? 8. Каковы ме­тодические условия проведения закрепления на уроке истории? Ка­кие виды закрепления вы знаете? 9. Как учитель организует домаш­нее задание на уроке? В чем суть инструктажа по его выполнению? 10. Кратко охарактеризуйте деятельность учителя на уроке. 11. Ме­няются ли требования к слову учителя (его содержанию и форме) в зависимости от возраста учащихся? Обоснуйте свою точку зрения.

Перспективные задания:

1. Продумайте возможную типологию уроков по одной из тем школьного курса истории; наметьте структуру и план одного из уро­ков, заполнив таблицу.


Тема урока


Тип


Форма


Структура


2. Какой исторический материал новой темы урока будет усваи­ваться на эмпирическом, а какой на теоретическом уровне? В каких формах? Заполните таблицу.

 

Эмпирический уровень Теоретический уровень
факты картины образы понятия суждения умозаключения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал