Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 25. Методика проверки, повторения и обобщения на уроках истории
Целью занятия является раскрытие на конкретных примерах смысла, функции повторения и проверки знаний и умений на уроках истории. В процессе выполнения практической работы необходимо овладеть умением планировать повторение и проверку в различных видах и формах. План: 1. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. 2. Типичные ошибки при проведении проверки и их анализ. 3. Формы и приемы проверки знаний и умений. 4. Место закрепления на уроке и методика его проведения; оценка результатов обучения. 5. Цель и формы повторения и обобщения на уроках. 6. Повторительно-обобщающие и итоговые уроки. Литература Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 252—266. Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. — С. 152—170. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. — М., 1958. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. — М., 1960. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII—Х классах. — М., 1987. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 183—193. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — С. 112—119. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 236—244. Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. — 1996. — № 7. Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 6. Содержание занятия: 1—2. Проверка знаний и умений учащихся содержит в себе две функции: контрольно-учетную и обучающую. Таким образом, проверка знаний, являясь показателем результативности процесса обучения, одновременно служит предпосылкой к дальнейшему его развитию. Можно проанализировать типичные ситуации из практики. Ситуация I Преобладание контрольно-учетной функции проверки, когда учитель стремится спросить как можно больше учащихся, поставить побольше оценок. Погоня за количеством оценок придает проверке формальный характер, затягивает изучение нового материала на уроке. Ситуация II Преобладание обучающей функции проверки. В этом случае учителя интересует только качество ответа, он задает учащимся очень много дополнительных вопросов, делает добавления сам, требует от учеников глубоких рецензий. Оценок в таких случаях выставляется очень мало, так как у доски стоит только один ученик, опрос затягивается. Ситуация III Учитель отказывается от проверки как отдельного этапа урока и привлекает знания учащихся по изученному материалу по ходу объяснения новой темы. 3. Вопрос раскрывается на основе книги: Короткова М.В., Сту-деникин М.Т. Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания. — М., 1999. Вопросы и задания: 1. Приведите примеры нарушения учителем основных методических требований к проведению проверки знаний и умений учащихся. Эти требования включают в себя: • отбор содержания материала для проверки, исходя из целей обучения; • полноту содержания проверки и объем (проверка главного, основного); • принцип тематической связи вопросов и заданий; • разнообразие видов и форм проверки; • соотношение вопросов и заданий на всех уровнях познавательной самостоятельности учащихся; • результативность проверки: сколько оценок поставлено и качество ответов учащихся; • активность класса во время проверки: рецензирование ответов, дополнительные вопросы и задания, работа учащихся в тетрадях; • обязательное подведение итогов проверки знаний и умений; • предварительное обоснование проверки при организации домашнего задания. 2. От каких факторов зависит планирование учителем проверки знаний и умений учащихся? 3. В чем отличие формы, вида и приема знаний и умений учащихся? 4. Как учитель организует проверку знаний и умений в случае: • когда проверяемый материал представляет целостный образ и • когда необходимо проверить знание деталей, отдельных эпизодов; • когда нужно проверить дробный материал (признаки, причинно-следственные связи, даты и др.); • если на проверку отведено очень мало времени и новый материал очень объемен; • если материал проверяемого параграфа очень велик и спросить его весь невозможно; • если нужно выделить главное в изученном материале, чтобы актуализировать его содержание при изучении новой темы; • если надо изложить и систематизировать объемный материал; • когда нужна опора на изученное для устного ответа у доски; • необходимость достижения цели запоминания статистического, хронологического, теоретического и другого материала? 5. Продолжите перечень положительных результатов проведения • весь класс участвует в работе посредством выполнения аналогичных заданий в тетрадях; • преобразование и обобщение материала без предварительной подготовки; • использование составленных образцов как наглядных пособий для устного ответа; •.............................................................................. 6. В чем положительные и отрицательные стороны устной провер • легко оценить; • образцы ответа; • эталоны приемов в развернутом виде; • занимает много времени; • трудно привлечь всех учащихся класса? 7. В каких случаях учитель сам рецензирует ответ, а в каких рецен • если дается образец ответа; • материал сложен; • учитель экономит время; • материал несложен; • есть достаточно времени? • учитель обучает рецензированию. 8. В чем состоят положительные и отрицательные стороны устной • формальный характер; • возможность подсказки; • трудность выставления оценок; • активность класса; • большой охват материала; • разноуровневый дифференцированный опрос; • экономия времени? 9. В чем преимущества ответов учащихся с применением наглядных средств, различных типов источников (практический вид проверки)? 10. В чем положительные и отрицательные стороны: • тестированной проверки; • письменной проверки; • докладно-реферативной. 11. Назовите возможные способы проверки знаний и умений учащихся с помощью компьютера. В чем плюсы и минусы такой проверки? Для примера приводим анализ проверки знаний и умений учащихся по теме: «Крымская война» (приложение № 7). 4. Помните, закрепление — это вторичное восприятие и осмысление материала, изучаемого на уроке. Задания: 1. Проанализируйте методические условия проведения закрепления знаний: • материал, подлежащий закреплению на уроке, — это образы главных фактов и теоретический материал; • образы закрепляются в конце урока, чтобы у учащихся создавалось целостное представление, а теоретический материал — в процессе его изучения; • вопросы для проведения закрепления должны быть разнообразны по содержанию и по уровню познавательной самостоятельности учащихся; • формы проведения закрепления — фронтальная и индивидуальная. 2. Проанализируйте приемы закрепления нового материала: • вопросы к учащимся в процессе беседы по изучаемой теме; • варианты составления рассказа (устно, письменно, по картине, по диафильму); • выполнение хронологических и картографических заданий; • составление различных вариантов планов по изучаемому материалу; • составление таблиц и логических схем; • анализ иллюстративного и иного наглядного материала, который ранее не демонстрировался. 3. Какие из оценок знаний, форм контроля обязательны, а какие за • текущие; • за четверть; • семестр; • за год; • зачетная система; • тематический учет знаний? 5—6. Эти вопросы рассматриваются по плану: задачи повторения и обобщения; методические требования к проведению повто-рительно-обобщающих уроков; примеры повторения и обобщения на уроках. Вопросы и задания: 1. Дополните следующий перечень задачами, которые ставит учитель перед повторительно-обобщающими уроками: • актуализация и развитие знаний учащихся на эмпирическом и теоретическом уровнях; • создание целостной картины событий, явлений, процессов, которые ранее изучались по частям; • выделение главных действующих лиц изучаемого периода; • пополнение теории новыми фактами, образов — новыми представлениями; • развитие умений учащихся; • систематизация и обобщение знаний и умений. 2. Какие требования к повторению и обобщению на уроке вам из • смысловая перегруппировка материала, выделение главных опорных пунктов для повторения и обобщения; • материал должен содержать образы главных фактов и теоретические сведения, но не повторять все, что уже изучалось в теме; • повторение должно быть целенаправленным; • включение в повторяемый материал новых фактов, раскрытие новых сторон и связей, но не на уровне простого воспроизведения; • разнообразие приемов и форм повторения, переключение с одного вида деятельности на другой в процессе повторения и обобщения; •.................................................................? 3. Приведите примеры повторения и обобщения на уроке с исполь • развернутая повторительно-обобщающая беседа; • составление повторительно-обобщающих, хронологических и синхронистических таблиц; • работа с наглядно-иллюстративным материалом; • прослушивание докладов, сообщений по теме; • постановка проблемы и организация дискуссии по изученному; • урок-путешествие по странам, изучаемым в данной теме материалу; • работа с документальным материалом или первоисточниками по изученной теме. В заключение можно изучить примеры повторительно-обобщаю-щих уроков. Темы их названий могут быть оригинальны и разнообразны, например: «Египет — сын тысячелетий»; «Мир феодальных государств раннего средневековья»; «Москва не сразу строилась...»; «Твой XVIII век»; «Рай, превращенный европейцами в ад»; «От горячей войны к войне холодной»; «Талант — начало мятежа». Вот задания по подготовке учащихся к некоторым из повтори-тельно-обобщающих уроков. По этим образцам разработайте собственные. Тема. Причины объединения Франции в средние века (6 класс) Задание. Составьте в образной форме картинный план путешествия по Сене и Луаре в XIII в., включив в него известные знания об изменениях в хозяйственной и социальной жизни страны. Тема. Первобытные земледельцы и скотоводы (5 класс) Задание. Напишите отчет археолога о раскопках у села Три-полье на Украине и на основе анализа найденных предметов воссоздайте картину жизни земледельческого племени в период неолита. Тема. Русская культура XV—XVI вв. (7 класс) Задание. Представьте, что вы экскурсовод по Московскому Кремлю, специалист по русскому зодчеству XVI в. Вы проводите экскурсию, привлекая памятники московского архитектурного ансамбля, созданные в XV—XVI вв., раскрываете историю их создания, назначение и архитектурные особенности. Подготовьте устно эту экскурсию. Тема. Деятельность революционных народников (8 класс) Задание. Расскажите свою историю вернувшегося из ссылки героя картины И. Репина «Не ждали». Тема. Революционное движение в 20—30-х годах XIX в. (8 класс) Задание. Составьте таблицу «Деятельность революционных кружков», включив в нее годы функционирования, численность, состав, цели и средства борьбы, основные направления работы участников кружков. Перспективные задания: 1. Продумайте и напишите фрагмент плана-конспекта урока, посвященный проверке знаний и умений учащихся. 2. Составьте фрагмент закрепления на уроке и внесите его в план-конспект. 3. Подготовьте ответы на вопросы: каким образом проверка связана с предыдущим материалом и тем, что будет изучаться на уроке? Как это в ней отразилось? Поясните логику составленной вами проверки: последовательность вопросов и заданий, отбор материала, сочетание разных уровней познавательной самостоятельности учащихся, связность различных форм проверки, итог и переход к новому материалу. Объясните факторы, повлиявшие на ваш выбор приемов проверки. Как связаны задачи и выбор форм проверки? В чем вы видите плюсы и минусы вашей проверки? 4. Разработайте викторину для проверки знаний учащихся, например, такого характера: 1) Что старше: карта или глобус; чем карта отличается от глобуса? Можно ли сказать, что глобус представляет цельный макет Земли? 2) Что такое «Веселый Роджер»? Зачем и когда его использовали? 3) Кто такие флибустьеры? Что за прогулку на доске они иногда устраивали? 4) Какая река считается самой длинной на планете? Где она протекает? 5) Какую реку греки называли Танаисом и Сигрисом? 6) Одним из притоков Днепра является река Березина, а против устья Днепра в Черном море лежит остров Березень. Как произошли эти названия? 7) Кто из мореплавателей назвал океан Тихим и почему? 8) Город Смоленск возник на том месте, где проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Почему город получил такое название? 9) Кто из русских путешественников оставил такую запись: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по 12 человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами»?
10) Рукопись этого путешественника его спутники доставили великому князю. Кто был этот князь? 11) В каком городе и когда этому путешественнику поставлен памятник? 12) Самая высокая египетская пирамида и Санкт-Петербургские Исаакиевский собор и Петропавловская крепость. Что выше? 13) Ученые выяснили, что четыре тысячи лет назад в Вавилоне умели варить пиво, примерно в это же время пивом услаждали себя фараоны Египта. Как ученым удалось об этом узнать? Ответы: 1) Карта старше глобуса и подробнее его, но глобус точнее отражает земную поверхность; глобус дает объемное изображение Земли, а карта плоское; глобус представляет цельный макет Земли. 2) «Веселый Роджер» — это пиратский флаг с черепом и костями на черном фоне; его морские разбойники поднимали на мачте перед боем, чтобы нагнать страху на противника. 3) Флибустьеры — это пираты, занимавшиеся разбоем в Карибском море; казнь на пиратских судах называлась прогулкой на доске — пленнику завязывали глаза, связывали руки за спиной и заставляли идти по доске, выставленной за борт. 4) Самая длинная река планеты Нил и протекает она между двумя африканскими пустынями. 5) Греки называли Танаисом нижнее течение Дона до впадения в него Северского Донца и сам этот приток. Среднее течение Дона вверх до устья реки Чир и сам Чир назывались Сигрисом. 6) В древности Днепр называли Борисфеном; предполагают, что оба наименования являются славянской переделкой этого древнего названия реки. 7) Более трех месяцев плыл Магеллан по океану без единого шторма, поэтому и назвал его Тихим. 8) Ладьи, пострадавшие от волока по суше, прежде чем опустить в воды Днепра смолили около города, который и получил название Смоленск. 9) Запись оставил Афанасий Никитин.
10) Иван III. 11) В Твери в 1966 г. Афанасию Никитину поставлен памятник. 12) Высота египетской пирамиды 150 метров, Исаакиевского собора — 104 метра, Петропавловской крепости — 122, 5 метра. 13) При раскопках одной из пирамид было найдено несколько амфор, на дне которой археологи обнаружили следы неизвестной жидкости; анализ показал, что это было пиво.
|