Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема урока 5. Морская торговля и борьба за колонии
План изучения нового материала: 1. Морская торговля и торговые компании. 2. Англия и Испания в борьбе за колонии. Елизавета I и Ф. Дрейк. 3. Гибель «Непобедимой Армады». Победа Англии. 4. Колониальная политика Англии к концу XVI — началу XVII в. Основные факты, проблемы, понятия, идеи: Европейские торговые компании. Англия в районе важнейших морских путей. Борьба Англии и Испании за моря. Ф. Дрейк. Гибель «Непобедимой Армады» и подрыв могущества Испании. Пер-138 вые колонии Англии в Америке. Вытеснение португальцев англичанами из Индии. Основные приемы и средства: Вариант I. Характеристика торговых компаний. Вариант II. Объяснение с элементами характеристики причин борьбы Англии и Испании. Вариант III. Аналитическая беседа с элементами повторения. Вариант IV. Образная характеристика Елизаветы I Тюдор и Ф. Дрейка. Вариант V. Локализация исторических событий и явлений по карте, сравнение карт с целью выявления колониальных изменений к XVII в. Вариант VI. Сюжетный рассказ с элементами описания на основе хроники о царствовании королевы Елизаветы. Вариант VII. Просмотр диафильма «Из истории борьбы европейских держав...». Установление связей: Внутрикурсовые связи: развитие мануфактурного производства в Англии; «огораживания» и их последствия. Внутрипредметные связи: результаты Великих географических открытий; колонии Испании в Америке и Азии. 5. Рассматриваются пути планирования форм уроков при так называемом блочном обучении. В больших поурочных темах учитель выделяет следующие этапы: 1) введение в тему (установочная лекция); 2) самостоятельная работа учащихся (лабораторно-практические занятия, уроки-конференции, обучающие экскурсии); 3) углубление знаний, создание условий для оперирования ими (обучающие семинары, групповая работа); 4) итоговое обобщение темы (итоговые семинары, собеседования, зачет). Вопросы и задания: 1. Обдумайте темы уроков к каждому этапу планирования. Соотнесите различные формы уроков с каждым этапом. 2. Разработайте различные варианты изучения темы (различные типы и формы уроков). В качестве примера приводим планирование темы «Революция 1905—1907 гг. в России». Вариант I 1. «Год 1905» — киноурок. 2. «Революция в российском обществе» — лекция (2 часа). 3. «Декабрьское вооруженное восстание в Москве» — экскурсия. 4. «Социальные силы революции» — семинар. 5. «Облик и типы российских революционеров» — конференция. 6. «Начало российского парламентаризма» — лекция. 7. «Поражение революции» — семинарское занятие. 8. «Итоги революции» — зачетный урок. Вариант II 1. «Революция наступает» — лекция. 2. «Апогей революции» — лабораторное занятие с документами. 3. «Манифест или Конституция?» — урок-дискуссия. 4. «Революция отступает» — лекция. 5. «Конец революции» — семинар. 6. «Партии в революции» — пресс-конференция. 7. «Российский парламент» — ролевая игра. 8. «Люди и теории» — урок-суд. Вопросы и задания: в чем вы видите разницу этих вариантов? Разработайте свой собственный вариант по этой теме. 6. Обсуждаются модели с игровой, дискуссионной и исследовательской деятельностью и группы вопросов: 1. В чем отличие различных игровых уроков — игр-реконструкций, игр-обсуждений и игр-соревнований? 2. Как можно использовать в игре проблемную ситуацию? 3. Какие уроки с дискуссионной деятельностью вам известны? Чем отличается семинар, структурированная дискуссия (с групповой работой) и проблемно-проектная дискуссия? 4. Есть ли отличие в уроках с исследовательской деятельностью? В чем разница между практическим и лабораторным занятием? В чем суть исследовательского урока? 5. Приведите примеры новых технологий на уроках истории. Перспективные задания: 1. Подготовьте конспект нетрадиционного урока или урока по новой технологии. 2. Разработайте индивидуальные задания на урок по трем уровням сложности для сильного, среднего и слабого ученика. 3. Составьте эталоны ответов на эти задания. 4. Продумайте, как сделать так, чтобы термины и понятия, изучаемые на уроках истории, постоянно находились в работе и не забывались учениками. Предложите свои способы, в частности, в игровой деятельности. Ознакомьтесь со способами работы в этом направлении опытных учителей: — У преподавателя в руках мяч. Он называет дату, или историческое понятие, или имя выдающегося исторического деятеля и бросает мяч учащемуся. Тот называет событие, дает определение или ука-140 зывает, чем знаменито историческое лицо и возвращает мяч учителю. Введение в игру мяча повышает интерес у ребят и задает игре быстрый тем. —Учащимся раздаются небольшие листочки, на которых они по сигналу учителя за 1—2 минуты должны написать как можно больше исторических понятий, имен, географических названий, не объясняя их. Выигравший получает отличную оценку. Усложненный вариант этой игры, когда надо написать термины, понятия на определенную букву. —Учитель пишет на доске слово из 5—6 букв. На каждую букву учащимся предлагается за две минуты придумать как можно больше исторических терминов, понятий. —Учитель называет группу исторических терминов, географических названий, имен. Учащиеся должны поднять руку и сказать «нет», если слово выходит за рамки темы. Кто правильно и быстрее всех сказал, тот получает фишку. —Вызванным к доске учащимся раздаются карточки с понятиями. Учитель называет тему и ученики начинают к ней подбирать карточки. Выигрывает тот, кто быстро и правильно подобрал карточки.
|