Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории
Целью занятия является ознакомление с приемами работы учителей-новаторов, освоение конкретных умений этой работы. На занятии полезно проанализировать и обсудить листы с опорными сигналами, приготовленные к этому занятию. План: 1. Идея кодирования знаний и ее применение в обучении истории. 2. Использование иконических моделей. 3. Основы методических систем В.Ф. Шаталова и С.Д. Шевченко. 4. Работа учителя и учащихся с конспектами опорных сигналов. Литература Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. — 1991. — № 7. Мирошниченко Н.П. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1989. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991. 1. Идея кодирования знаний появляется в 60-е гг. В 1968 г. появившиеся учебники физики в Венгрии в конце каждого раздела имели схемы, отражающие содержание учебного материала. В 1971 г. в учебниках Франции появился «вид доски», который следовало воссоздать учителю при объяснении. В 1965 г. в ГДР вышло методическое пособие по истории, в котором каждая тема давалась в виде условных символов, письменных пояснений, зрительных образов. 2. Иконические модели — это схемы или рисунки, обозначающие основные понятия или явления учебного материала. Процесс создания моделей по методике А. Литвинова заключается в следующем:
—одновременное объяснение и рисование учителя на доске, а учеников в своих тетрадях; —повторное объяснение учителя по записям на доске; —работа учеников дома по конспекту и учебнику; —на следующем уроке ответ учеников у доски с помощью конспекта. 3. Методическая система В.Ф. Шаталова включает в себя: раз Опорные сигналы — это основные элементы методики В.Ф. Шаталова. Представляют они собой наглядную схему, это единицы информации, подлежащие усвоению. В этой схеме закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний. Опорными сигналами могут быть ключевые слова, чертежи, буквы. В каждом листе с опорными сигналами отражен один или несколько параграфов. 4. На уроках С.Д. Шевченко устный опрос проводят по очереди Задание: изучите конспекты с опорными сигналами, разработанные Н.П. Мирошниченко. За текстовым разъяснением обращайтесь к указанной в списке литературы статье. Опорный конспект № 1 Опорный конспект № 2 Опорный конспект № 3 Опорный конспект № 4 Опорный конспект № 5 Опорный конспект № 6 Перспективное задание: Опираясь на приведенную литературу, разработайте листы с опорными сигналами по одной из тем курса истории. Вот вариант студенческой работы такого характера на тему «Искусство Древнего Египта». Три блока конспекта соответствуют трем вопросам плана урока: 1. Пирамиды — первое из чудес света; 2. Храмы — «жилища богов»; 3. Гробница фараона Тутанхамона.
|