Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Римский профиль греческой философии. Ково учение старых перипатетиков (кн
Ково учение " старых перипатетиков" (кн. V), наследниками которых считали себя приверженцы поздней Академии). Схожую картину мы обнаруживаем в изложении тех же идей Цицероном в " Академических исследованиях" (II 129-141). В общем такую подачу материала можно представить как любимую философами-скептиками схему: тезис (и его опровержение) - антитезис (и его опровержение) - синтез (и опять-таки его возможное опровержение: ср. возражения против теории Антио-ха в тех же " Академических исследованиях" и в конце " О пределах блага и зла"). Точно так же с учением Академии можно связать и последовательность изложения в рамках отдельных книг " О пределах блага и зла", где рассмотрение предмета идет к анализу " первых побуждений", затем к концепции высшего блага и добродетели, их реализации в общественной жизни, и все завершается воплощающим все эти идеи образом блаженного мудреца21. В перипатетическом, а затем и академическом учении идеи практической приложимости этических категорий начинают играть все большую роль - не случайно анализ воззрений любой школы завершается рассмотрением общественной жизни и необходимости участия в ней философа. Такая практическая этика была чрезвычайно близка Цицерону, и именно такую схему он кладет в основу структуры частей своего трактата. Недаром в своей классификации разделов философии он постоянно стремится отвести отдельное место политике (например, " О пределах..." IV 3) и бесспорно принимает мнение Антиоха о том, что целью этики является учение об общественном устройстве и поведении (о том же говорит впоследствии и Августин - " О граде Божием" XIX 3). Таким образом, решая вопрос о соотношении в трактате собственно " цицероновского" и того, что он почерпнул из греческих источников, вряд ли можно в каждом отдельном случае твердо устанавливать " первичность" того или другого. С одной стороны, ориентация Цицерона на Антиоха бесспорна, но с Другой - близость его Цицерону определяется не в последнюю очередь собственными предпочтениями автора трактата. Рим- Вступительная статья Екая тяга к " практической жизни", подкреплению теоретических постулатов их реализацией в общественной деятельности, римское стремление к иерархизации и формализации понятий делало академические теории наиболее приемлемыми и привлекательными. К тому же претензия Академии на объединение всех предшествующих школ и построение некой универсальной системы философского знания (в силу этого предельно эклектичного) прекрасно отвечало и желанию Цицерона представить себя носителем " всей мудрости древних", способным открыть и сообщить ее своим римским читателям. Иными словами, Цицерон выбирает из греческого наследия именно то, что хочет выбрать. При этом вне всякого сомнения истинно " цицероновским" можно считать и риторическое оформление трактата. Строя его как последовательное чередование положительного изложения того или иного учения и его опровержения, он не просто следует системе философской аргументации тех же академиков. Здесь прослеживается и очевидно риторическая подоплека - практика так называемых двойных речей, идущая еще от софистов, популярная в Академии (известно, что именно такую " парную речь" произнес во время знаменитого " философского посольства" в Рим Карнеад в 155 г.) и постепенно ставшая одним из расхожих приемов воспитания оратора, когда ему предписывалось произносить две речи с противоположным содержанием. Такая форма для Цицерона являлась идеальным воплощением его идеи соединения риторики и философии, с одной стороны, и поводом продемонстрировать искусство собственного слова - с другой. В этом смысле фраза Цицерона: " Я подчиняюсь твоему желанию и, если смогу, стану говорить, как ритор, только пользуясь философской риторикой..." (" о пределах..." II 17) - может служить символом цицероновского философского стиля и в этом сочинении, и в дру-сяХцРиТОрический инструментарий многократно использует-лее ярки^ е°М На протяжении De Fi™bus. Быть может, наибо-примером могут служить то и дело перебиваю-
|