Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.: Hunt НА The Humanism of Cicero. Melbourne, 1954.






См.: long A Hellenistic Philosophy. L, 1974. P. 229-231; DaviesJ.-C. The originality of Cicero's philosophical works // Latinitas. 1971. 30. P. 105-119.

MacKendrick P. The Philosophical Books of Cicero. L, 1989.

Майоров Г. Указ. соч. С. 9.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 381-394.

F2Cp., например, краткий, но содержательный разбор пробле­мы " Цицерон и Греция" в работе: Kumaniecki К Cicerone е la crisi della repubblica Romana. Roma, 1972. P. 23-25.

Помимо известных опытов перевода Цицероном платонов­ского " Протагора" и " Тимея", комментаторы обнаруживают несомнен­ное влияние, скажем, " Федона" на " Тускуланские беседы", " Федра" на " Оратора", " Филеба" на " Топику" и т. д. См. подробнее, например: Michel A Rhetorique et philosophie chez Ciceron. P., 1961. P. 261-262; MacKendrick P. Op. cit. P. 7-9.

См., например: Klinger F. Cicero // Romische Geisteswelt. Munchen, 1956. S. 92-141.

Цицерон сам не раз с гордостью перечислял всех своих зна­менитых учителей (см., например, " О природе богов" I 6).

О связи содержания этой речи с предметом трактатов " О го­сударстве" и " О законах" см., например: Knoche U. Romische Philosophie. Darmstadt, 1970. S. 118-141. To же относится и к некоторым письмам того же времени - скажем, письмо к брату Квинту (1) прямо именуют " первым философским сочинением Цицерона" (Plezia AM. The first of Cicero's philosophical essays // Ciceroniana: Festschrift Kumaniecki. Leiden, 1975. P. 196-205).

См.: MacKendrick P. Op. cit. P. 228-230.


Вступительная статья

Поэтому многие исследователи считают " О пределах блага и зла" своего рода программным философским сочинением Цицерона -Hunt НА Op. cit.; MacKendrick P. Op. cit. P. 147.

Весьма показательно, что схожим образом комментаторами трактуется, например, еще одна цицероновская категория, важная для этической теории трактата " О пределах блага и зла", - beatitudo " счастье, благоденствие", соответствующая греч. еъбсацоуСа По замечанию одного из исследователей, ее точный смысл можно было бы адекватно передать как " то, что заслуживает беспредельного одобрения", т. е. опять-таки фи­лософский термин приобретает не абсолютный, но относительный, оценочный (причем оцениваемый извне) смысл. См.: Howes JR Cicero's moral philosophy in the De Finibus // Cicero and Virgil: Studies in Honor of HAKLHunt. Amsterdam, 1972. P. 37-59.

Мы лишь констатируем, а не разбираем подробно эти неточ­ности в изложении Цицерона, отсылая читателя к комментарию, со­держащему детальный анализ соответствующих мест.

Ср. эту схему на примере третьей книги: естественные стрем­ления (5 16 и далее) - высшее благо (§ 30 ел.) - добродетели (5 40 и да­лее) - практическая жизнь (§ 60-67) - поведение мудреца (5 68-76).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал