Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О пределах блага и зла. о том, понял ли я что-нибудь, но только о том, убедило ли меня это или нет.
о том, понял ли я что-нибудь, но только о том, убедило ли меня это или нет". VI. 17. " Так в чем же дело, - говорит он, - я очень хотел бы услышать, чтб именно ты не принимаешь? " " Прежде всего, - говорю я, - в физике1, которой он особенно гордится, он совершенно несамостоятелен, повторяет мысли Демокрита2, изменив их лишь очень немного, но делает это так, что именно то, что хочет исправить, он, как кажется мне, искажает. Демокрит полагает, что так называемые атомы, то есть неделимые в силу плотности телаЗ, носятся в бесконечной пустоте, где нет ни верха, ни низа, ни середины, ни конца, ни начала4, и при этом, сталкиваясь в своем движении, они сцепляются, что и образует все то, что существует и что мы видим5; и это движение атомов мыслится не имеющим никакого начала, а происходящим вечно6. 18. Эпикур там, где он следует за Демокритом, почти не оступается. Впрочем, я не принимаю многого у них обоих, и прежде всего у меня вызывает возражение то, что, имея перед собой два важнейших вопроса, касающихся природы сущего, а именно: что есть материя, из которой возникает все сущее, и какова та сила, которая создает его7, - о материи они говорят, оставляя при этом без внимания движущую силу и причину возникновения вещей8. Но это их общий недостаток. Слабость же самого Эпикура заключается в том, что он, представляя эти неделимые и плотные тела несущимися вниз под действием собственной тяжести по прямой (таково естественное движение всех тел)9, 19- Далее, понимая, что если бы все падало прямо вниз и притом, как я уже сказал, по прямой, то никогда ни один атом не мог бы столкнуться с другим, сей хитроумный муж придумывает такой ход: атом де отклоняется совсем немного10, на самое малое, какое только может быть, расстояние11, таким образом образуются соединения, сплетения, сцепления атомов между собой в различных сочетаниях, и из этого создается весь мир и все отдельные его части, из которых он складывается. Эта выдумка Книга первая мало того, что детски наивна, но она и не достигает своей цели, ведь само это отклонение мыслится совершенно произвольно (он говорит, что атом отклоняется без всякой причины, а разве может быть что-нибудь более недостойным для естествоиспытателя, чем утверждать, что нечто происходит без причины?). И он без всяких оснований лишает атом этого естественного движения всех тел, обладающих тяжестью, устремляющихся, как он же сам постулировал, по прямой вниз. Но он не достиг и того, ради чего он все это выдумал. 20. Ведь если все атомы станут отклоняться, то ни один из них не столкнется с другим, если же одни атомы будут отклоняться, а другие под действием собственной тяжести будут двигаться по прямой, то, во-первых, это означает, что атомы будут как бы получать заранее свое предназначение, какому падать прямо, а какому - не по прямой, во-вторых, такого рода беспорядочные столкновения атомов не смогут создать и всей красоты мира12. Из этого затруднения не смог выбраться и сам Демокрит. Недостойна физика и вера в то, что может существовать нечто самое малое. Он никогда бы не сказал этого, если бы предпочел поучиться [геометрии] ]3 у своего приятеля Полиэна вместо того, чтобы заставить того забыть о ней14. Солнце представляется Демокриту большим, ибо он человек образованный и прекрасно знающий геометрию15. Эпикуру же оно кажется величиною что-нибудь в ступню16, ибо он полагает, что оно такого же размера, каким оно нам видится, может немного побольше или поменьше17. 21. Итак, то, что он меняет, он портит, а то, в чем следует, то все это принадлежит Демокриту: атомы, пустота, образы, которые он называет еХбсоАл, под воздействием которых мы не только видим, но и мыслим18, да и сама бесконечность, называемая им raceipfcc, целиком исходит от него же19, равно как и все неисчислимые миры каждодневно возникающие и умирающие20. Хотя я совершенно не принимаю этого, однако мне бы не хотелось, чтобы Демокрит, которого все прославляют, подвергался бы осуждению со стороны своего самого верного последователя21.
|