Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для губ






Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].

Губы округлены, как при произнесении звука [о].

Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].

Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесе­нии звука [и].

Чередование движений от [а] к [и], от [а] к [у] и обратно.

Плавный переход от [и] к [а], от [а] к [о], от [о] к [у] и обратно.

Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и] — [а] — [о] — [у] и в обратном порядке.

Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.

Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы

растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.


«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».

Чередование положений губ.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечис­ленных упражнений только те, которые он считает необхо­димыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

Речевую гимнастику можно сопровождать стихами.

ПЧЕЛА

На цветке сидит пчела, До чего она мала. Набирает сладкий сок Наша пчелка в хоботок.

К. Быкова

Упражнение «Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком».

БУРУНДУК

Носил орехи бурундук, По два за каждою щекой. Насыпал доверху сундук — Не будет голоден зимой.

К.Быкова

Упражнение «Спрячь орех»

Рот закрыт. Напряженным язычком упереться то в одну, то в другую щеку.


 
 


МАЛЯР

Есть у мастера сноровка: Водит кистью очень ловко, Тянет следом за собой Ленту краски голубой.

Удивилась птичья стая, Мимо дома пролетая: «Вот так крыша! Чудеса! Голубей, чем небеса!»

Е.Авдиенко

Упражнение «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кистью, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад.

КАЧЕЛИ

Полетели, полетели, Как на крыльях, на качелях. Все деревья стали ниже, Клумбы дальше, солнце ближе. Мы полета не боимся, Словно космонавты, мчимся, То к земле зеленой вниз, То навстречу солнцу ввысь. В небеса, как птицы, рвемся, Близко купол голубой. И нам кажется, что солнце Рядом — вот подать рукой!

А. Мерзляков

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком потянуться к носу и под­бородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним резцам.


ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Г], [Г], [X], [X']

АРТИКУЛЯЦИЯ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА [Г]

Губы принимают положение следующего звука. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним корен­ным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки смыкаются и вибри­руют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

АРТИКУЛЯЦИЯ МЯГКОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА [Г']

Артикуляция мягкого [г'] отличается от [г] твердого таки­ми моментами: при произнесении [г'] средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько про­двигается вперед и смыкается со средней частью твердого нёба; кончик языка находится несколько ближе к нижним резцам, а губы немного растягиваются и открывают зубы.

АРТИКУЛЯЦИЯ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО [X]

Атикуляция звука [х] отличается от артикуляции звука [г]. Задняя часть спинки языка не полностью смыкается с нёбом, по средней линии языка остается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум. Голо­совые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому обра­зуется глухой звук [х].


АРТИКУЛЯЦИЯ МЯГКОГО СОГЛАСНОГО [X']

Артикуляция мягкого [х'] имеет такие особенности: язык несколько продвигается вперед, и задняя часть спинки язы­ка образует щель с нёбом. Средняя часть спинки языка стремится к твердому нёбу. Кончик языка за нижними резцами и не касается их. Губы несколько растягиваются, открывая зубы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал