Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно по плоти;
29. но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Б) И иудеи содержат истину Божию в неправде (II, 17-III, 20). В предыдущих стихах Апостол поставил иудеев на одну линию с язычниками пред судом Божиим и тем возбудил в них опасения осуждения. В следующих стихах он обращает свою речь исключительно к иудеям и доказывает, что и они, подобно язычникам, содержат истину Божию в неправде. Они и по назначению, и по сознанию своему знают волю Божию не только для себя (II, 17-18), но и для других – язычников (19-20). А так как на деле оказалось, что они живут неисправно, в противоречии и своему назначению и своему сознанию (21-24), то все их преимущества пред язычниками ни к чему: они представляют иудея только худшим язычника (25-29). Вывод этот не мог не встретить возражение: какое же преимущество иудея пред язычниками? Устранив его (III, 1-8), Апостол снова обвиняет иудеев уже не сам от себя, а от лица пророков, и тем ставит их безответными пред судом Божиим (9-20). а) 17. Вот, говорит, он, обращаясь к иудею, ты носишь на себе почитаемое тобою имя Иуды, сына Иакова, которому обетовал Бог скипетр царей, а главное то, что от его племени имел родиться Христос – чаяние языков: тебе дан закон, научающий тебя всему доброму, и тебе не нужно было, подобно язычникам, беспокоиться – доискиваться – что нужно делать, чтобы угодить Богу, и хвалишься, что ты избранный народ, как самый лучший из всех народов, что Бог – твой Бог и ты – Его любимый народ. 18. Ты знаешь волю Божию, определенно выраженную в законе и истолкованную пророками относительно того, как и чем угодить Господу, как богоугодно жить между собою, как и чем заглаждать свои грехи, на что уповать, и правильно разбираться в том, что и как нужно делать во всех случаях твоей жизни; всему этому учит тебя твой закон, читаемый и толкуемый тебе в синагогах. б) 19-20. Ты от оглашения законом получил и ведение, и то, как должно жить по этому ведению (истина), и поэтому убежден в себе, что ты и действительно есть истолкователь (свет, наставник, учитель) ведения не имеющим его, или по природе (младенцам) или по своей воле – небрежности (безумные – не развившие свой разум по небрежности), что ты руководитель – вождь в жизни по закону слепых, блуждающих во тьме неведения. Следовало бы думать, что ты и на деле таков? Но в) 21-22. Ты, зная волю Божию и уча других, как жить по заповедям Божиим, на себе самом и должен бы показать исполнение закона. А ты разве делаешь это? В доказательство порочности иудеев, нарушения ими заповедей Божиих Св. Павел указывает только три порока иудеев – воровство, прелюбодеяние и святотатство, может быть, потому, что эти три порока обозначают три главные порочные склонности: своекорыстие, сластолюбие и гордость, из которых проистекают и все другие пороки. Так, сам учит других не красть, не прелюбодействовать, а сам крадет и прелюбодействует. Сам, хотя и гнушается идолов (после плена иудеи не впадали в идолопоклонство), святотатствует (сл.: святая крадеши). Может быть, святотатство евреев состояло в том, что они из принесенного в жертву Господу утаивали себе лучшее, а Ему приносили худшее, как обличал их в этом еще пророк Малахия (I, 8. 13-14). По связи же речи со следующими стихами (24-25) можно это святотатство понять и так: идолов гнушаешься, а истинного Бога не чтишь как должно – крадешь у Него свое сердце, которое Ему только и должно быть посвящено, предавая его вещам земным, тварным. 23-24. Ты хвалишься тем, что тебе, как лучшему из всех народов, Бог даровал Свой закон. И нужно было делом, исполнением закона, показать, что ты действительно лучший, а ты нарушаешь закон и тем самым не только себя, но и Бога, давшего тебе Свой закон, бесчестишь. Язычники, видя вашу порочную жизнь, с недоумением говорят: неужели Бог, любящий таких порочных людей, есть истинный Бог? Неужели Он не предвидел, что они худы и будут худыми? Так. обр., язычники из-за тебя не прославляют, как бы должно, Бога, а хулят Его, как свидетельствует и пророк Исаия (52, 5). Из сказанного Апостолом прямо следует, что и иудеи, как и язычники, виновны пред Богом и подлежат осуждению. Но иудеи могли подумать, что такое суждение о них не справедливо. Они имеют на себе печать Божию – обрезание, которое избавит их от осуждения. Апостол говорит на это: г) 25. Обрезание, а с ним вместе и весь обрядовый закон, конечно, имеют значение, но не сами по себе, а при исполнении закона, выражающего внутренний нравственно-религиозный строй благочестивого иудея: страх Божий, чувство и дела религиозно-нравственные. Без этого – внутреннего закона, внешнее обрезание не имеет значения. И наоборот. 26. Предположим (аще убо), что необрезанный исполнит, как должно, все требования закона, разве он не получит оправдания, как обрезанный? Мало того, что он сам оправдается, он даже будет судить обрезанного грешника. 27. Этот необрезанный, если исполнит закон, осудит тебя, если ты окажешься преступником закона, к исполнению которого тебя обязывает обрезание и непрестанно побуждает писание. Если тот, кто не имеет писания и обрезания, преступая закон, сесть преступник, то ты, имея писание и закон, делаешься большим преступником из-за писания и обрезания. И что всего ужаснее для иудея, мнящего о себе как об избраннике Божием, его осудит на будущем суде не иудей, а язычник, которого он здесь презирает. 28-29. Иудей веками выработался в определенный, всем известный, тип, внешний закон его, видимо, как бы воплотился в нем. Он исполняет все внешние предписания закона и, как печать это, носит телесное обрезание и считает себя правым пред Богом. Апостол не отвергает и этого – внешнего, но говорит, что в законе есть внутренняя, духовная сторона, которая невидима, так как касается сердца, нравственно-религиозных чувств и настроений. Она главная. Поэтому-то настоящий иудей – не по видимости, но тот, кто духом (сердцем) служит Богу, обрезывает не только плоть свою, по букве писания, но, главным образом, обрезывает сердце свое, по духу писания, отсекая свои страсти. Видимый иудей за внешнее исполнение закона получает похвалу от людей, а иудей по сердцу – от Бога.
|