Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная модель психологической помощи.Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи.






В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А. Эллиса и когнитивную терапию А. Бека, реальностную терапию У. Глассера. Рационально - эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Высказывание стоика Эпиктета: “Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят”. Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания.

РЭТ Эллиса. Источник психол. Нарушений– это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз трактуется как “иррациональное мышление и повед-е”. Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается самообвинение. В направлении разработан “кодекс невротика” – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. “Я должен всем доказать, что я– преуспевающий”; “Я должен нравиться всем значимым для меня людям”. А– активирующее событие, В (belief)– мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating)– последующая реакция на событие (в рез-те мыслительной переработки); Е (effect)– завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное). Цель – помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Позиция психолога директивна. Он разъясняет, убеждает, он– авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность.

Техники. (20). 1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог требует доказательств, уточняет логические основания. Большое внимание уделяется смягчению категоричности: вместо “ты должен”– “мне бы хотелось”. 2. Когнитивное домашнее задание: связано с самоанализом по АВСD-модели и с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций. 3. Рациональнооэмотивное воображение: клиента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет. 4. Ролевая игра –проигрываются беспокоящие ситуации. 5. Атака на страх –выполнить действие, обычно вызывающее страх или психол. Затруднение у клиента. Когнитивная психотерапия Бека. Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройствакогнитивные. В частности, такое когнитивное нарушение, как депрессия, имеет три компонента: 1) восприятие себя; 2) восприятие переживаний; 3) восприятие будущего. Процедура психотерапии заключается в специальной организации общения с психологом, когда задаются вопросы: “Что ты теряешь, если... “ или “Ты знаешь, что бессмысленно попытаться... “ и т.п. Затем составляется постепенно усложняющаяся программа действий. Предпринимаются усилия по снижению уровня самокритики и самообвинения, по выработке альтернативных решений и способов действий. А. Бек предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей, в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений. Реальностная терапия Глассера. Изначально предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами. 1.Исходит из обусловливания повед-я чел-ка собственными решениями. Личность сама выбирает свою позицию – жертвы или деятеля 2.Личность сама выбирает желаемый мир и желаемое повед-е, осуществляя постоянный контроль над ними.3.Отрицание медицинской модели психотерапии терминологии. 4. Позитивная личностная направленность – условие личностного здоровья. Делается акцент на личной ответственности, снижение значимости прошлого и снижение значимости эксплуатации переноса (трансфера) в психологическом консультировании и психотерапии (не играть роль отца или матери в работе с подростками). Цели: помочь клиенту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели – достижение личностной независимости, повышение уровня самосознавания и разработка плана личностного совершенствования. Позиция психолога: близкая к учителю; требуются качества: сензитивность, эмпатичность, способность быть требовательным и служить моделью повед-я. Позиция клиента: начальное повед-е клиента – неадекватно, нереалистично и безответственно. Важным моментомпоэтому выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое повед-е. Не пользуясь психотехникой в привычном смысле этого слова (интерпретация, инсайт, паузы, анализ сопротивления и т.п.), представители реальностной терапии основной инструмент практической работы нашли в последовательной реализации семи этапов (шагов) совместной с клиентом работы.1.Установить отношения с клиентом. 2. Забыть о прошлом и основное внимание уделить текущему повед-ю. 3. Поощрять клиента к оцениванию его повед-я. 4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть прост и ясен, конкретен (что, когда, где, как). 5. Взять обязательство о выполнении плана. 6. Отказ в принятии извинений. 7. Быть жестким, но избегать применения наказаний. Применяется при работе с трудными подростками, заключенными, там, где требуется краткосрочное психологическое вмешательство.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал