Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая модель психологической помощи.




Гуманистическая психология Роджерса. В центре – уникальная личность. Отношения между психологом и клиентом должны характеризоваться уважительным отношением, верой в его способности, эмпатией, конгруэнтностью–искреннее выражение своих чувств, положительных и отрицательных. Внимание концентрируется не на проблемах чел-ка, а на нем самом, на его “Я”. Цель: помощь в личностном росте, развитии, благодаря которому чел-к сам решает свои проблемы. Роль психолога. должен создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. Помимо трех основных компонентов роджерианской психотехники (конгруэнтности, эмпатического слушания и заботы) выделяется семь этапов консультативного процесса: 1. Заблокированность внутренней коммуникации(отсутствует сообщение личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям) 2.Самовыражения(когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы со всеми своими ограничениями и последствиями). На третьей и четвертой стадиях происходит развитие процесса самораскрытия и принятия себяклиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности. 5. Преодолевается отчужденность от своего “Я”, и, как следствие, возрастает потребность быть собой. 6.Развивается конгруэнтность, самопринятие и ответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое. На седьмой стадии, стадии личностных изменений, открытости себя и миру психолог уже становится ненужным. Гештальттерапия. Основатель – Перлз. “Здесь и сейчас” – основное понятие и принцип гештальтттерапии. Люди тратят свою энергию на сожаления о прошлом и на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования ее для решения насущных задач. Согласно концепции “незавершенного дела”, неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. Худшим видом “незавершенного дела” является обида. Уровни невротичности – понятие, разработанное Ф.Перлзом. Согласно Ф.Перлзу, который сравнивал структуру личности с луковицей, нужно сбросить пять слоев невротичности, чтобы достичь психологической зрелости: 1) слой фальшивого ролевого повед-я (привычные стереотипы, игры, роли; 2) слой фобий, на котором клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями; 3) слой “тупика и отчаяния”– моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности; 4) слой доступа к своему подлинному “Я” (когда чел-к в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней; 5) слой эмоционального взрыва, когда клиент сбрасывает с себя фальшивое и наносное и начинает жить и действовать от своего подлинного “Я”. Цель – помочь чел-ку полностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспомогательные: 1) обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания; 2) смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности; 3) обнаружение психол. Блоков, препятствующих росту, и изживание их. Позиция психолога. рассматривается как “помощник”. Он старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента– скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, главное, – на осознавание “паттернов”, схем своего повед-я и жизни. Психотехники: “Экспериментальный диалог”, или “пустой стул”, предназначен для проработки внутренних конфликтов клиента. Построена техника на использовании психодрамы, происходящей между двумя полярными позициями клиента, например, позицией жертвы и агрессора. Диалог осуществляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. “Идти по кругу” – клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового повед-я и свободы самовыражения. Техника “наоборот” (“перевертыш”) – клиент должен сыграть повед-е, противоположное тому, которое ему не нравится. “Экспериментальное преувеличение” – гиперболизация телесных, вокальных и др. Движений. Использование техники приводит к развитию внутренней коммуникации. “Психодрама” –используется для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые не интерпретируются, а драматизируются. Трансперсональная психотерапия С.Грофа. Системы конденсированного опыта (СКО) СКО включают в себя и добиографические, перинатальные– связанные с рождением – переживания. Трансперсональные переживания – переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь чел-ка со Вселенной, (на макро и микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. Акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья. Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на “опыте”, на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего “над” отметается с самого начала. Психотехники. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования. Ребрифинг: пациент ложится наспину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобынасытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания. Техника “свободного дыхания” – аналогично – достижение гипервентиляции. Добавляют специально подобранную музыку. В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки “мандал”, при которых круг “мандалы” заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских подходов.



Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал