![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Это объективные (факторы среды) и субъективные (индивидуально-личностные особенности).
Объективные – семья, социальные институты. Субъективные: Особенности темперамента К свойствам «трудных» темпераментов относят: неритмичность, низкая адаптивность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство. Особенности отношения к событиям Экстроверты – менее стрессоустойчивы, т.к. В неприятностях не видят закономерностей и воспринимают их как случайное событие, не связанное с их личным участием. Интроверты – более стрессоустойчивы, т.к. Обладают внутренним контролем и самооценкой, чувством собственного предназначения и собственных возможностей. Стрессоустойчивость Критичность – это степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. У уравновешенного человека стремление к риску (тенденция к изменению) и безопасности (тенденция к сохранению стабильности) находятся в оптимальном равновесии. Это равновесие одновременно развивает и предотвращает саморазрушение. Излишняя комфортность среды Это риск воспитать скучную, малоинтересную и нежизнеспособную личность. Факторы риска заставляют ребенка стремиться выжить, обучают и развивают. Это объясняет, почему не все дети в неблагоприятных условиях добиваются жизненных успехов. Положительный фон настроения Хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым. Пессимизм – понижает стрессоустойчивость. Оптимизм - адекватное объяснения и описания неудачи, отсутствие самообвинения и неправомерности ее обобщения. Модели психологической помощи по направленности (ориентированности): медицинская, педагогическая, социальная, диагностическая, психологическая. Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье – содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Социальная модель используется в тех случаях, когда трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе идёт на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи. Диагностическая модель. (На примере из семейной психологии) Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Психологическая (психотерапевтическая) модель. В реальной практике при оказании помощи в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.
9. Психологическая культура и её роль в сохранении психического здоровья человека. Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции. Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения. Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность Психологическая культура - это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития. Носителями психокультуры: личность, группа этнос, социум. Соответственно, психологическая культура личности - это характерные для определенного человека закономерности психики, формы ее регулирования и развития. Психологическая культура проявляется в уровне и формах развития психологической компетентности и практического использования представлений о психике, в способах формирования психических качеств. Психологическая культура представляет собой предмет психокультурологии - междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией.
|