Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные тенденции, проблемы и перспективы в развитии психпомощи
Можно выделить следующие главные области применения науки и искусства психологической помощи. 1. Психическое (и духовное) развитие ребенка. Специальными проблемами здесь становятся: психологическая помощь ребенку в преодолении эдипова комплекса; психологическая помощь в избегании эмоциональных травм при осознании неизбежности смерти либо в случае действительной потери родителей и близких родственников; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм. 2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Главное направление работы в данной области— помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей и идентификация подростка с другими значимыми лицами. Психотерапевт сталкиваются здесь со всем возможным спектром проблем подросткового возраста — чувством неполноценности, осознанием ограниченныхвозможностей родителей, сексуальными проблемами, борьбой за личный и социальный статус и т.п. 3. Брак и семья. Супружеские и родительские конфликты, психологическая помощь разведенным семейные кризисы, отношения в семье — привычные проблемы в этой области. Причём в США, например, к этому прибавляются проблемы при заключении брака между лицами разных конфессий. 4. Проблематика психического и личностного здоровья. Традиционная превентивная и текущая помощь при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствамит настроения, алкоголизмом, наркоманией и т.п. 5. Отдельной и глубоко разработанной областью психологической помощи является психологическая помощь умирающему и психотерапия горя. В американской психотерапии только последних лет можно насчитать более 700 работ. 6. Проблемы пожилого возраста. Удовлетворение эмоциональных запросов пожилых людей, отклик навозникающие религиозные проблемы, регулярный патронаж и помощь в организации соответствующего стиля и способа жизни. 7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки — давноуже освоенные области работы, где проблемы личности, а также духовности представляют собой настолько же привычные, насколько и требующие постоянного усилия проблемы. 8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы и т.п. 9. Школьное консультирование, охватывающее проблемы отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителями, проблемы школьной успеваемости и т.п. 10. Профессиональное консультирование, включающее в себя как общуюориентировку в выборе той или иной профессии, так и частные вопросы: как составить “резюме”, как и где получить вторую профессию и т.п. 11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике: барьеры в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, 12. Управленческое консультирование (консультирование в организациях). Возникший в 1970-е годы, к настоящему времени данный вид социально-психологической помощи обладает широким спектром возможностей, включающих помощь в принятии управленческих решений, тренинг коммуникативных навыков, отслеживание и разрешение конфликтов, работа сперсоналом и т.п. При этом нельзя не отметить любопытное обстоятельство, касающееся развития психологической помощи в тех или иных странах в зависимости от уровня экономического развития и качества жизни. Так, в развитых странах Европы и Америки, где после Второй мировой войны материальныепроблемы существования в целом были разрешены основной акцент приходится на уникальность, ценность и безусловную значимость личности, личностного бытия, что, собственно говоря, и находится в центре проблематики психологической помощи. В странах же третьего мира и бывшего “социалистического лагеря” упор делался не столько на личность, сколько на социальные и социально-психологические аспекты бытия.
|