Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность и профессиональное развитие практического психолога.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога: • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; • аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; • богатое воображение, интуиция; • высокий уровень интеллекта. Профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, он также определяется уровнем развития личностно-профессиональных качеств, направленностью, особенностями мотивации, профессионально-ценностными ориентациями и смыслом, который профессионал вкладывает в свою деятельность. Под развитием профессионализма практического психолога мы понимаем изменение внутренней характеристики человека, происходящее в процессе формирования субъектной позиции, которая проявляется в направленности на овладение профессиональной культурой, в понимании сущности профессии, ответственности, аутентичности, профессиональной идентичности, удовлетворенности самореализацией, способности к самотрансценденции. Чем выше степень развитости и интегрированности данных характеристик практического психолога, тем выше уровень развития профессионализма. Основой успешного профессионального становления психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития. В требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики: психолог должен иметь высокие общие способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Психолог социально активен, любит работать с людьми, ориентирован на социальное признание (одобрение), великодушен к людям, легко формирует активные группы, имеет высоко развитую коммуникативную компетентность.[9] Такой «идеальный» психолог компетентен в вопросах взаимодействия с разными субъектами образования, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный. Он смел, быстро решает практические вопросы. Его эмоциональная сфера устойчива, он выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Данные требования можно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
|