Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8. 1. В этом стихе Апостол делает вывод из предыдущих 24 и 25 стихов: падший человек, измученный грехом
1. В этом стихе Апостол делает вывод из предыдущих 24 и 25 стихов: падший человек, измученный грехом, в горести взывает: кто избавит меня от тела смерти? Апостол кратко указал Избавителя в лице Иисуса Христа. Итак, теперь нам, верующим, нет осуждения, мы избавлены от закона греховного, живущего во плоти, потому что мы уже не по плоти живем, а по духу, теперь мы не только будем услаждаться духом закона Божия, но и исполнять его. Но каким образом то, что под законом сделать было невозможно, в виду совершенной испорченности человека, теперь стало возможно? Откуда дух человеческий возьмет сил, чтобы господствовать над плотью и грехом? Это совершается обновлением духа человечества под влиянием духа Божественной благодати, которая дарует силы первому возвысится и торжествовать над греховностью, поработившей человека и ставшей для него законом. 2. Почему верующий теперь живет – действует не по плоти, как раньше, а по духу? Потому, говорит, что в него вселился новый дух, который освободил его от закона греховного, и он не грешит. Но что это за сила, для чего и как она явилась и как совершит освобождение от греха? По первоначальному своему назначению человек должен бы жить в духе, вдунутом в лицо его Богом, этим духом определяться во всей своей деятельности душевной и телесной, все одухотворять в себе его силой, воплощая, таким образом, в себе в полноте волю Божию. Такую силу дух человека мог иметь только от Бога, от общения с Ним. Но с падением общение прекратилось, а вместе стала ослабевать и сила духа, и власть его перешла к самому человеку, потому что он сам для себя хотел быть Богом. Из этой ложной самостоятельности образовалось множество страстей (гордость, честолюбие, славолюбие, гнев, ненависть и др.). Эта страстная самоугодливость, внесенная насильственно в природу человека, извратила ее естественные силы, потребности и отправления душевно-телесной жизни и, сверх того, занесла многое, чему нет в нашей природе никакого сродства, никакой опоры. Наслаждение от удовлетворения страстей склонило сердце на их сторону. Все это так укоренилось в человеке, что стало обычным порядком в его жизни, законом греховным. Страх Божий и совесть, хотя еще существовали в духе, но, по отделении духа от Бога, сделались слабыми и не могли удерживать человека от его греховной жизни. Из сказанного ясно, в чем должно состоять избавление человека, именно – в усилении или обновлении его духа Духом Божиим. Это – новый закон жизни во Христе Иисусе. Вера в Иисуса Христа привлекает благодать, которая, входя внутрь, пробуждает страх Божий, а он оживляет совесть. С этого момента начинается забота о спасении. Человек оглядывает свою жизнь и, находя ее крайне грешной, решается все изменить и жить по-новому. При таком твердом решении он в таинствах получает благодать внутрь (доселе она действовала со вне), которая, вселившись в человека, дает ему ощутить или вкусить всю сладость жизни в Боге, пред которою все доселе испытанные сласти – ничто, чем и привлекает к себе сердце. Дух человека, введенный снова в общение с Богом, приобретает от него могучую силу противоборствовать страстям, которые теперь, не имея уже опоры в самоугодии и в сердце человека, испытавшем высшее наслаждение от вкушения благодати, легко побеждаются и даже изгоняются из человека. Душевно-телесная жизнь, вступившая под власть духа, снова приобретает свое нормальное течение. Все это и составляет закон жизни во Христе Иисусе, освобождающий человека от закона греха и смерти. Как же состоялось такое утверждение нового закона? 3-4. Когда у падшего человека были ослаблены страх Божий и совесть грехом, тогда Бог дал ему закон в помощь совести, но закон, хотя и довел человека до сознания его греховности, однако не имел силы, оказался немощным, побороть грех, укоренившийся в его плоти. Тогда Бог послал Сына Своего, принявшего естественную плоть, не зараженную грехом (подобие плоти греховной) для заглаждения греха, жертвою Своею, чистой плотью (крестными страданиями), и в ней же осудил грех, отняв у него силу в этой Своей плоти, как безгрешной, а верующим в Него даровал благодатные силы, чтобы они могли оправдаться, т.е. в состоянии были исполнить святой Божий закон и быть праведными пред ним, живя не по плоти, а по духу, потому что только живущие духом могут исполнить закон. Почему? 5. Потому что живущие в плотоугодии не радят о законе Божием. Все их заботы посвящены плотским интересам. Только живущие по духу заботятся о соблюдении закона, потому что все их мысли, чувства, желания и дела направляются к Богу, чтобы угодить Ему и не лишиться общения с Ним. Почему духовные помышляют о духовном? 6. Потому что духовное помышление дает жизнь и мир, а помышление о плотском – смерть. Каким образом? Опытно известно, что ничто так не укрепляет жизнь по духу, как сознание ощущения и вкушения нравственно-религиозного благосостояния и воспоминания о том, источником какого безотрадного томления служит жизнь по плоти. И действительно, живущий по духу, и думающий так, живет духом в Боге и, укрепляясь Его силой, направляет действие души и тела к благоугождению Бога. Находясь в живом общении с Источником жизни, обильно исполняется истинной жизнью, которая во все вносит гармонию и мир, прекраснее и сладостнее чего человек не может себе и представить что-либо на земле. Напротив, руководство плотским, - жизнь в отдалении от Бога и с забвением о Нем, жизнь сластолюбивой самоугодливости, движимой и волнуемой страстями, сушит природу человека, вносит разлад, разъедающий ее. Это отзывается томлением, похожим на агонию смерти. Боясь такого мертвящего состояния, вступающий в сферу господства духа всеми силами держится на своей позиции, тем более, что ощущает и вкушает даруемые ею жизнь и мир. Что жизнь по плоти – смерть? 7-8. Жизнь плотская по самому существу своему есть вражда на Бога. Истинная жизнь есть живое общение с Богом, а душа плотская, родившаяся вследствие отторжения от Бога, не только далека от этого союза, но и отвращается от него. Поэтому естественно она рождает смерть и даже сама есть смерть. Жизнь плотская – плотское мудрование, все сосредоточено на устроении земного благополучия, полагая его в удовлетворении душевных и телесных потребностей, извращенных страстями. Этим оно занято день и ночь. К Богу же и вопросам религиозным душа у него не лежит. И крайний предел вражды на Бога есть деятельное, с яростью, восстание против Божественных порядков, сопровождаемое богохульством и решимостью отвлекать от Бога других. Апостол, здесь имеет в виду тот вид вражды, который явно не восстает против Божеского, но только не покоряется закону Божескому, обольщая человека противным ему. И это делается всякий раз, когда человеку нужно бывает действовать согласно закону. Отсюда далее Апостол и прибавляет, что плотское мудрование даже и не может покориться закону, пока оно действует в человеке. Поэтому естественно – живущие по плоти в страстном самолюбивом самоугождении уже не могут угодить Богу, потому что не хотят исполнять волю бога и Его закон, - не лежит к Нему их душа, занятая заботами о земном. 9. Римские христиане, по мнению Апостола, своей верой во Христа и решимостью жить по закону Божию, восстановили в себе и над собой власть своего духа, потому что благодать Св. Духа, сообщенная им в таинствах, поселилась в них и укрепила их дух, поэтому они живут уже не по плоти и ее похотям, а по духу, и суть христиане, потому что кто не имеет благодати от Христа, тот не Христов – не христианин. 10. Кто имеет в себе Дух Христов, тот имеет и Христа, - крещающийся облекается во Христа. С момента вселения Христа, плоть умирает для греха. Не то это значит, что грех в христианине сам собою (механически) уничтожается, а то, что благодатью Христа дается духу сила победить его. Страстное и греховное, как только выпадает к тому случай, тотчас является и предлагает себя сознанию и воле. Но если сознание и воля в тот час отвернутся о него с презрением, перейдут на сторону духа и молитвенно обратятся к Господу Иисусу Христу и Духу Его, живущим в нем, и то все плотское и страстное тотчас же исчезает. Таков закон жизни истинных христиан. При постоянном пребывании в нем, плоть становится совершенно мертвой для греха, бесстрастной. Это состояние и разумеет Апостол, когда говорит, что плоть мертва греха ради. Когда тело умирает для греха, тогда дух наш становится тем, чем он и должен быть пор своей природе – жизнью для праведности – жизнью в Боге и исполнением Его святой воли. Вот в чем состоит восстановление нашей падшей природы по определению Божией правды. Однако этим не исчерпывается вся восстановительная сила во Христе Иисусе. Полное восстановление человеческой природы совершится, когда уничтожена будет смерть и вся тварь освободится от суеты.
В) Явление правды Божией в царстве славы (VIII, 11-39). а) 11. Человек был осужден за первородный грех на смерть. Теперь во Христе он духовно восстал, а потому со временем с силою Духа Божия, обитающего в христианах, восстанет как восстал телесно Христос. Под каким же условием свершится это восстание тела после смерти? 12-13. Обещая христианам вечную жизнь, Апостол ставит условием ее здесь на земле – жизнь по закону духа, а не по закону плоти – нашего плотского, сластолюбивого и страстного «я». Ибо, если, говорит, будем жить по законам плоти, то умрем, подвергнемся суду и осуждению не только в будущей жизни, но и здесь разъедающему яду смерти. Семя смерти кроется в страстях и самоугодиях: они вносят в душу и тело разъедающий яд расстройства и разрушения. Смерть вечная есть мучение. Жить по духу значит жить в Боге, стремясь благоугождать Ему верностью Его заповедям. Кто руководится духом своим, укрепляемым силою благодати Христа, тот умерщвляет дела плотские (страстные помыслы и пожелания) тем, что относится к ним невнимательно, с презрением, и молит Иисуса Христа о помощи и избавлении от них. Такая жизнь в духе или под руководством духа есть семя жизни вечной, начинающейся здесь, и имеющей увенчаться наследием Царства Небесного. Далее Апостол указывает основания, для такой христианской надежды. 14. Он говорит, что вечно будут жить только те, которые живут под руководством духа. Ибо кто живет по духу, тот возрожден к такой духовной жизни Духом Божиим и руководится Им, и есть сын Божий. Что значит – водится Духом? В таинствах верующие получают благодать Св. Духа, которая рождает их к новой духовной жизни. Но этого недостаточно: можно и после этого опять подпасть обольщениям греха и грешить. А чтоб не грешить и продолжать жить по духу, нужно руководство Духа Святого, Который влагает в дух наш соответственные мысли, чувства и желания, верующий же должен внимать этому и руководиться им. Только такое возрождение и руководство Св. Духа дает право на сыновство Богу. Из чего же видно, что верующие – сыны Божии? 15. Из отношения верующих к Богу. Вы, говорит Апостол, приняли не духа рабства из страха, а духа усыновления из любви. В ветхом Завете дух закона состоял в том, что он страхом наказания удерживал людей в покорности себе, и бывшие под законом покорялись ему, как рабы, невольники, так что дух жизни, навеянный всем существом закона, был духом рабства и страха. Дух евангельской жизни не таков: здесь служат Богу духом не как рабы, а как дети в доме родительском из любви к Нему, и свою любовь к Богу, как Отцу, выражают в молитве, когда называют Его своим Отцом. Смелость эту к Богу, как к Отцу, внушает верующим вместе с духом нашим и Святой Дух.
16. Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.
|