Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, 33. как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Исаия 28, 16; 8, 14). 20-21. Кто ты человек, что осмеливаешься спорить с Богом? Ведь ты – творение, а Он – твой творец. Разве можно допустить, чтобы творение, (будет ли то какое-либо изделие, ваяние, лепление, здание, или сосуд глиняный, так и ты, человек), могли бы сказать создавшему их: зачем он сделал их такими, а не другими. Творец как хочет, так и распоряжается Своим творением. Но, если Бог, подобно горшечнику, который из одной и той же смеси глины делает не одинаковые сосуды: одни для почетного употребления, другие для низкого, так же поступает с совершенно одинаковыми по своим качествам людьми, - одних милует, других ожесточает и губит, то тем самым Он, по-видимому, нарушает свободу воли человека? Но, человек, как творение Божие, спорит с Богом – Творцом своим, противится Ему, стало быть, имеет свободную волю и на добро, и на зло, и даже на противление. Как же понимать пример Апостола? Св. Златоуст объясняет, что Апостол своим примером хочет убедить слушателя во всем покоряться воле Божией и ни в чем не требовать от Него отчета. Как горшечник из одной и той же глины делает, что ему угодно, и никто ему не противоречит: так и ты не спрашивай и не допытывайся у Бога, почему людей, хотя ни одного и того же рода, одних наказывает, а других награждает; напротив, благоговей пред Ним и подражай глине. Как она покорна рукам горшечника, так и ты покорствуй определению Распределителя вселенной. Он действует не без намерения и не как случится, хотя ты и не постигаешь тайн премудрости. Хотя горшечник из одной и той же глины изготовляет разные сосуды, но почетное или не почетное употребление их зависит от воли пользующихся ими. Так и здесь, дело зависит от свободного произволения людей, сообразно с которым, Бог, предвидя его, одних предопределяет к чести, а других к бесчестию. 22-24. Речь Апостола в 22 и 23 стихах усеченная, в ней опущена вторая – соответствующая первой (если) часть предложения (то), которую следует пополнить из предыдущего стиха, потому что приведенные стихи служат выводами из него. Будет так: Если Бог щадил сосуд гнева к погибели, а других предуготовлял в сосуды милосердия, то ужели Он не в праве был сделать это, или быть может, кто-либо станет с ним спорить – почему Он так сделал? Как сделалось, что одни присуждены к сосудам гнева, а другие к сосудам милосердия, и для чего Бог сделал то и другое? Бог долго щадил Фараона, а он все более и более упорствовал, и ожесточался и чрез это подготовлялся в сосуд гнева, тогда Бог и погубил его Своим гневом. Точно также во время долготерпения подготовлялись Богом сосуды милосердия: Бог руководил их, а они охотно подчинялись Его воле. Для чего Бог так сделал? Для того, чтобы над сосудами гнева показать гнев Свой и явить славу Свою, как Он поступил с Фараоном, как поступает и со всеми, не покоряющимися Его воле, временно наказывая их разными бедствиями, чтобы они почувствовали гнев Его и раскаялись. А на сосудах милости показать богатство славы Своей – Своего человеколюбия, милости Своей к ним, подкрепляющей их в бедствиях, столь обычных в этой жизни. Кто же эти сосуды милости Божией, образовавшиеся во время долготерпения Божия и выделенные Им из массы человечества? Это те, которых Он призвал к славе Своей, - к вере и чрез веру в славное Царство благодати. В сосуды милости Господь избрал достойных из всех людей, - иудеев и язычников. Иудеи, как народ Божий, естественно, должны быть сосудами милости Божией; но как могли попасть в сосуды милости язычники? не люди Божии? Апостол говорит, что избрание язычников давно было предречено Господом, и приводит об этом два пророчества Осии. 25-26. Прор. Осия приводит слова самого Бога, относя их к десяти коленам Израильского народа, которые отпали от истинного Бога: впав в идолопоклонство, стали как язычники – нелюбимыми Богом, не людьми Его. Но Бог в свое время снова призовет их к Себе, если они раскаются, и снова назовет их Своими возлюбленными и народом Своим. Далее Апостол приводит два пророчества из прор. Иссии о том, что и иудеи не все приняты будут в обетованное царство спасения во Христе Иисусе. 27-29. Смысл первого из приведенных пророчеств Иссии такой. Бог назначил Ассириан быть бичом Своим на нечестивых и беззаконных, в том числе и израильтян. Но и сам Ассур будет поражен Богом за свою гордость. Тогда оставшиеся от разгрома иудеи обратятся к Богу и Он из всего многочисленного народа, плененного Ассуром, спасает только остаток, - малое число их, разумея под спасением остатка невозвращение из плена, а нечто другое, - дело решительное, которое совершит Господь по правде на земле. Какое же это решительное дело. Это – явление Христа на земле, к Которому призваны будут все народы (Ср. Аггея 2. 7, 8; Евр. 12, 26). Во втором, приведенном Апостолом пророчестве, поясняется, что разуметь под остатком. Он назван здесь семенем. Смысл пророчества такой. Прор. Исаия обличает иудейский народ в нечестии и, указав на бедствия, постигшие их за это нечестие (1, 7), предсказывает, что Господь погубил бы их окончательно, как Содом и Гоморру, если бы между ними не осталось доброго семени, - людей блогочестивых и благодетельных, ради которых Он и щадил народ. Это то семя или остаток и суть истинные чада Авраама, чада обетования. Из всего, сказанного Апостолом, следует, что если спасение зависит исключительно от милости Божией, а не от заслуг человека, то она и должна быть усвоена преданностью воле Божией и верою в Его милосердие. Язычники воспользовались этим средством, потому что не имели откровенного закона, не полагались на свои права, и – получили спасение. 30. Какая же причина тому, что язычники, не заботящиеся о праведности, а живущие под руководством самоугождения, думавшие лишь о благополучии земной жизни, когда услышали Евангельскую проповедь, то поверив ей, приняли крещение и с ним благодатные дары, обновляющие и укрепляющие жизнь духа, стали жить праведно? Причина тому – вера их в Евангельскую проповедь и по вере – дела или жизнь. Израильский же народ, полагаясь на свою праведность, а не на милость Господа и веру, заблудился на пути спасения и не получил оправдания в царстве благодати. 31-33. Закон правды, начертанный в природе человеческой, состоит в том, чтобы, помня Бога и содержа страх Божий, жить по воле Его, известной людям чрез совесть, в надежде будущей благодатной жизни. Этот закон правды сознавался и язычниками, но смутно. Израиль же имел верное Богопознание, имел писанный закон, точно и подробно определявший все нужное для благоугождения Богу, и будущую жизнь разумел яснее язычников. Поэтому он мог идти путем верным во след закона правды, (искать праведности), чтобы достигнуть его, - исполнить. Святое семя, люди благочестивые, почившие на лоне Авраама, достигли до закона праведности. Кого же разумеет Апостол под Израилем, не достигшим до закона праведности? Современных ему евреев – в Иерусалиме и в рассеянии, не уверовавших в Евангельскую проповедь и Христе Господе Спасителе. Этот Израиль тоже искал праведности законной, но не достиг ее, потому что искал ее не в духе веры, а только в делах закона. В делах следует различать внешнюю – видимую и внутреннюю – духовную стороны, - т.е. самое дело т расположение, с каким оно делается, дух, приникающий его. Для примера можно взять учение о милостыне, раскрытое у Св. Ев. Мф. В нагорной беседе. Одни делают доброе дело из тщеславия, а другие из побуждений любви и милосердия. Так точно и по отношению ко всем делам закона – можно их видимо исполнить, но расположения и духа законных не иметь. Это и будет праведность от дел закона, но без правды, сообразной с законом, правды без доброго расположения и духа. Все это и разумеет Апостол, когда говорит, что дела евреев были не от веры. Поэтому, опираясь на свою видимую законную праведность, без веры, они не захотели признать и принять правды от веры – Евангельской проповеди. В тоже время, руководясь духом себялюбия и мира, они ожидали, что Мессия, придя, похвалит и наградит их за их дела закона. Но пришедший Мессия, Господь Иисус, не только не похвалил и не наградил их за внешнюю их праведность, а порицал и грозил наказанием (Мф. 23, 13-39 и др.). Поэтому они и не узнали бы в Нем ожидаемого Мессию – преткнулись о Него, как о камень преткновения и соблазна. Претыкается о камень тот, кто слеп и не видит на пути своем камня, или кто идет, засматриваясь по сторонам. Так и иудеи были ослеплены своей законной праведностью, засмотревшись на нее, не заметили на пути своей жизни, камня преткновения, пришедшего – Мессию, и споткнулись о Него, потому что не уверовали в Него (Феод.), а не уверовавши не постигли закона правды о остались вне Божиих обетований. Все это предсказано было издревле. Обетованный там назван камнем, положенном на Сионе, потому что Им и на Нем имело основаться Царство Божие, царство правды и святости, царство сынов Божиих. Камнем же преткновения и соблазна Он назван не потому, что намеренно был положен для преткновения и соблазна, но потому, что многие имели не понять, что Он есть, соблазниться о Нем, не поверить в Него и чрез это преткнуться. Как было предсказано, так и исполнилось на Христе Иисусе. Евангелисты не раз замечают, что многие соблазнялись о Нем. Он – Сын Божий, не имеет где главы преклонить, терпит поругания и даже смерть от злодеев. Только речи и дела Его свидетельствовали, что Он не от земли. Так было и во время Апостольской проповеди. Предмет веры прикровен и уразумевают его только те, кого привлекает Отец к Сыну (Иоан. 6, 44). Такие не постыдятся – получают величайшие блага (Феод.). Сколько крепости надо иметь, чтобы веровать, когда кругом неверие, издевающееся над верою, а предмет веры – прикровен! И, однако, несмотря на все сомнения, они веровали и в вере своей проявили мужественный подвиг, не стыдились того, во что верили, потому что с верою получали благодатные дары, ощущаемые духом, которые превышали все блага мира.
|