Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Особенности воспитательной работы в зарубежной пенитенциарной практике
Современная западная пенитенциарная наука. Электронный мониторинг – форма наблюдения, контроль за правонарушителем. Реформирование уголовной и уголовно-исполнительной политики с учетом развития концепции «общественного блага» (удовлетворение потребностей общества и самих осужденных) в западных странах и США. История создания системы Community Corrections («Исправление в сообществе»); стратегия развития альтернативных наказаний и новая парадигма санкционирования отдельных видов преступлений. Программа альтернатив «Бут Кэмп» (Boot camp) («Лагерь ботинка») – промежуточная программа исполнения наказания в США (штат Нью-Йорк и Луизиана) и предназначена для правонарушителей, не отбывших тюремный срок. Модель военизированного лагеря (строгая дисциплина, повиновение, разделение по отрядам, физические тренировки и внутренние церемонии, тяжелая ручная физическая работа, интенсивные психологические тренинги). Интенсивная пробация – альтернативное наказание, вовлеченность правонарушителя в процесс собственного исправления. Постоянный контроль за осужденным, неукоснительное исполнение обязанностей. Общественные центры возмещения ущерба (от трех до двенадцати месяцев, в некоторых случаях – до двух лет) – места круглосуточного стационарного пребывания правонарушителей. Особенность центров – зарплата и все доходы осужденных поступают в распоряжение центров для обеспечения компенсации. Профессиональное обучение осужденных, полная занятость, образовательные программы с возможностью получения необходимых навыков работы в центре, возможность лечения от наркотической и алкогольной зависимости. Опыт реализации образовательных программ для осужденных в пенитенциарных учреждениях США. Исполнение наказаний в Австрии. Использование сетевых и информационных технологий в тюремных администрациях. Использование специальных педагогических методик и интенсивного проведения занятий по физподготовке на свежем воздухе для несовершеннолетних осужденных. Проект «Теле-обучение»: получение образование дистанционным методом. Применение современных педагогических форм и методов обучения. Формы досуга (радио и ТВ, различные групповые консультации, театры, литературные и музыкальные кружки и т.д.). Воспитательная работа с осужденными в Швейцарии. Условное и безусловное наказание в виде лишения. Уголовно-правовые меры. Меры педагогического и медицинского характера по отношению к больным правонарушителям, страдающим психическими расстройствами, больным алкоголизмом и наркоманией, в отношении лиц, совершивших половые преступления, а также насильственных преступников. Опыт Италии и Швеции, Англии и Финляндии в области воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы. Необходимость развития международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО РАЗДЕЛУ
Нормативно-правовые акты: 1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. 2. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 3. Закон РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» // Российская газета. 1995. 25 мая. 5. Федеральный закон от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Российская газета. 1995. 17 августа. 6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. 7. Постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 года № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 32. Ст. 3787. 8. Приказ Минюста РФ и Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 года № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». 9. Приказ Минюста РФ от 14 сентября 2000 года № 162 «Об утверждении Положения о комнате воспитательной работы учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». 10. Приказ ГУИН Минюста РФ от 26 июня 2001 года № 118 «Об утверждении норм положенности оборудования комнат воспитательной работы учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции». 11. Приказ ФСИН России от 3 июня 2005 года № 404 «Об утверждении формы статистической отчетности 15-ИУ «Отчет о состоянии дисциплинарной практики среди осужденных, отбывающих наказания в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России». 12. Приказ Минюста РФ от 21 июня 2005 года № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний». 13. Приказ Минюста РФ от 21 ноября 2005 года № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы». 14. Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» 15. Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 года № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
Основная литература: 1. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. Рязань: Академия ФСИН России, 2010. 2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – М.: МарТ, 2004. 3. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993. 5. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: учеб. пособие. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. 6. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.
Дополнительная литература: 6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. – М.: Владос, 2003. 7. Духовно-нравственные аспекты профилактики преступности несовершеннолетних: сб. материал. научн.-практич. семинара. – Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2001. Духовно-нравственные аспекты профилактики преступности несовершеннолетних: сб. материалов научн.-практич. семинара. – Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2001. 8. Зауторова Э.В. Воспитательная работа по развитию культуры речи несовершеннолетних осужденных: методические материалы для организаторов воспитательной работы в воспитательных колониях и специальных детских учреждениях. – Вологда, 2009. 9. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных к лишению свободы: монография. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. 10. Зауторова Э.В. Развитие профессионального ориентирования несовершеннолетних осужденных: метод. матер. для сотрудников ВК. – Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2003. 11. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. / под. ред. Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. 12. Методические рекомендации по организации психологической работы с лидерами групп отрицательной направленности. – М.: УСПВРО ФСИН России, ГУФСИН России по Саратовской области, 2006. 13. Методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными. – М.: УВРО ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, РИПЭ МЮ РФ, 2000. 14. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: учеб.-метод. материал / С.А. Наумов, В.И. Поздняков, С.А. Семенова, Г.В. Строева; под ред. Е.Г. Багреевой. – М.: НИИ ФСИН России, 2005. 15. Николаев С.М. Педагогическое воздействие на несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях: учеб. пособие – Псков, 2007. 16. Панова О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: монография. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. 17. Педагогические технологии: учеб. пособие / под. ред. В.С. Кукушина. – М., МарТ, 2004. 18. Сборник методических рекомендаций для использования в практической работе воспитательными отделами учреждений ГУФСИН России по Ростовской области. – Ростов /Дон, 2006. 19. Стурова М.П., Первозванский В.Б. Педагогические основы профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений: метод. пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2005. 20. Тюгаева Н.А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными: учеб.-практ. пособие. – Рязань: Академия ФСИН России, 2006. 21. Хомлюк В.И. Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия: учеб. пособие / под общей ред. Ю.И. Калинина. – М.: Минюст России, 2008. Периодические издания: 22. Бабаян С.Л. Правовое регулирование мер поощрения и взыскания в исправительных учреждениях // Преступление и наказание. 2004. № 12. С. 24-27. 23. Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. № 1. С. 11–16. 24. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными в свете реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 9–12. 25. Воркуев П. Учим специальности – готовим к жизни // Преступление и наказание. 2004. № 2. С. 53–54. 26. Жирнов В. Общеобразовательное обучение осужденных в местах лишения свободы // Преступление и наказание. 2006. № 6. С. 22–26. 27. Логинов С. Развитие взаимодействия с общественными и религиозными организациями (объединениями) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 7. С. 11–15. 28. Матвеенко В.Е. Становление и развитие общественного воздействия в системе основных средств исправления осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 31–33. 29. Поздняков В. Условия совершенствования воспитательного воздействия учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 1. С. 25–28. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. Научно-методическое обеспечение воспитательной работы в УИС. 2. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в УИС. 3. Воспитательная работа с осужденными: сущность и содержание. 4. Принципы организации и проведения воспитательной работы с осужденными. 5. Направления воспитательной работы с осужденными. 6. Методы проведения воспитательной работы с осужденными. 7. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. 8. Формы и технологии воспитательной работы с осужденными. 9. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. 10. Изучение результатов и эффективности осуществления воспитательной работы в исправительном учреждении. 11. Анализ воспитательной работы с осужденными. 12. Структура, задачи и функции воспитательных аппаратов учреждений, исполняющих наказание. Особенности планирования индивидуальной воспитательной работы с осужденными. 13. Планирование воспитательной работы с осужденными. 14. Планирование личной работы сотрудника УИС. 15. Методика планирования воспитательной работы с осужденными. 16. Информационное обеспечение воспитательной работы с осужденными. 17. Задачи и организация информационного обеспечения воспитательной работы с осужденными. 18. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными. 19. Цель и задачи методической работы в исправительном учреждении. 20. Классификация педагогических решений. 21. Ресурсное обеспечение воспитательной работы с осужденными. 22. Особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. 23. Основные задачи воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. 24. Проведение воспитательной работы с условно осужденными. 25. Роль трудовых коллективов в проведении воспитательной работы с осужденными. 26. Особенности воспитательной работы с осужденными в следственном изоляторе. 27. Планирование, организация и проведение воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в зависимости от их вида. 28. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. 29. Взаимодействие с религиозными организациями, общественными объединениями, родительскими комитетами, попечительским советом. 30. Особенности организации физического воспитания. 31. Профилактика правонарушений осужденных. 32. Организация работы учебно-воспитательного совета учреждения. 33. Организация воспитательной работы с вновь прибывшими осужденными. 34. Мероприятия по организации работы с вновь прибывшими осужденными. 35. Организация воспитательной работы с трудновоспитуемыми осужденными. 36. Психолого-педагогическая характеристика трудновоспитуемых осужденных. 37. Организация воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете. 38. Организация воспитательной работы с осужденными, готовящимися к освобождению. 39. Отечественный опыт организации воспитательной работы с осужденными. 40. Положительный опыт проведения смотра полезных дел коллективов осужденных. 41. Зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными. 42. Воспитательные программы с осужденными за рубежом. 43. Личность воспитателя исправительного учреждения. 44. Повышение педагогического мастерства воспитателя исправительного учреждения. 45. Организация педагогического общения осужденных в ближайшем социальном окружении.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
|