Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма правления,как элемент формы гос-ва,понятие,признаки,виды.






Форма государственного правления - это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти ме­жду собой и с населением; 3) компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Черты монархической формы правления: 1) единоличный правитель; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархии не преду­сматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.

Существуют две разновидности монархий - ограниченная и неограниченная. Перечисленные выше признаки характерны для неограниченной монархии, сохранившей­ся в ряде стран Азии. Ограниченная монар­хия представлена двумя видами: дуалистической и парламентар­ной, или конституционной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха сущест­вуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монар­ху, который осуществляет ее непосредственно или через прави­тельство. Монарх хотя и не законодательствует, однако вправе утверждать или не утвер­ждать принятые представительными органами законы. Считает­ся, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет. Парламентарной, или конституционной, монархии присущи следующие черты: 1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государ­ственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, от­ветственным перед парламентом; 3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, по­лучивших большинство в высшем законодательном органе; 4) главой правительства становится лидер партии (коалиции пар­тий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте; 5) законы принимаются парламентом, их подписывает мо­нарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. Парламентарная монархия в наши дни существует в Велико­британии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Фин­ляндия) - совместно президент и парламент.

№35 Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды Форма государственного правления –

это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением. Черты монархической формы правления: 1) единоличный правитель; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархии не преду­сматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Существуют две разновидности монархий - ограниченная и неограниченная. Перечисленные выше признаки характерны для неограниченной монархии, сохранившей­ся в ряде стран Азии. Ограниченная монар­хия представлена двумя видами: дуалистической и парламентар­ной, или конституционной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха сущест­вуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монар­ху, который осуществляет ее непосредственно или через прави­тельство. Монарх хотя и не законодательствует, однако вправе утверждать или не утвер­ждать принятые представительными органами законы. Считает­ся, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет. Парламентарной, или конституционной, монархии присущи следующие черты: 1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государ­ственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, от­ветственным перед парламентом; 3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, по­лучивших большинство в высшем законодательном органе; 4) главой правительства становится лидер партии (коалиции пар­тий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте; 5) законы принимаются парламентом, их подписывает мо­нарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. Парламентарная монархия в наши дни существует в Велико­британии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения..

№36 Республика как форма правления: понятие, признаки, виды. Форма государственного правления –

это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей Республиканская форма правления характеризуется следую­щими чертами: 1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством выборов высших и местных представи­тельных органов власти, а также органов местного самоуправ­ления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти;

4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы госу­дарства и других должностных лиц. В настоящее время республиканская форма правления - это са­мая распространенная в мире. Различают две разновидности республиканской формы правления - президентскую и парла­ментарную. В президентской республике:

1) в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства; 2) президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа; З) президент обладает значительными полномочиями, он са­мостоятельно формирует правительство, которое несет ответст­венность перед президентом, а не перед парламентом.(США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Особенности парламентарной республики состоят в следую­щем: 1) верховная власть принадлежит парламенту; 2) президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции; 4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парла­ментского большинства и должно уйти в отставку. Для парламентарной республики характерны сильная зако­нодательная власть и подчиненность ей исполнительной власти. Как правило, в этой республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения в стране. (Германия, Венг­рия, Италия, Индия, Турция, Финляндия).

№37.Форма нациионально-государственного и административно-терри­ториального устройства - это элемент формы государства, характе­ризующий внутреннюю структуру государства, способ его политичес­кого и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы. а) унитарную (простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Франции); У-ное ­гос-во, харак-ся следующими признакими: 1) единые для всей террито­рии высшие органы roсударственной власти, органы государственного уп­равления и судебные органы; 2) на всей территории действуют одна кон­ституция, единая система законода­тельства, одно гражданство, единая де­нежнан система, общая налоговая и кредитная политика; 3) унитарное го­сударство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных ор­ганов власти от центральных унитар­ные roсударства подразделяются на централизованные и депентрализован­ные; 4) в рамках унитарного государ­ства допускается существование авто­номий (например, в составе Великоб­ритании-Шотландия и Северная Ир­ландия); 5) межгосударственные отно­шения осуществляют только цент­ральные органы. (Н.: Польше, Франция). б) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками го­сударственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и зако­нодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США. ФЕДЕРАЦИЯ [от лат.-­союз, объединение] -сложное (союз­ное) госучарсгво, сосгопщее из частей. обладающих признаками государства. признаки: 1) федерация предсгав­ляет собой добровольное объединение нескольких административно-терри­ториальных образований в единое государство.. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют ад­министративные гранииы, свои орга­ны власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового простран­сгва; 2) федеративное государство име­ет органы государственной власти и государственного управления, полнo­мочия которых распространяются на все субъекты федерации; 3) субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударствен­ных отношениях и международных организациях: 4) конституционное законодагельство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства; 5) феде­ративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство кото­рыми осуществляется центральными федеральными органами, а главноко­мандующим яаляется.глава государ­ства (президент).Федерации могут быть территориальными, национальными, национально- территориальными. в) КОНФЕДЕРАЦИЯ - форма госу­дарственного устратвства. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфеде­рация - союзом государств. Признаки: 1) это, как пра­вило, временный союз суверенных го­сударсгв, созданный для обеспечения общих интересов; 2) отсутствует еди­ное гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно уп­рощено (без виз и деклараций); 3) субъекты конфедерации имеют соб­ственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возпюжно в рамках военного союза; 4) парламент формируется представительными ор­ганами субъектов конфедерации, н, его решения не имеют силы без их согла­сия; 5) на уровне конфедерации нет об­щих судебных органов и весьма огра­ничены исполнительные органы влас­ти; 6) отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет, 7) конфедеративные государства недо­лговечны. Например: в1982г. распался союз Сенегала и Гамбии(Сенегамбия)

№38 Простое (Унитарное)гос-во, как форма территориального устройства: понятие, признаки, виды - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно- тер-ных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос-го суверенитета не обладают. У-ное ­гос-во, харак-ся следующими признакими: 1) единые для всей террито­рии высшие органы roсударственной власти, органы государственного уп­равления и судебные органы; 2) на всей территории действуют одна кон­ституция, единая система законода­тельства, одно гражданство, единая де­нежнан система, общая налоговая и кредитная политика; 3)унитарное го­сударство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных ор­ганов власти от центральных унитар­ные roсударства подразделяются на централизованные и депентрализован­ные; 4) в рамках унитарного государ­ства допускается существование авто­номий (например, в составе Великоб­ритании-Шотландия и Северная Ир­ландия); 5) межгосударственные отно­шения осуществляют только цент­ральные органы. (Н.: Польше, Франция). Централизованные- если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым под­чинены местные органы самоуправления.Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назнача­ется президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного уст­ройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентра­иiзации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал