Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма правления,как элемент формы гос-ва,понятие,признаки,виды.
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти между собой и с населением; 3) компетенцию этих органов. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Черты монархической формы правления: 1) единоличный правитель; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархии не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Существуют две разновидности монархий - ограниченная и неограниченная. Перечисленные выше признаки характерны для неограниченной монархии, сохранившейся в ряде стран Азии. Ограниченная монархия представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной, или конституционной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет. Парламентарной, или конституционной, монархии присущи следующие черты: 1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом; 3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе; 4) главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте; 5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) - совместно президент и парламент. №35 Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Черты монархической формы правления: 1) единоличный правитель; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархии не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Существуют две разновидности монархий - ограниченная и неограниченная. Перечисленные выше признаки характерны для неограниченной монархии, сохранившейся в ряде стран Азии. Ограниченная монархия представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной, или конституционной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет. Парламентарной, или конституционной, монархии присущи следующие черты: 1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом; 3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе; 4) главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте; 5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.. №36 Республика как форма правления: понятие, признаки, виды. Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами: 1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти; 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В настоящее время республиканская форма правления - это самая распространенная в мире. Различают две разновидности республиканской формы правления - президентскую и парламентарную. В президентской республике: 1) в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства; 2) президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа; З) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.(США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Особенности парламентарной республики состоят в следующем: 1) верховная власть принадлежит парламенту; 2) президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией; 3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции; 4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку. Для парламентарной республики характерны сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной власти. Как правило, в этой республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения в стране. (Германия, Венгрия, Италия, Индия, Турция, Финляндия). №37.Форма нациионально-государственного и административно-территориального устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы. а) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции); У-ное гос-во, харак-ся следующими признакими: 1) единые для всей территории высшие органы roсударственной власти, органы государственного управления и судебные органы; 2) на всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежнан система, общая налоговая и кредитная политика; 3) унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные roсударства подразделяются на централизованные и депентрализованные; 4) в рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании-Шотландия и Северная Ирландия); 5) межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы. (Н.: Польше, Франция). б) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США. ФЕДЕРАЦИЯ [от лат.-союз, объединение] -сложное (союзное) госучарсгво, сосгопщее из частей. обладающих признаками государства. признаки: 1) федерация предсгавляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство.. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные гранииы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространсгва; 2) федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полнoмочия которых распространяются на все субъекты федерации; 3) субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях: 4) конституционное законодагельство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства; 5) федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим яаляется.глава государства (президент).Федерации могут быть территориальными, национальными, национально- территориальными. в) КОНФЕДЕРАЦИЯ - форма государственного устратвства. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация - союзом государств. Признаки: 1) это, как правило, временный союз суверенных государсгв, созданный для обеспечения общих интересов; 2) отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций); 3) субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возпюжно в рамках военного союза; 4) парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, н, его решения не имеют силы без их согласия; 5) на уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти; 6) отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет, 7) конфедеративные государства недолговечны. Например: в1982г. распался союз Сенегала и Гамбии(Сенегамбия) №38 Простое (Унитарное)гос-во, как форма территориального устройства: понятие, признаки, виды - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно- тер-ных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос-го суверенитета не обладают. У-ное гос-во, харак-ся следующими признакими: 1) единые для всей территории высшие органы roсударственной власти, органы государственного управления и судебные органы; 2) на всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежнан система, общая налоговая и кредитная политика; 3)унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные roсударства подразделяются на централизованные и депентрализованные; 4) в рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании-Шотландия и Северная Ирландия); 5) межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы. (Н.: Польше, Франция). Централизованные- если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентраиiзации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов.
|