Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический режим, как элемент формы гос-ва: понятие, признаки, виды.
– это система методов, способов и средств осуществления политической власти.Согласно одной точке зрения «Полит.режим» и «Гос.режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «Полит. режим» более широкое, чем понятие «Государ. режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «Полит. режим» и «Политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Признаки: 1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированпость прав и свобод личности; 4) степень реализации политической власти непосредственно народом; 5) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 6) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) учет интересов меньшинства при принятии политических решенгпй; 11) домипировахие определенных методов (убеждения, припуждния) при осуществлении политической власти; 12) степень верховенства закона во всех сферах общественно жизни; 13) принципы взаимоотношения общества и власти; 14) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности; 15) существование реальных механизмов привлечения к полит ческой и юридической ответственности должностных лиц, включи самых высших. Виды: может быть-- демократическим - государственный режим, обладающий следующими признаками: 1) наличие в государстве кoллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей; 2) возможностъ для всех граждан, нсзависимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме; 3) граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации; 4) минимальное вмешательство roсударсгва в экономическую сферу и личную жизнь граждан; 5) в идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, дoстойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и безза кония. и антедемократическим (тоталитарным -государственный режим, который имеет следуюгцие признаки: 1) тотально жесткий контроль гос-ва всех свер жизни общества(экономика, культура, искусство) включая личную жизнь граждан; 2) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий. авторитарным - государственый режим, имеющий сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарноro режима, т.е, стремления управлять всеми сферами общественной жзни. Авторитарный режим строита на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов: а) Диктаторский режим- Обычно порождается кризисом социальнo-экономической жизни государства. Диктатор не пытается оправдать свою дитктатуру идеологически, он оправдывает свою жестoкость необходимостъю нанести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия; б) Военный режим.-Высшая государственная впасть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социалытой сферой. Политическая жизнь либо сoвсем запрещена; либо крайне ограничена; в)Теократический режим- В одном лице сосредоточена высшая rocyдарственная и религиозная власть. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.)
№41 Демократический политический режим: понятие, признаки. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима - демократический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весу народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастуiо ориентируются другие государства. Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы); 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой; 4) предполагает существование правового государства, действие его принципов; 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 6) легитимность государственной власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению. их деятельность регламентируется законами; 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения; 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип едозволено все, что не запрещено законом»; 12) политичесгсий плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политичаеской оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает алитернативную программу, критикует власть за совершенные опиибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 13) гласностгь, средства массовой информации свободны от цензуры; 14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную призванную принимать законы, формировать стратегию развития об щества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законъг, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призваг-гную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). №42 Тоталитарный политический режим: понятие, признаки. Понятие «тоталитаризм» - от лат. etotalis», что означает свесь», ецелый», пполный». В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков лiодей; 4) абсолютная еправовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе вдозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бнорократическим способом, по закрытыл-г от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа; 6) домъгнируюцхим методом управления становятся насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официалы мой идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизациягосударственной власти у диктатора и его окружения; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов состороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. №43 Авторитарнъсй политический режим: понятие, признаки. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимапги. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима. Авторитарнисй режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лищом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления. как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется прганцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяготся законодательными и судебными полномочиями); 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административньre, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода еполугласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям). №44, №45 Политическая система, понятие, элементы. ПС - это совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется гос-ная власть. Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними - это государство; политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; политические отношения между элементами системы; политическое сознание (идеологическая, психологическая обстановка в обществе):, традиции политической жизни, политические нормы; политическая деятельность; правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть. В зависимости от методов осуществления власти (политического режима-это методы осущ-я гос.власти) выделяются следующие политические системы: демократические (либерanьнодемократические); недемократические(тоталитарные); смешанные. Право. как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязана с ней.Политическая система общества-совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность. №46 Государство как основной элемент политической системы. Понятия «государство» ( - это организация полит.власти, содействующая осуществлению конкретных интересов(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории. ) и «политическая система общества» (-это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность ).соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политиской жизни через призму еобщеобязательности». Именно в этом кастве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем. деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической стеме общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представиля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предзначенным для управления обществом; 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п .); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.). №47 Понятие правового гос-ва – это такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которото является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека. Основными признаками правового государства являются: признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и зашита прав и свобод человека; законность во всех сферах жизни (основанность действий государсгва, его органов, партий, организации, юридических лиц, граждан на конституции, законах, подзаконных актах); верховенство и прямое действие конституции; внешиий и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм); сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных инситутов, созданных на основе права; разделение властей; высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан; контроль общества за властью, наиболее действенным способом котороro являются реryлярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; недопущение монополизма в политике и экономике; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность человека и государства; наличие развитого гражданского общества. №48. Принципы Правового государства: Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и целях недопущения злоупотреблений. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).1-й принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, а возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. 2-ой принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, которые выступают в качестве самостоятельных принципов: -разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах -верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти).Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является з а кон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитьшать объектг-нзные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Имеино поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовъге акты должны соответствовать закону. Законы реryлируют наиболее важные, стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные цеиности общества (например, законы о собствеиности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Основной закон правового государства - к о н с т и т у ц и я. В ней сформулированы правовые принципы госуд-ной и общес-ной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции.Поэтому правовое государство - это конституционное государство. Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. - взаимной ответственности государства и личности. Отношения между государством и граждагшшом должны строиться на началах равенства и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невьшолиение обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответ-ть депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответ-ть правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответ-ть должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Кроме них можно выделить и другие принципы. Это- высокий уровень правосознания и правовой кулътуры в обществе; - наличие гражданского общсства и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субьектами права.
-№ 49 Гражданское общество: Понятие и Принципы (структура, признаки) Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Граций, Гоббе, JIoxк, Гегель, Маркс и многими другими. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского обшества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от государства производителей(частные фирмы); 3) общественные объединения и организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации, 7) семья; 8) церковь. Признаки гражданского общества: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность базируется на принципе координации(вотличие от государственного аппарата, который построен на принципа субординации); - многоукладность экономики; - легитимность и демократический характер власти; - правовое государство; - сильная социальная политика государства, обеспечггвающая достойный уровень жизни людей. №50 Социальная сущность и признаки права.. Право -это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. К наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер, который состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, природными и другими условиями его жизни. Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации. Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее (с позиций естественно- правовой теории) оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманнсе и справедливое; 2) нормативность. Право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально-признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм. Если сущность права в том, что оно выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) родом присущих только ему специфических особеино¢ тей, характерных черт: а) связью с государством. Составляющие право нормы, вооплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций; б) общеобязательностью. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – это система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества; в) формальной определенностью, т.е. точностью, четкостью, стабильностью, которые получают выражение в предоставительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм; г) институционностью. Составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники; д) качеством официального регулятора общественных отношений; 3) властно-регулятивной природой, в которой раскрывается специфика социального назначения права как особого государственного регулятора общеетвенных отношений. Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.
|