Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический режим, как элемент формы гос-ва: понятие, признаки, виды.






– это система методов, способов и средств осуществления политической власти.Согласно одной точке зрения «Полит.режим» и «Гос.режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «Полит. режим» более широкое, чем понятие «Государ. режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «Полит. режим» и «Политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в полити­ческой жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные инсти­туты (демократично либо недемократично). Признаки: 1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированпость прав и свобод личности; 4) степень реализации политической власти непосредственно на­родом; 5) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 6) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества; 7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) учет интересов меньшинства при принятии политических ре­шенгпй; 11) домипировахие определенных методов (убеждения, припуждния) при осуществлении политической власти; 12) степень верховенства закона во всех сферах общественно жизни; 13) принципы взаимоотношения общества и власти; 14) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности; 15) существование реальных механизмов привлечения к полит ческой и юридической ответственности должностных лиц, включи самых высших.

Виды: может быть-- демократическим - государ­ственный режим, обладающий следу­ющими признаками: 1) наличие в го­сударстве кoллективного законодатель­ного органа, в который народ выбира­ет своих представителей; 2) возмож­ностъ для всех граждан, нсзависимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме; 3) граждане обладают реальными спо­собами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, пе­чати, собраний, свободу получения информации, партийные и обществен­ные организации; 4) минимальное вмешательство roсударсгва в экономи­ческую сферу и личную жизнь граж­дан; 5) в идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, дoстойным уровнем жизни, защищенно­стью населения от произвола и безза кония. и антедемократическим (тоталитарным -государствен­ный режим, который имеет следую­гцие признаки: 1) тотально жесткий контроль гос-ва всех свер жизни общества(экономика, культура, искусство) включая личную жизнь граждан; 2) узурпация вла­сти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеоло­гию в условиях нетерпимости к инако­мыслию и подавления других идеоло­гий. авторитарным - государственый режим, имеющий сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тота­литарноro режима, т.е, стремления уп­равлять всеми сферами общественной жзни. Авторитарный режим строит­а на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных ре­жимов: а) Диктаторский режим- Обычно порождается кризисом соци­альнo-экономической жизни государ­ства. Диктатор не пытается оправдать свою дитктатуру идеологически, он оправдывает свою жестoкость необходи­мостъю нанести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет де­мократия; б) Военный режим.-Высшая государственная впасть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социалытой сферой. Политическая жизнь либо сo­всем запрещена; либо крайне ограни­чена; в)Теократический режим- В од­ном лице сосредоточена высшая rocy­дарственная и религиозная власть. Сейчас имеет место в Ватикане, Ира­не, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и автори­тарные режимы почти не встречаются.)

 

№41 Демократический политический режим: понятие, признаки. В зависимости от особенностей набора методов и средств государ­ственного властвования различают два режима - демокра­тический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весу народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. (Герма­ния, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые за­частуiо ориентируются другие государства.

Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государ­ственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представи­тельные органы); 2) решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства; 3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой; 4) предполагает существование правового государства, действие его принципов; 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов го­сударственной власти, их подотчетность избирателям; 6) легитимность государственной власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общест­ва, используются только по прямому предназначению. их деятель­ность регламентируется законами; 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения; 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип едозволено все, что не запрещено законом»; 12) политичесгсий плюрализм, в том числе многопартийность, со­ревнование политических партий, существование на законных осно­ваниях политичаеской оппозиции как в парламенте, так и вне его (оп­позиция выдвигает алитернативную программу, критикует власть за совершенные опиибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 13) гласностгь, средства массовой информации свободны от цензу­ры; 14) реальное осуществление принципа разделения властей на за­конодательную призванную принимать законы, формировать страте­гию развития об щества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законъг, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призваг-гную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

№42 Тоталитарный политический режим: понятие, признаки. Понятие «тоталитаризм» - от лат. etotalis», что означает свесь», ецелый», пполный». В каждой из стран, в которых возникал и разви­вался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражаю­щие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным подчине­нием человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политичес­кой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, сред­ствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков лiодей; 4) абсолютная еправовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе вдозволе­но только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бнорократическим спосо­бом, по закрытыл-г от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа; 6) домъгнируюцхим методом управления становятся насилие, при­нуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профес­сионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроен­ных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность: об­щинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официалы мой идеологии, фактически устраня­ется плюрализм; 11) централизациягосударственной власти у диктатора и его окру­жения; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов состороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского обще­ства; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотре­нию, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с де­мократическими механизмами, нормами и институтами.

№43 Авторитарнъсй политический режим: понятие, признаки. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком­промисс между тоталитарным и демократическим политическими ре­жимапги. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинарод­нее демократического режима. Авторитарнисй режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкрет­ным лищом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления. как разновидность общественных отношений (например, Испания пе­риода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновре­менном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется прганцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно­ распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, на­деляготся законодательными и судебными полномочиями); 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с кото­рым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор­ности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административньre, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильст­венные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода еполу­гласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).

№44, №45 Политическая система, понятие, элементы. ПС - это совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется гос-ная власть. Структуру политической системы со­ставляют ее элементы и связи между ними - это государство; политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; поли­тические отношения между элемента­ми системы; политическое сознание (идеологическая, психологическая об­становка в обществе):, традиции поли­тической жизни, политические нормы; политическая деятельность; правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы. Ос­новным фактором, влияющим на об­разование политической системы, яв­ляется государственная власть. В зави­симости от методов осуществления власти (политического режима-это методы осущ-я гос.власти) выде­ляются следующие политические сис­темы: демократические (либерanьно­демократические); недемократические(тоталитарные); смешанные. Право. как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязана с ней.Политическая система общества-совокупность взаимосвязанных государственных, обще­ственных и иных организаций, через которые граждане участвуют в поли­тической жизни и осуществляют поли­тическую власть, также политическо­го сознания, социальных норм, обще­ственных отношений, которые влияют на политическую действительность.

№46 Государство как основной элемент политической системы.

Понятия «государство» ( - это организация полит.власти, содействующая осуществлению конкретных интересов(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории. ) и «политическая система общества» (-это совокупность взаимосвязанных государственных, обще­ственных и иных организаций, через которые граждане участвуют в поли­тической жизни и осуществляют поли­тическую власть, также политическо­го сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность ).соот­носятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ской жизни через призму еобщеобязательности». Именно в этом ка­стве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем. деятельности по управлению, пользуясь ресурсами об­щества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической стеме общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представи­ля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­значенным для управления обществом; 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, ми­лицией, службой безопасности и т.п .); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

№47 Понятие правового гос-ва – это такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которото является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Основ­ными признаками правового государ­ства являются: признание человека высшей ценностью, целью государ­ства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и за­шита прав и свобод человека; закон­ность во всех сферах жизни (основан­ность действий государсгва, его орга­нов, партий, организации, юридических лиц, граждан на конституции, за­конах, подзаконных актах); верховен­ство и прямое действие конституции; внешиий и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международно­го права (либо прямое действие меж­дународных норм); сосредоточение всех государственно-властных полно­мочий в системе государственных инситутов, созданных на основе права; разделение властей; высокий автори­тет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан; контроль общества за властью, наибо­лее действенным способом котороro являются реryлярные, свободные, де­мократические выборы народом орга­нов государственной власти всех уров­ней; недопущение монополизма в по­литике и экономике; единство прав и обязанностей граждан; взаимная от­ветственность человека и государства; наличие развитого гражданского об­щества.

№48. Принципы Правового государства: Правовое государство - это организация политической власти, со­здающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного свя­зывания с помощью права государственной власти и целях недопуще­ния злоупотреблений. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).1-й принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно гарантировать каждому гражданину возмож­ность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина яв­ляются первичными, а возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. 2-ой принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, которые выступают в качестве самостоятельных принципов: -разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах -верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти).Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В си­стеме правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является з а кон. В законах государство уста­навливает общеобязательные правила поведения, которые должны мак­симально учитьшать объектг-нзные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Имеино поэтому закон облада­ет высшей юридической силой. Все другие правовъге акты должны соот­ветствовать закону. Законы реryлируют наиболее важные, стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизнен­но важных сферах, охраняют нравственные цеиности общества (например, законы о собствеиности, о предпринимательстве, об акцио­нерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Основной закон правового государства - к о н с т и т у ц и я. В ней сформулированы правовые принципы госуд-ной и общес-ной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель обще­ства, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Ни­какой другой правовой акт государства не может противоречить конституции.Поэтому правовое государство - это конституционное государство. Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового по­рядка в обществе. - взаимной ответственности государства и личности. Отношения между государством и граждагшшом должны строиться на началах равенства и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невьшолиение обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административ­ный произвол. К ним относятся: ответ-ть депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответ-ть правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответ-ть должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения долж­но носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности - это важная составная часть складывающегося в об­ществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Кроме них можно выделить и другие принципы. Это- высокий уровень правосознания и правовой кулъ­туры в обществе; - наличие гражданского общсства и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субьектами права.

 

-№ 49 Гражданское общество: Понятие и Принципы (структура, признаки)

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мысли­телями, как Аристотель, Цицерон, Граций, Гоббе, JIoxк, Гегель, Маркс и многими другими. Гражданское общество можно опре­делить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с по­мощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского обшества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и ин­ституты (собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от государства производителей(частные фирмы); 3) общественные объединения и организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации, 7) семья; 8) церковь. Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации(вотличие от государственного аппарата, который построен на принципа субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечггвающая достойный уровень жизни людей.

№50 Социальная сущность и признаки права.. Право -это система общеобязатель­ных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе все­го общества. К наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер, который состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, природными и другими условиями его жизни. Право немыслимо вне осоз­нанной, волевой деятельности людей. Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигну­тым уровнем цивилизации. Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, оказы­вающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действую­щего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее (с позиций естественно- правовой теории) оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманнсе и справедливое; 2) нормативность. Право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реаль­ной жизни как система официально-признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм. Если сущность права в том, что оно выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нор­мативное выражение этой воли. Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) родом присущих только ему специфичес­ких особеино¢ тей, характерных черт: а) связью с государством. Составляющие право нормы, вооплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убежде­нием, возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций; б) общеобязательностью. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – это система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной осно­вы законности и правопорядка, всей правовой системы общества; в) формальной определенностью, т.е. точностью, четкостью, стабильностью, которые получают вы­ражение в предоставительно-обязывающем ха­рактере и специфической структуре правовых норм;

г) институционностью. Составляющие право нор­мы издаются или санкционируются государ­ством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат раз­личные юридические источники; д) качеством официального регулятора общественных отношений;

3) властно-регулятивной природой, в которой раскрывается специфика социального назначения права как особого государственного регулято­ра общеетвенных отношений. Право - это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими духовными и дру­гими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый харак­тер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения возмож­ностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отно­шений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал