Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система законодательства: понятие и структура






Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например: 1) отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

2) комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
3) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
4) законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
5) конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

 

№90 Понятие и структура системы законодательства. Законодательство - это деятельность высших гос-х органов власти по изданию законов, один из основных методов осуществлениягос-вом своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественныеотношения и отдельные их области(уголовное З-во, гражданское З-во). Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в кото­рых объективируются содержательные и структурные характе­ристики права. Законодательство служит внешней формой вы­ражения права. Система законодательства оп­ределяется социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Система законодательства носит во многом субъектив­ный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

Система зако­нодательства отражает форму права. Система законодательства - производна от система права(отрасли, институты).

Первичным элементом системы законодательства служит - норматив­ный правовой акт. (Законодатель должен стремиться, чтобы систе­ма законодательства соответствовала системе права). Система З-ва. — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно - правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

1) отраслеваягоризонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство), т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми);

2) иерархическаявертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе. Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. С-ма З-ва включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы- это преамбула, название разделов, глав, статей. Виды законов -1)Конституция, 2)федер-е конституц-е законы, 3)ФЗ, 4)законы субъектов Федерации. Виды подзаконных актов - 1)указы и распоряжения Президента РФ, 2)постановления и распоряжения Правительства РФ, 3)приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-х комитетов.4) решения и постановления местных органов гос.власти.5) решения и постановления местных органов гос-го управления.6) нормативные акты муницип-х (негос-х органов).7) локальные нормативные акты(предписания на предприятии-правила внутр. трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: а) Н.Аты государственных органов; б) Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в) нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г) Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а) общефедеральные; б) Н.Акты субъектов РФ; в) Н.Акты органов местного самоуправления; г) локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как: а) нормативные акты неопределенно-длительного действия; б) временные нормативные акты.

Понятие и структура системы законодательства.Законодательство - это деятельность высших гос-х органов власти по изданию законов, один из основных методов осуществлениягос-вом своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественныеотношения и отдельные их области(уголовное З-во, гражданское З-во). Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в кото­рых объективируются содержательные и структурные характе­ристики права.Законодательство служит внешней формой вы­ражения права. Система законодательства оп­ределяется социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Система законодательства носит во многом субъектив­ный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности. Система зако­нодательства отражает форму права. Система законодательства - производна от система права(отрасли, институты). Первичным элементом системы законодательства служит - норматив­ный правовой акт. (Законодатель должен стремиться, чтобы систе­ма законодательства соответствовала системе права). Система З-ва. — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно - правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): 1) отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство), т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми); 2) иерархическая («вертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе. Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. С-ма З-ва включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы- это преамбула, название разделов, глав, статей. Виды законов-1)Конституция, 2)федер-е конституц-е законы, 3)ФЗ, 4)законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов - 1)указы и распоряжения Президента РФ, 2)постановления и распоряжения Правительства РФ, 3)приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-х комитетов.4) решения и постановления местных органов гос.власти.5) решения и постановления местных органов гос-го управления.6) нормативные акты муницип-х (негос-х органов).7) локальные нормативные акты(предписания на предприятии-правила внутр. трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: а) Н.Аты государственных органов; б) Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в) нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г) Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а) общефедеральные; б) Н.Акты субъектов РФ; в) Н.Акты органов местного самоуправления; г) локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как: а) нормативные акты неопределенно-длительного действия; б) временные нормативные акты.

№ 91 Систематизации законодательства понятие и виды С.З.- это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.. Бдагда­ря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не от­стает от развития общества. Самосто­ятельными формами систематизации являются:

Иикорпорация относится к внешним формам систематиза­ции. Она выражается в подготовке и издании сборников, собра­ний нормативных правовых актов с целью обеспечить норматив­ным материалом широкий круг субъектов.Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редак­ции, а с учетом последующих дополнений, изменений, попра­вок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имею­щие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обра­ботка не должна затрагивать собственно нормативного содержа­ния акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативно­го содержания акта - отличительная черта инкорпорации. В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальным сборник или собрание считаются в двух случа­ях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал дан­ный сборник или собрание; 2) если правотворческий орган ут­вердил или иным образом одобрил издание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссы­латься при разрешении юридических споров и вопросов.

Официозными признаются собрания или сборники, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одоб­рения.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреж­дениями, научными коллективами, издательствами, отдельны­ми учеными. Поскольку такие издания не являются официаль­ными, на них нельзя ссылаться при правоприменении. Они слу­жат лишь справочным материалом.

---Кодификация – это особая содержательная форма систематиза­ции актов, направленная на коренную переработку путем подго­товки и принятия нового кодификацйонного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодифика­цию. 1) Ко всеобщей кодификации принято относить Свод зако­нов, который охватывает все действующее законодательство. 2)Отраслевая кодификация (создание кодексов) охватывает опре­теленную отрасль права или подотрасль и представляет собой наиболее распространенный вид кодификации. 3)Специальная кодификация группирует нормы права определенного правово­го института или нескольких институтов, например Таможен­ный кодекс. Кодификационные акты имеют различные формы. Кроме кодексов, существуют Основы законодательства, уставы, поло­жения, правила.

---Консолидация и учет. Такая форма систематизации, как консолидация, - это сведе­ние множества нормативных правовых актов в один укрупнен­ный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. Консолидация - это форма системы законодательства, при которой осуществляется объединение нескольких нормативнo-правовых актов, действующих в одной и той же об­ласти общественных огношений, в единый сводный нормативно-право­вой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так кaк ничегo новоro в регyлирование обществен­ных отношений не вносит но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт явля­ется сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодатель­ства используется там, гдe нет необхо­димости или возможности кодифика­ции. Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем со­стоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д.

Основная задача учета - возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет. составляет информационный фонд. Учет ведется как автоматизи­рованным путем, так и с помощью ручного поиска, т.е. путем фиксации актов по тематике, или в хронологическом порядке в специальном журнале, картотеке. В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная. Автоматизированные информационно-поисковьre системы от­личаются высокой скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивны способов обработки нормативного материала.

№ 91 Систематизации законодательства понятие и виды. С.З.- это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. Бдагда­ря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не от­стает от развития общества. Самосто­ятельными формами систематизации являются:

---Иикорпорация относится к внешним формам систематиза­ции. Она выражается в подготовке и издании сборников, собра­ний нормативных правовых актов с целью обеспечить норматив­ным материалом широкий круг субъектов.Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редак­ции, а с учетом последующих дополнений, изменений, попра­вок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имею­щие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обра­ботка не должна затрагивать собственно нормативного содержа­ния акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативно­го содержания акта - отличительная черта инкорпорации.

В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальным сборник или собрание считаются в двух случа­ях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал дан­ный сборник или собрание; 2) если правотворческий орган ут­вердил или иным образом одобрил издание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссы­латься при разрешении юридических споров и вопросов.

Официозными признаются собрания или сборники, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одоб­рения.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреж­дениями, научными коллективами, издательствами, отдельны­ми учеными. Поскольку такие издания не являются официаль­ными, на них нельзя ссылаться при правоприменении. Они слу­жат лишь справочным материалом.

---Кодификация – это особая содержательная форма систематиза­ции актов, направленная на коренную переработку путем подго­товки и принятия нового кодификацйонного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодифика­цию. 1) Ко всеобщей кодификации принято относить Свод зако­нов, который охватывает все действующее законодательство. 2)Отраслевая кодификация (создание кодексов) охватывает опре­теленную отрасль права или подотрасль и представляет собой наиболее распространенный вид кодификации. 3)Специальная кодификация группирует нормы права определенного правово­го института или нескольких институтов, например Таможен­ный кодекс. Кодификационные акты имеют различные формы. Кроме кодексов, существуют Основы законодательства, уставы, поло­жения, правила.

---Консолидация и учет. Такая форма систематизации, как консолидация, - это сведе­ние множества нормативных правовых актов в один укрупнен­ный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. Консолидация - это форма системы законодательства, при которой осуществляется объединение нескольких нормативнo-правовых актов, действующих в одной и той же об­ласти общественных огношений, в единый сводный нормативно-право­вой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так кaк ничегo новоro в регyлирование обществен­ных отношений не вносит но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт явля­ется сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодатель­ства используется там, гдe нет необхо­димости или возможности кодифика­ции. Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем со­стоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д.

Основная задача учета - возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет. составляет информационный фонд. Учет ведется как автоматизи­рованным путем, так и с помощью ручного поиска, т.е. путем фиксации актов по тематике, или в хронологическом порядке в специальном журнале, картотеке. В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная. Автоматизированные информационно-поисковьre системы от­личаются высокой скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивны способов обработки нормативного материала.

№92 Инкорпорация: понятие и виды. Система Законод-ва - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. Бдагда­ря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не от­стает от развития общества. Иикорпорация относится к внешним формам систематиза­ции. Она выражается в подготовке и издании сборников, собра­ний нормативных правовых актов с целью обеспечить норматив­ным материалом широкий круг субъектов.Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редак­ции, а с учетом последующих дополнений, изменений, попра­вок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имею­щие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обра­ботка не должна затрагивать собственно нормативного содержа­ния акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативно­го содержания акта - отличительная черта инкорпорации.

В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальным сборник или собрание считаются в двух случа­ях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал дан­ный сборник или собрание; 2) если правотворческий орган ут­вердил или иным образом одобрил издание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссы­латься при разрешении юридических споров и вопросов.

Официозными признаются собрания или сборники, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одоб­рения.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреж­дениями, научными коллективами, издательствами, отдельны­ми учеными. Поскольку такие издания не являются официаль­ными, на них нельзя ссылаться при правоприменении. Они слу­жат лишь справочным материалом.

№93 Кодификация: понятие и виды. Система Законод-ва - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. Бдагда­ря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не от­стает от развития общества. Кодификация – это особая содержательная форма систематиза­ции актов, направленная на коренную переработку путем подго­товки и принятия нового кодификацйонного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодифика­цию. 1) Ко всеобщей кодификации принято относить Свод зако­нов, который охватывает все действующее законодательство. 2)Отраслевая кодификация (создание кодексов) охватывает опре­теленную отрасль права или подотрасль и представляет собой наиболее распространенный вид кодификации. 3)Специальная кодификация группирует нормы права определенного правово­го института или нескольких институтов, например Таможен­ный кодекс. Кодификационные акты имеют различные формы. Кроме кодексов, существуют Основы законодательства, уставы, поло­жения, правила. Считается, что в перспективе российское законодательство должно быть преимущественно кодифицированным, поскольку кодификационные акты обладают рядом преимуществ перед другими видами актов, так как они: 1) делают законодательство более компактным и согласованным; 2) укрепляют системность законодательства, его юридиче­ское единство; 3) охватывают широкий круг общественных отношений, наи­более важных ддя жизнедеятельности государства и общества; 4) обеспечивают рациональную организацию нормативного материала; 5) содержат обязательный элемент новизны в нормативном правовом регулировании;

6) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым придают устойчивость такому регули­рованию.

№ 94 Консолидация и учет. Такая форма систематизации, как консолидация, - это сведе­ние множества нормативных правовых актов в один укрупнен­ный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. Консолидация - это форма системы законодательства, при которой осуществляется объединение нескольких нормативнo-правовых актов, действующих в одной и той же об­ласти общественных огношений, в единый сводный нормативно-право­вой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так кaк ничегo новоro в регyлирование обществен­ных отношений не вносит но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт явля­ется сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодатель­ства используется там, гдe нет необхо­димости или возможности кодифика­ции. При консолидации: 1) не меняется содержание пра­вового регулирования, все ранее действовавшие акты объединя­ются без изменения или проводится лишь их редакционное со­вершенствование, устраняются повторы, противоречия и т.д.; 2) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; 3) работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов; 4) чаше всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности.

Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем со­стоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д.Основная задача учета - возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет. составляет информационный фонд. Учет ведется как автоматизи­рованным путем, так и с помощью ручного поиска, т.е. путем фиксации актов по тематике, или в хронологическом порядке в специальном журнале, картотеке. В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная. Автоматизированные информационно-поисковьre системы от­личаются высокой скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивны способов обработки нормативного материала

В России учету подлежат: федсральные консти­туционные законы; федеральные закo­ны; нормативные указы Президента РФ; нормативные акты Правительства РФ; акты фсдеральных органов исполнительной власти; законы субъектов РФ; акты соответствующих органов местного самоуправления; норматив­ные разъяснения пленума ВС РФ; пo­становления КС РФ. Основными принципами учета нормативных актов являются его полната, достоверность, удобство.

№ 95 Социальные нормы: понятие, виды. - это пра­вило поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членом общества, без чего его существование невозможно. Основными видами социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются: 1) нормы права - это правило поведе­ния общего характера, направленное на регулирование общественных отно­шений, санкционированное государ­ством и подтвержденное егo принуди­тельной силой. Главные признаки пра­вовых норм (и права в целом): издание их государством, формальная определенность; общий характер; многократ­ность применения; общеобязатель­ность; подкрепленность принудитель­ной силой гoсударства. Издание право­вых норм государством означает, что толькo государство в лице специально уполномоченных органов при соблю­дении процедуры способно принимать правовые нормы. Нормы права фор­мально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреп­лены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными. Обищй характер правовых норм озна­чает, что они действуаот применитель­но не к конкретному человеку, а к опи­санной в норме ситуации. Правовая норма действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходи­мость ее применения) до тех пор, пока она в установленном порядке соответствующими государственными орга­нами не будет изменена либо отмене­на. Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны ддя исполнения теми, кому они адресова­ны. В случае неисполнешня предписа­ний правовых норм возможно приме­нение мер государствевного принуж­дения, выступающих чаще всего в виде юридической ответственности (дисциплинарной, материальной. административной, гражданско-право­вой, утловной). К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества..

2) нормы морали - правило поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости;

3) нормы обычаев- устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку;

4) нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народеи служащие целям поддержания жизниспособности и самобытности общества.;

5) политические нормы- правила регулирующие отношнеия между политическими гуппами, слоями, классами в прцессе осуществления государственной власти;

6) экономические нормы - правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления;

нормы обще­ственных организаций;

иные соци­альные нормы и подкрепленные воможностью гoсударственного принyждения общеобязательные правила по­веления людей в обществе.

№96 Соотношение норм права и морали. Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведе­ние людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на регулирование общественных отношений. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности). Единство между нормой права и моралью: 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования - общественные отно­шения; 3) исходят от общества. Различия между нормой права и моралью: 1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то норма права - вместе с государством); 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то норма права - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); 3) по сфере действия (если мораль может регулировать практичес­ки все общественные отношения, то норма права - наиболее важные и толь­ко те, которые в состоянии упорядочить); 4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок); 5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия); 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправед­ливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Нормы права и мораль взаимодействуют между собой в процессе упоря­дочения общественных отношений. Их требования во многом совпа­дают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.). Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречии могут быть объективные (сущест­вующие различия между правом и моралыо) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется.

№97 Правовые отношения: понятие и признаки. Правоотношение - это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Если норма права -это статическое состояние правового регулирова­ния, то правоотношения - динамическое. Категория «правоотноше­ние» является одной из центральных в общей теории права и позволя­ет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридичес­кие нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъек­тов. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой дву­стороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования право­вых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реаль­ным ситуациям, в которых они находятся); 3) зто связь между лицами посредством субъективных прав и юри­дических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Правоотношение имеет сложную по составу элементов струтстуру: а) субъект- граждане; б) объект- материальн-е и нематер-е блага(вещи, имущество, документы, жизнь, здоровье).;

в) субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание). Субъективное право - это предоставляемая и охраняемая государ­ством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетво­рять те интересы, которые предусмотрены объективньм правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это воз­можность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

№ 98 Виды правовых отношений. Правоотношение - это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (отрасле­вого признака) правоотношения подразделяются на конституцион­ные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;

2) в зависимости от характера - на материалъные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальньre, граж­данско-процессуальные и др.);

3) Выделяют также частноправовые - характеризуются равенством их участников и публично-правовые правоотношения - представляют собой отношения власти-подчинения.

4) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные служат результатом правомерного поведения субъектов (возникают на основе норм права или договора) и охранительные правоотношения возникают в следствии неправомерного поведения субъектов, представляют собой реакцию гос-ва на него и имеют целью защиту правопорядка, наказание правонарушителя (связаны с государственным принуждением и реализацией юридпчес­пой ответственности);


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал