Принцип 4. Человек реагирует на стимулы
Так как решение человека основывается на сравнении возможных издержек и благ, изменение соотношения между ними несомненно повлияет на его выводы. Таким образом, человек реагирует на стимулы. Когда растет цена на яблоки, например, он может принять решение покупать больше груш и меньше яблок, потому что расходы на приобретение яблок выше. А владельцы фруктовых садов приходят к выводу о необходимости нанять больше работников, чтобы без потерь убрать урожай яблок, потому что блага, получаемые ими от продажи яблок, увеличились.
Понимание центральной роли стимулирования в поведении людей осо- : > нно важно для тех, кто занимается разработкой общественных программ, • ггорые часто изменяют блага или издержки частных действий индивидов. Или политикам не удается правильно оценить возможные изменения в поведе- £ жа людей, результаты реализации программы непредсказуемы.
Зспомним программу внедрения автомобильных ремней безопасности. z 9> 50-е гг. они не пользовались популярностью, а сегодня ремни безопасно- ~1 гмеет каждый автомобиль. Причина такого изменения — общественная тггт^-мма. В конце 1960-х гг. пристальное внимание общественности привлек-
Часть 1. Введение
ла книга Ральфа Нэйдера «Небезопасно при любой скорости», в которой рас- сматривались проблемы безопасного вождения автомобиля. Конгресс США принял специальный закон, требующий от производителей автомобилей исполь- зования различных элементов, повышающих безопасность пассажиров, вклю- чая ремни безопасности, которые вошли в стандартный комплект оборудования всех новых автомашин.
Как закон о ремнях безопасности повлиял на безопасность водителей и пассажиров? Прямое влияние очевидно. Ремнями безопасности, которые есть во всех автомобилях, пользуется значительное количество людей, а значит, в большинстве случаев возможность отделаться в случае аварии незначитель- ными травмами возрастает. С этой точки зрения ремни безопасности спасают множество человеческих жизней. Прямое влияние ремней на безопасность вож- дения автомашин заключается в том, что Конгресс США установил обяза- тельность их использования.
Чтобы полностью осознать влияние этого закона, необходимо признать, что люди изменяют свое поведение, реагируя на стимулы, с которыми они сталки- ваются. В этом случае соответствующее поведение заключается в том, с какой скоростью ведут и насколько осторожно управляют водители автомобилями. Медленное осторожное вождение обходится дорого, потому что расходуется время и энергия водителя. Когда принимается решение о том, насколько ос- торожно следует управлять автомашиной, рациональный человек сравнивает предельные блага безопасной езды с предельными издержками. Он снижает скорость в тех случаях, когда возрастают блага осмотрительного движения, например во время дождя или гололеда.
Теперь рассмотрим, как закон об использовании ремней безопасности изме- нил оценку издержек и благ рационального водителя. Ремни безопасности снижают издержки аварии, поскольку вероятность ранения или смерти умень- шается, равно как уменьшаются и блага медленной и осторожной езды. Чело- век реагирует на ремни безопасности так, как будто они улучшают условия вождения — повышением скорости и лихой манерой вождения. Таким обра- зом, конечный результат закона об использовании ремней безопасности — увеличение числа аварий.
Как влияет закон на количество смертей в результате автомобильных ава- рий? Водители, использующие ремни безопасности, имеют больше шансов вы- жить в любой аварии, однако именно они чаще всего попадают в происшествия. Чистый эффект неоднозначен. Кроме того, рискованное вождение оказывает прямо противоположное влияние на пешеходов (и на водителей, которые не пристегиваются ремнями безопасности). Они подвергаются большей опасности, потому что чаще попадают в дорожные инциденты, но не защищены ремнями безопасности. Таким образом, закон об использовании ремней безопасности ве- дет к увеличению попавших в происшествия пешеходов.
Возможно, обсуждение стимулов и ремней безопасности покажется вам празд- ным занятием. Но в опубликованной в 1975 г. статье экономист Сэм Пельцман показал, что закон об автомобильной безопасности действительно привел к непредсказуемым последствиям: в результате его принятия уменьшилось коли- чество смертей во время аварий при одновременном увеличении числа дорож- ных происшествий. Чистый результат состоит в небольшом снижении числа смертей водителей и увеличении числа погибших пешеходов.
Анализ С. Пельцмана — только один пример общего принципа реакции людей на стимулы. Многие стимулы, которые изучают экономисты, гораздо
пава 1. Десять принципов экономической теории
лее очевидны, чем в нашем случае с законом о ремнях безопасности. Напри- тр, никто не удивится, если налог на покупку яблок стимулирует людей к
раничению покупок этих фруктов. Но, как показывает пример с ремнями тзопасности, последствия принятия социальных программ далеко не так одно-
•.чны. Анализируя любую программу, необходимо рассматривать не только ее _ чмое влияние, но и косвенное, которое проявляется через стимулирование. .ли программа трансформирует существующую систему стимулов, изменится
доведение людей.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Перечислите и кратко поясните четыре принципа принятия индивидуального решения.
|