Принцип 7. Иногда правительство имеет возможность оказать положительное влияние на рынок
Обычно рынок весьма эффективно координирует организацию экономической деятельности, но это правило имеет несколько важных исключений. Государ- твенное вмешательство в экономику оправданно по двум причинам: когда оно направлено на обеспечение эффективности и обеспечение равенства, то есть -: эгда основная цель правительственных программ состоит либо в увеличении : кономического пирога, либо в изменении способа его дележки.
«Невидимая рука» обычно ведет рынок к эффективному распределению сесурсов. Но иногда по самым разным причинам принцип «невидимой руки» не : рабатывает. Описывая ситуацию, когда рынок сам по себе не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты используют термин «несостоя- тельность рынка».
Один из примеров несостоятельности рынка — внешний эффект. Внешний эффект — это влияние действий одного человека на благосостояние другого. Классический пример — загрязнение окружающей среды. Если химический завод : ткажется брать на себя издержки по очистке выбрасываемых в атмосферу вред- -гых веществ, он нанесет огромный ущерб природной среде. В данном случае госу- дарство имеет возможность улучшить экономическое благосостояние общества с сомошью законодательства, регулирующего отношения в области экологии.
Другой возможный случай несостоятельности рынка связан с властью над гынком. Власть над рынком — способность субъекта экономики (небольшой -руппы субъектов рынка) воздействовать на уровень рыночных цен. Предпо- сожим, что в городе есть только один колодец, а вода необходима всем его кителям. Владелец колодца обладает рыночной властью — в этом случае моно- полией — на продажу воды, он находится вне сферы конкуренции, с помощью •: порой «невидимая рука» рынка контролирует соблюдение интересов сторон.
3 этом случае регулирование мэрией устанавливаемой монополистом цены на воду может значительно повысить экономическую эффективность.
В еще меньшей степени «невидимая рука» умеет обеспечивать справедливое саспределение экономических благ. Рыночная экономика вознаграждает людей : - соответствии с их способностью производить вещи, за которые другие люди с : гтовностыо отдают свои деньги. Лучший профессиональный баскетболист мира срабатывает больше, чем чемпион мира по шахматам, просто потому, что на '^скетбольные матчи приходит гораздо больше зрителей. «Невидимая рука» не 5 состоянии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи 2 одежды, не может обеспечить всем крышу над головой и медицинскую по-
4: щь. Цель многих правительственных программ, таких как взимание подоход-
H есостоятел ьность рынка —
ситуация, в которой
рынок не может
самостоятельно
справиться
с эффективным
распределением
ресурсов.
Внешний эффект —
влияние действий одного человека на благосостояние другого.
Власть над рынком —
способность экономического субъекта (или небольшой группы субъектов) существенно влиять на рыночные цены.
Часть 1. Введение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Перечислите и кратко поясните три принципа экономического взаимодействия.
ного налога и социальная мощь, — достижение более справедливого распреде- ления экономических благ.
Утверждение о том, что государство имеет возможность улучшить рыноч- ную ситуацию, не означает, что оно воспользуется ею в случае необходимости. Публичную политику делают отнюдь не ангелы, это весьма далекий от совершен- ства процесс. Нередко правительственные программы преследуют единственную цель — благо влиятельных политиканов. Иногда они разрабатываются полити- ками, преследующими благие намерения, но не имеющими достаточной информа- ции. Одна из целей изучения экономической теории заключается в том, чтобы помочь вам оценить, когда политика правительства направлена на достижение эффективности или равенства, а в каких случаях — на решение других задач.
Функционирование экономики в целом
Мы начали с того, что рассмотрели процедуру принятия решений индивидами и их взаимодействие друг с другом. Эти решения и взаимодействия и составляют «экономику». Следующие три принципа относятся к функционированию эконо- мики в целом.
Производитель- ность —
количество товаров и услуг,
произведенных за каждый час рабочего времени.
Принцип 8. Уровень жизни населения определяется способностью страны производить товары и услуги
Уровни жизни населения стран мира значительно различаются. В 1993 г. сред- ний американец зарабатывал около $ 25 тыс. в год. В том же году средний мексиканец зарабатывал $ 7 тыс., а средний нигериец — $ 1, 5 тыс. Неудиви- тельно, что громадные отличия в средних доходах отражаются в различных пока- зателях качества жизни населения. Граждане из стран с высоким доходом имеют больше телевизоров, больше автомобилей, лучшее питание, лучшее медицинское обслуживание, чем население стран с низким доходом.
Даже в одном государстве с течением времени уровень жизни населения значительно изменяется. В США доходы населения увеличиваются на 2 % в год (после корректировки в соответствии с изменениями стоимости жизни), а значит, каждые 35 лет средние доходы удваиваются. Некоторым странам уда- лось добиться более высоких темпов экономического роста: в Японии, напри- мер, средние доходы населения за последние 20 лет возросли в два раза, а в Южной Корее — за последние 10 лет.
Чем объясняются огромные различия в уровне жизни населения разных стран? Ответ удивительно прост. Они сводятся к отличиям в уровне произво- дительности — количестве товаров и услуг, произведенных в течение одного часа рабочего времени. В странах, в которых работники производят за единицу времени большое количество товаров и услуг, основная часть населения имеет высокий уровень жизни, а темпы роста производительности определяют темпы роста среднего дохода.
Фундаментальная взаимосвязь между производительностью и уровнем жизни вроде бы очевидна, но в ней скрыт глубокий смысл. Если производительность — первичный фактор, определяющий уровень жизни, все другие объяснения вторич-
Глава 1. Десять принципов экономической теории
ны. Соблазнительно, скажем, приписать повышение уровня жизни населения политике профсоюзов или правительству, устанавливающему величину мини- мальной оплаты труда. На самом деле настоящий герой работников — их расту- щая производительность. Некоторые американские комментаторы объясняют замедление в последние годы роста доходов населения возросшей конкуренци- ей со стороны Японии и других стран. На самом деле всему виной снижение темпов роста производительности.
Взаимосвязь между производительностью и уровнем доходов должна учи- тываться и в программах правительства. Когда вы слышите разглагольствова- ния политиков о влиянии тех или иных мероприятий на уровень жизни, задайте себе вопрос — как предлагаемая программа повлияет на способность произво- дить товары и услуги? Фундамент высокого уровня жизни — повышение производительности, а значит, обеспечение доступа работников к образованию, передовым технологиям, средствам и орудиям труда.
В последнее десятилетие дебаты экономистов и общественности США враща- лись по преимуществу вокруг дефицита государственного бюджета — превыше- ния расходов правительства над его доходами. Как мы увидим, озабоченность размерами дефицита бюджета основана большей частью на понимании его нега- тивного воздействия на производительность. Когда правительству необходимо профинансировать дефицит бюджета, оно делает это с помощью займов, так же как студент мог бы получить кредит в банке, чтобы заплатить за учебу в коллед- же, или фирма занимает деньги для финансирования строительства нового заво- да. А значит, количество денежных средств, доступных для других пользователей, уменьшается. Бюджетный дефицит, таким образом, ведет к сокращению инвести- ций как в человеческий капитал (образование студента), так и в физический капи- тал (производство фирмы). Поскольку сокращение инвестиций сегодня означает снижение производительности завтра, бюджетный дефицит негативно сказывает- ся на темпах роста доходов населения.
|