Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип 2. Стоимость чего-либо — это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое
Издержки упущенных возможностей —
нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.
Необходимость выбора, принятие человеком осознанного решения требуют срав- нения издержек и благ альтернативного варианта действий. Однако во многих случаях издержки не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.
Рассмотрим, например, процесс принятия молодым человеком решения о по- ступлении в колледж. Благо, которое он, возможно, получит, состоит в ин- теллектуальном обогащении и перспективах получения хорошей работы. Но каковы издержки? За обучение, учебники, комнату в общежитии и питание ему необходимо будет заплатить определенную сумму денег. И это далеко не все, от чего придется отказаться студенту ради нескольких лет обучения в колледже.
Но не включаем ли мы в цену обучения нечто, не являющееся издержками поступления в колледж? Даже если молодой человек решает, что ему ни к чему «лишние знания», ему все равно необходимы ночлег и питание. Плата за комна- ту и питание является издержками поступления в колледж только в той степе- ни, в какой их цена в колледже превышает их стоимость в каком-то другом месте. На самом деле плата за питание и проживание в общежитии колледжа может быть меньше, чем стоимость жилья и пищи при самостоятельной работе юноши, а значит, экономия расходов на крышу над головой и хлеб насущный — преимущество поступления в колледж.
Вторая проблема оценки издержек заключается в том, что во внимание не принимается большая часть затрат, связанных с поступлением в колледж, — время студента. Если он в течение года посещает лекции, часами сидит в биб- лиотеке и ночами корпит над курсовыми работами, он не имеет возможности работать. Для большинства студентов деньги в форме заработной платы, кото- рых они лишаются при поступлении в колледж, — основная часть издержек образования.
Издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки — не- что, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любо- го решения (например, решения о поступлении в колледж) требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действий. Спортсмены, которые учатся в колледже, прекрасно понимают, что их альтернативные из- держки (они могли бы заработать десятки и сотни тысяч долларов в профес- сиональном спорте) очень высоки. Неудивительно, что самые талантливые из них часто решают, что преимущества высшего образования не стоят издержек, связанных с его получением. Так, звезда университетского баскетбола Коби Брайант решил, несмотря на высокие оценки, бросить колледж и перейти в одну из команд профессиональной Национальной баскетбольной ассоциации. Его контракт игрока составил около $ 10 млн в течение четырех лет.
|