Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование теории игр при моделировании стратег. Взаимод. фирм в условиях олигополии.
Олигополии стремятся мах свою прибыль; в большинстве случаев оптимальная стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной др. игроками; равновесие (равновесие Нэша) возникает при выборе каждым игроком стратегии, учитывающей оптимальные стратегии др. игроков. Характерной чертой явл. невыгодность руководств. своими частными интересами. С точки зрения платёжной суммы игры: с нулевой суммой (выйгрыш одних – проигрыш других) и с ненулевой суммой («дилемма заключённого»)
48. Частичное и общее равновесие: хар-ка и взаимосвязь. ЧР – равновесие, складывающееся на отдельном рынке. В действит все рынки взаимосвязаны. Отрасли связаны вертикально, если продукт одной отрасли явл. ресурсом другой; отрасли связаны горизонально, если прод. замещают, либо дополняют друг друга. ОР – равновесие, возникающее в результ взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предлож на одном рынке влияет на равновесные цены и объёмы продаж на всех рынках. В долгосрочном периоде наблюдается эффект обратной связи – отраж. изменение ЧР на данном рынке в результ. изменений, возникающих на сопряжённых рынках под влиянием первонач. изменения. Гл. проблема, которую решает теория общественного равновесия: может ли и каким образом многосубъектная конкур. экономич. система переходить в такое состояние, при котором возможно эффективное распределение экономич. ресурсов. Теория была разработана Леоном Вальрасом, который показал, что если на каждом рынке выполняется условие сов. конкур., то можно найти такую систему С, при которой все рынки будут находится в состоянии общего равновесия.
30. Рыночная власть: её источники и показатели Источник монопольной власти (МВ) – барьеры вступления в отрасль. В 1934г. А.П.Лернер предложил индекс измерения МВ. Т.к. МВ является величиной обратной эластичности спроса, то… где Pm – монопоьная цена, Е – эластичность, IL – индекс Лернера. Если IL > 0, то фирма обладает МВ. Чем IL больше, тем больше власть. Т.к. на практике МС рассчитать тяжело, то используют ср. издержки АС: IL = (Р - АС)*Q/P*Q=П/TR. Соответственно высокие прибыли рассматриваются как признак монополии, кроме случая когда у фирмы оьшая разница между эконом. и бухгалт. прибылью. Для хар-ки МВ используют показатель, опред. степень концентрации рынка – индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH). , где S1- удельный вес самой крупной фирмы, S2 – уд. вес след. по величине и т.д. Если в отрасли одна фирма, то S1=100%, а IHH=10000. В США отрасль считается монополизированной, если IHH> 1800.
31. Антимонопольное законодательство (АЗ) и регулирование: мировой опыт и особенности в РБ. Антимонопольное регулирование (регулирование в области конкуренции) – целенаправленная деятельность гос. органов управления, по ослаблению рыночной власти, её ограничению, предотвращению её приобретения и злоупотребления, которая реализуется через систему соответствующих экономич., администр. и законодат. мер. Основой антимоноп. регулирования является АЗ. Основой направения опред. антимоноп. политикой: ограничение монополизации; контроль слияния и поглощения, ценовой дискриминации; защита прав потребителей; защита и поддержка малого и среднего бизнеса. АЗ США. Первый акт – закон Шермана (1890) – направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контактов, направленные на ограничение свободы торговли. Особенность – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Закон Клейтона – уточнялись основные понятия антитрест. законод. Закон Уиллера-Ли направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искажённой инфо). Закон Келлера – внимание на взаимодействие монополистов в сфере матер. активов. Формы вмешательства гос-ва: установление высоких налогов, контроль над ценами, участие гос собственности на моноп предприятиях, антитрестовская политика. Индекс Херфиндаля-Хиршманда – количественное определение степени монополизации. АЗ РБ. Особенность – административный монополизм. В пром-ти РБ более 40% предприятий были единственными представителями в отрасли. 10 декабря 1992г. был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции» и введён 01.03.1993. Мин. экономики реализует гос. политику, направл. на развитие добросовестной конкуренции, защиту прав потребителей, предупреждение недобросовестной конкур., ведёт Гос.Реестр хоз. субъектов, реализ. деятельность естеств. монополий, разрабатывает программы демонополизации.
|