Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины существования внешних эффектов. Теорема Коуза.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Наличие предельных издержек или выгод свидет. о возм. альтернат. испоьзов. ресурсов и благ (чистый воздух). В условиях огранич. ресурсов это даёт основание считать, что ВЭ возникают вследствие конкуренции между разл. способами использования ресурсов. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Т.о. причина возникновения ВЭ – отсутствие установл. прав собственности на ресурсы. ВЭ приводят к неэффект. распределению ресурсов, что проявляется в перепр-ве, либо недопр-ве блага и находит своё отражение в потере общественной полезности. Решение проблемы – обеспечение равенства MSB и MSC. Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность сводного обмена ими, то производители и получатели ВЭ могли бы на компенсационной основе договориться о таком перераспределении этих прав, которое обеспечивало бы равенство их издержек и выгод. Проблема состоит в том, что этот процесс связан с транзакционными издержками и явл. затруднительным. Если транзакционные издержки отсутствуют или незначительны, итоговое перераспределение прав собственности будет одним и тем же независимо от того, за кем эти права закреплены. При чётком установлении прав собственности и ненулевых транзакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны – теорема Коуза.
56. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Суть проблемы регулирования – найти способы трансформации МЕС или выгод во внутренние. Рыночные механизмы: проблема может быть решена путём переговоров производителей и покупателей ВЭ, а также путём слияния их в один хозяйств. субъект. Нерыночные способы: выполняет гос-во посредством административных и экономических мер. Экономические меры включают в себя корректирующие налоги (КН) и корректирующие субсидии. Действия КН основаны на повышении цен прод. товаропроизвод. созд. ВЭ. Как результат – сокращение V пр-ва, Ио переход к технологии, позвол. уменьшить ВЭ. Виды КН: 1) Плата за использование ресурсов; 2) «Стимулирующие» платежи – ср-ва, поступ. от платежей, не возвращ. фирме. 3) Распределяемые платежи (часть суммы возвращается фирме в виде субсидий). 4)Потребительские платежи – взимаются в форме надбавки к цене. 5) Административные платежи (разрешительные). Достоинства налогов: фирмы выбирают малоотходные технологии; повышают эффективность экономики, замещая традиционные налоги. Недостатки: проблема определить точный их размер; эффект налога ослабляется инфляцией; не всегда ср-ва от налогов возвр. в отрасль с целью рационализации использования ресурсов; затраты на контроль могут превышать выгоды от введения налога. Формы корректирующих субсидий: дотации (безвозмездные ссуды); льготные займы на приобретение новых технологий; налоговые льготы.
|