Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты мирохозяйственных связей.
Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций. С позиции национальной экономики субъекты разделены на резидентов и нерезидентов. Резиденты - это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности. Нерезиденты - хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами. СНС не делает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности. Кроме организаций, занятых внешнеэкономической деятельностью, в МЭ все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К международным экономическим субъектам относят также международный Арбитраж, Суд, Международный валютный фонд, Международную организацию труда и др. Задачи этих организаций - создание «правил игры» для нормального функционирования мирового хозяйства и контроль за практической реализацией мирохозяйственных связей. Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности являются общей правовой основой для всех государств - участников всемирного хозяйства. Обязанностью любого государства является отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство само определяет свою внешнеэкономическую политику. Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России к таким учреждениям относятся: Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк и др. Эти государственные организации регистрируют иностранные институциональные единицы в стране, регулируют экспорт и импорт посредством выдачи лицензий, квот и установления таможенных тарифов, содействуют подписанию межгосударственных соглашений, продвижению отечественных резидентов в экономические союзы и в мировое хозяйство в целом. Государства - участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Кроме того, нужно отметить, что государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, регулируя их в своих национальных интересах. Прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту и импорту товаров, услуг и капиталов. Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и транснациональные компании (ТНК).
|