Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классические и неоклассические теории мировой торговли.
Современные теории международной торговли появляются на рубеже 18-19 вв. (начало машинного производства). Эти теории были первоначально разработаны английскими политэкономами: Адамом Смит и Дэвидом Рекардо. Разработанная Смитом теория абсолютных преимуществ гласит, что в стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше чем у зарубежных стран и экспортировать те товары, по которым у нее издержки ниже чем других стран, т.е. имеются абсолютные преимущества. В отличие от меркантилистов Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке и разделял выдвинутые французскими экономистами-физиократами принцип невмешательства государства в экономику. Взгляды Смита дополнил Дэвид, которому принадлежит теория сравнительных преимуществ. Рекардо доказал не только возможность и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов. Эта страна получит выигрыш, если откажется от производства менее эффективного в пользу более эффективного. Теорией современных преимуществ является теория факторов производства, разработанная швейцарскими ученными Хекшера и Олина. Теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран факторами производства. Обилие одних факторов делает их дешевыми по сравнению с другими скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов и товар, в производстве которого преобладает сравнительно дешевые факторы. Согласно теории Х-О страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных дня нее факторов производства и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства. Теорию Х-О поддерживают большинство современных экономистов. Однако эта теория всегда дает прямой ответ на вопрос: почему именно тот или иной товар преобладает в экспорте и импорте страны? Не всегда страны участвуют в мировой торговле в соответствии с этой теорией. Впервые это заметил и исследовал американский экономист российского происхождения Леонтьев (парадокс Леонтьева). Стало очевидно, что на процесс участия страны в мировой торговле влияет не только наличие факторов производства, но и их эффективное использование. К вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Кортера. Он пришел к выводу, что международные конкурентные преимущества фирм зависят от того, в какой микросфере осуществляется их деятельность. На конкурентоспособность влияют не только факторы производства, но и характер спроса на внутреннем рынке, развитость родственных и смежных отраслей. Уровень менеджмента, экономическая политика правительства и даже случайные события, сочетание этих параметров и определяет конкурентные преимущества фирм на мировом рынке. В странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, произойдет увеличение спроса на труд и возрастет цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая из них вынуждена будет искать новые возможности экспорта своей продукции, для чего ей необходимо совершенствовать производство. Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, поэтому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера — Олина — Самуэльсона. Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном счете сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма-экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером.
|