Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классические и неоклассические теории мировой торговли.






 

Современные теории международной торговли появляются на рубеже 18-19 вв. (начало машинного производства). Эти теории были первоначально разработаны английскими политэкономами: Адамом Смит и Дэвидом Рекардо.

Разработанная Смитом теория абсолютных преимуществ гласит, что в стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше чем у зарубежных стран и экспортировать те товары, по которым у нее издержки ниже чем других стран, т.е. имеются абсолютные преимущества.

В отличие от меркантилистов Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке и разделял выдвинутые французскими экономистами-физиократами принцип невмешательства государства в экономику.

Взгляды Смита дополнил Дэвид, которому принадлежит теория сравнительных преимуществ. Рекардо доказал не только возможность и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов. Эта страна получит выигрыш, если откажется от производства менее эффективного в пользу более эффективного.

Теорией современных преимуществ является теория факторов производства, разработанная швейцарскими ученными Хекшера и Олина. Теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран факторами производства. Обилие одних факторов делает их дешевыми по сравнению с другими скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов и товар, в производстве которого преобладает сравнительно дешевые факторы.

Согласно теории Х-О страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных дня нее факторов производства и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства. Теорию Х-О поддерживают большинство современных экономистов. Однако эта теория всегда дает прямой ответ на вопрос: почему именно тот или иной товар преобладает в экспорте и импорте страны? Не всегда страны участвуют в мировой торговле в соответствии с этой теорией.

Впервые это заметил и исследовал американский экономист российского происхождения Леонтьев (парадокс Леонтьева). Стало очевидно, что на процесс участия страны в мировой торговле влияет не только наличие факторов производства, но и их эффективное использование.

К вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Кортера. Он пришел к выводу, что международные конкурентные преимущества фирм зависят от того, в какой микросфере осуществляется их деятельность. На конкурентоспособность влияют не только факторы производства, но и характер спроса на внутреннем рынке, развитость родственных и смежных отраслей. Уровень менеджмента, экономическая политика правительства и даже случайные события, сочетание этих параметров и определяет конкурентные преимущества фирм на мировом рынке.

В странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализи­руются на трудоемкой продукции, произойдет увеличение спро­са на труд и возрастет цена этого фактора производства. Посте­пенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая из них вынуждена будет искать новые возможности экспорта своей продукции, для чего ей необходимо совершенст­вовать производство. Данный механизм был обоснован амери­канским экономистом П. Самуэльсоном, поэтому теорию соот­ношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера — Олина — Самуэльсона.

Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном счете срав­нительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма-экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыще­ния внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал