Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя торговля и распределение доходов






Во всех теориях международной торговли так или иначе об­ращается внимание на формирование цены равновесия на ми­ровом рынке и распределение доходов. Причем последняя про­блема предполагает распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Как известно, внутри страны доходы участников производства зависят от цен на фак­торы производства и на товары, которые производятся с помо­щью этих факторов. Классические теории внешней торговли утверждали, что выход на мировой рынок не влияет на распре­деление доходов внутри страны.

В неоклассических теориях проблема доходов рассматрива­лась как одна из ключевых. Теория Хекшера — Олина доказыва­ла, что владельцы относительно избыточных факторов произ­водства получают от внешней торговли дополнительные прибы­ли, а владельцы относительно недостаточных факторов проиг­рывают. Однако выравнивание цен на факторы производства, доказанное П. Самуэльсоном, приводит к выравниванию отно­сительных цен на факторы производства, а значит и на доходы их владельцев.

Теория специфических факторов производства обосновывает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производствах, и соответственно о сокращении доходов владельцев специфического фактора, ис­пользуемого в отраслях, конкурирующих с импортом. Если це­ны на мировом рынке возрастают, то это стимул для дальней­шего развития экспортного производства, которое потребует прежде всего дополнительного специфического фактора, напри­мер, капитала. Это означает, что цены на данный фактор воз­растут, следовательно, возрастут и доходы их владельцев.

В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые товары. Как в этом случае изме­нятся доходы владельцев факторов производства? Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. Они предположили, что в от­дельной стране производятся два вида товара: один трудоемкий, а для производства другого требуется большое количество земли. Если внутренний рынок абсолютно конкурентный, то факторы производства обладают внутренней мобильностью, и цена това­ров равна их валовым издержкам. Если цена на трудоемкий то­вар по каким-либо причинам возросла, то это должно привести к возрастанию предложения данного товара. Но для это необхо­димы дополнительные факторы производства, и, прежде всего, основной фактор для данного товара — труд. Для привлечения дополнительных работников увеличивается заработная плата и, следовательно, доходы от труда — фактора, наиболее интенсив­но используемого в данном производстве, возрастают. В то же время в производстве, где основной фактор земля, уменьшение количества работников вследствие перехода их на первое произ­водство привело к тому, что часть земли не может быть обрабо­тана. Спрос на землю снижается, соответственно уменьшается и доход, приносимый этим фактором.

Таким образом, в результате роста цен на мировом рынке растут цены на фактор производства, относительно более интен­сивно используемый в производстве первого товара, и снижают­ся цены на фактор производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в боль­шей степени, чем изменение цен товара. Это суть так называе­мой теоремы Столпера — Самуэльсона.

Английский экономист Т.М. Рыбчинский обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей нередко приводит к сокращению производства в других. В своей работе он исходил из тех же условий, что Столпер и Самуэльсон, кроме одного: цены на товары он считал неизменными. В таких условиях с увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относи­тельно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее ин­тенсивно. В этом состоит сущность теоремы Рыбчинского.

С точки зрения международной торговли теорема Рыбчин­ского говорит о том, что расширение экспортного производства за счет роста предложения относительно интенсивного фактора приведет к сокращению других отраслей, что заставит страну увеличить импорт товаров, которых не хватает. Увеличение предложения факторов для развития других отраслей ускорит их развитие и сократит импорт.

Распределение выгод от внешней торговли между отдельны­ми странами во многом зависит от того, как меняются внутрен­ние цены под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выгадывает та, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, согласно которому выго­ды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал