Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние
ИМПОРТНОЙ КВОТЫ Импортная квота, как и тариф, уменьшает объем ввоза стали из-за рубежа и сдвигает рынок ближе к состоянию равновесия в отсут- ствие торговли. Общий излишек уменьшается на величину, равную площади D + F. Эти два треугольника представляют собой безвозвратную потерю в результате введения квоты. Кроме того, импорт- ная квота перерас- пределяет E' + E" в пользу владельцев лицензий на импорт.
ДО ВВЕДЕНИЯ ТАРИФА
ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ТАРИФА
ИЗМЕНЕНИЕ
Излишек потребителей Излишек производителей Доходы правительства Общий излишек
A+B + C + D + E' + E" + F
G
Отсутствуют
A+B + C+D + F+E' + F+G
А+В
C+G
Е' + Е"
A + B + C + E' + E" + G
-(C+ D + Е' + Е" + Fj
+С
+(E' + E")
-(D + FJ
До введения квоты правительством внутренняя ценаравна мировой цене. Потреби- тельский излишек, площадь фигуры, расположенной между кривой спроса и мировой ценой, — A+B + C + D+E'+E" + F. Излишек производителей, площадь фигуры, расположенной между кривой предложения и мировой ценой, — G. Излишек владель- цев лицензий равен нулю, потому что в этом случае необходимость их приобретения отсутствует. Общий излишек, сумма излишков потребителей, производителей и вла- дельцев лицензий, — площадь Л + B + C + D+E' + E" +F + G.
После введения правительством импортной квоты и распределения лицензий внутренняя цена превышает мировую цену. Внутренние потребители получают излишек, равный площади Л +В, а производители — С + G. Владельцы лицензий получают излишек с каждой импортируемой тонны стали, равный разнице между внутренней и мировой ценой. Их излишек равен разнице в цене, умноженной на объем импорта, то есть площади треугольника E' + E". Общий излишек с квотой равен площади Л + В + С + Е'+ E" + G.
Чтобы увидеть, как воздействует введение импортной квоты на общественное благосостояние, мы суммируем изменение излишка потребителей (отрицательное), изменение излишка производителей (положительное) и изменение излишка владель- цев лицензий (положительное). Общий излишек на рынке уменьшается на площадь D + F, которая представляет безвозвратную потерю в результате введения квоты.
Таблица 9.4
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ
ИМПОРТНОЙ КВОТЫ В таблице сравнива- ется экономическое благосостояние в условиях неограни- ченной торговли и в условиях введения импортной квоты. Буквы относятся к областям, отмечен- ным на рис. 9.7.
______________________ Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Очевидно, анализ показался вам в чем-то знакомым. В самом деле, если вы сравните анализ воздействия на рынок импортной квоты (рис. 9.7) с анализом таможенного тарифа (рис. 9.6), вы убедитесь, что они в сущности идентичны. И тарифы и импортные квоты увеличивают рыночную цену товара, уменьша- ют благосостояние внутренних потребителей и увеличивают благосостояние отечественных производителей. В результате общество несет безвозвратные потери. Между этими двумя типами ограничения торговли существует единствен- ное различие: тариф увеличивает доход правительства (площадь E, рис. 9.6). в то время как импортная квота создает излишек для владельцев лицензий (пло- щадь Е' + Е", рис. 9.7).
Сходство тарифов и квот может еще более увеличиться. Предположим, чтс правительство пытается изъять прибыль владельцев лицензий, взимая с них плату за разрешение торговать импортной сталью. Например, точно в размере разницы в цене стали в Изоландии и мировой цены, помноженной на объем импорта лицен- зиата. В таком случае плата за лицензию на импорт действует аналогично тамо- женному тарифу: в обоих случаях потребительский излишек, излишек производи- телей и поступления правительства одинаковы.
В действительности страны, практикующие ограничение торговли с помощьк импортных квот, полностью изымают полученную импортерами прибыль лишг в исключительных случаях. Например, правительство США одно время оказы- вало давление на Японию, добиваясь, чтобы та «добровольно» ограничила экс- порт автомобилей в Америку. Японское правительство предоставляло права на экспорт отечественным компаниям, которые получали прибыль от использова- ния лицензий в полном размере. Данный вид импортной квоты, с точки зрения благосостояния США, намного хуже, чем таможенный тариф на импортируемые автомобили. И тариф и импортная квота приводят к повышению цены и безвоз- вратным потерям, ограничивают торговлю но, по крайней мере, введение тари- фа принесло бы дополнительные поступления американскому правительству, г не японским автомобильным компаниям.
Если исходить из нашего анализа, создается впечатление, что импортные кво- ты и тарифы приводят к одинаковым безвозвратным потерям. Более того, след- ствием введения квоты может быть большая безвозвратная потеря (в зависимо- сти от механизма распределения лицензий на импорт). Предположим, что все изоландцы понимают, что лицензии получат только те торговцы, которые направ- ляют часть прибыли на поддержку политики правительства. В этом случае цень лицензии равна стоимости поддержки правительства, а получаемые поступление скорее используются на оправдание его политики, но не на благо общества. Без- возвратные потери такого рода квот состоят не только из убытков от перепро- изводства (площадь D) и недопотребления (площадь F), но также и из чаете излишка владельцев лицензий (площадь E' ' + £ " 0, используемой на поддержку правительства.
|