Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новые отрасли
Иногда за временные ограничения торговли выступают новые отрасли, считающие что государство должно способствовать их развитию. Они утверждают, что перисс протекционизма позволит национальным производителям набрать силу и успешв: конкурировать с зарубежными поставщиками. Точно так же представители зрельз. отраслей утверждают, что им необходима временная защита, чтобы «дать американ- ским производителям автомобилей время, чтобы поднять на ноги отечественна промышленность».
Экономисты скептически воспринимают подобные доводы. Чтобы эффективно испс - зовать протекционизм, правительству необходимо решить, какая из отраслей в конеч
Глава 9. Практическое применение теории: международная торговля _______________________________________ 209
итоге будет приносить прибыль и в какой степени выгоды ее развития превысят издержки протекционизма для потребителей. Выбрать «победителей» чрезвычайно сложно. Тем более сложно, что политики обычно отстаивают интересы прежде всего политически влия- тельных отраслей. А как только им удается оградить себя от иностранных конкурентов, изменить «временную» политику практически невозможно.
Кроме того, многие экономисты в принципе критически относятся к доводу о защите новых отраслей. Предположим, что изоландская металлургическая промыш- ленность молода и не в состоянии приносить прибыль в условиях конкуренции с иностранными производителями, хотя есть основания полагать, что в долгосрочном периоде отрасль будет рентабельной. Если владельцы фирм рассчитывают на конеч- ную прибыль, им придется смириться с временными убытками. Протекционизм от- нюдь не является обязательным условием успешного развития отрасли. Фирмы в различных отраслях — например, биотехнологии — несут временные убытки в надежде на рост и получение прибыли в будущем. И многие из них преуспевают и в отсутствие защиты государства от зарубежной конкуренции.
NAFTA
И
МЕКСИКАНСКИЕ
ПОМИДОРЫ
В 1993 г. Президент США У. Клинтон поддержал и добился ратификации Се- вероамериканского соглашения о сво- бодной торговле (NAFTA). Выражая мнение многих экономистов, он утверж- дал, что NAFTA принесет выгоду всем трем сторонам соглашения — Канаде, Мексике и США. Но настойчивость пре- зидента «аукнулась» ему во время пере- избрания в 1996 г., когда его конкуренты критиковали NAFTA не столько с эко- номических, сколько с политических по- зиций. Например, американские произ- водители помидоров требовали защиты от мексиканских конкурентов. Напро- тив, многочисленные, но менее орга- низованные потребители помидоров в США далеко не так успешно выступа- ли в защиту своих интересов.
|