Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.






 

14-16. В религиозном (существеннейшем) отношении все человечество до пришествия Христа распадалось на две половины, резко отличающиеся друг от друга, стоявшие в непримиримости, и не могшие соединиться в том виде, в каком сформировались они ко времени Спасителя и течением истории, и Божиим хотением, и соизволением, именно; мир иудейский, знающий истинного Бога и имеющий обетования о Христе, и мир языческий, поклоняющийся ложным богам и не имеющий упований. Пришедший же Господь Иисус Кровью Своею примирил и соединил эти обе разрозненные половины человеческого рода в одно целое, но не так, что ввел в ограду иудейства язычников, а особым образом. Он разрушил стоявшую посреди иудеев и язычников преграду – ветхозаветный закон, данный Богом евреям для служения Ему и спасения. Закон ограждал евреев от смешения их с язычниками, но он не имел самостоятельного оправдывающего значения, а лишь прообразовательное, будучи тенью Тела Христова. Поэтому, когда принесена была в этом Теле искупительная жертва, то весь закон, со всеми своими оправдательными средствами был упразднен – Кровь Христова заменила все прежнее. А отменив закон, Господь уничтожил тем и причину разделения двух половин человеческого рода. На место же упраздненного Господь учредил новое – Свое: закон заповедей ветхозаветных, внешний чин богослужения, заменил учением – догматами, богоугодным строем мыслей, чувств, настроений, одним словом – живою верою, сопутствуемою любовью, поклонением Богу духом и истиною. И язычники, бросив свою религию, полные веры, пришли к Господу, дабы, вместе с уверовавшими иудеями, принять и одинаковый строй внутренней жизни. Таким образом, новый дух жизни о Христе Иисусе, проникая одинаково обоих, творил мир и из обоих созидал одного нового человека, или человечество, родоначальник и глава которого стал Христос Господь. Но гораздо важнее и выше этого внешнего примирения – внутреннее – мир с Богом. Господь Иисус примирил с Богом обоих – иудеев и язычников в одном Теле – в Своем Теле, принесши Его на кресте в жертву умилостивления за всех и, таким образом, убил вражду, которую грех восставлял между Богом и людьми. Эта вражда убита крестом; и верующие, будучи врагами (Рим. V, 10), примиряются чрез Него с Богом. Как же это благо коснулось Ефесян?

17. Сначала Господь положил прочные основания миру в Своем лице крестною смертью, упразднил закон и разорив чрез то разделение между иудеями и язычниками и тем же крестом примирив обоих с Богом; потом, по воскресении, вознесении на небо и сошествии Св. Духа, послал апостолов разносить благовестие мира, но в лице их действовал Сам, по обетованию: се Аз с вами есмь во все дни (Мф. XXVIII, 20). Сам Господь ходил в лице Апостолов и обращал как частные лица, так и целые города, и народы, как дальних – язычников, так и ближних – иудеев. Он, именно, приходил и к Ефесянам в лице Святого Павла с благовествованием мира, это потому, что один Он приводит нас к Богу Отцу (Иоан. XIV, 6).

18. Если бы не пришел Господь во плоти, не устроил благовествования, не были бы мы приведены к Отцу. Почему говорит: никто же придет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. XIV, 6). Не то только здесь разумеется, что Христос Господь, примирив нас с Богом крестною смертью и даровал благодать Духа, поставил нас к Богу в отношение сыновства, ради которого мы можем восклицать: Авва-Отче (Рим. VIII, 15; Иоан, 23) и в молитве: Отче наш (Мф. VI, 9), но и то особенно, что, и каждую душу берет Он как бы за руку и приводит к Отцу: призывает, спасает, всячески помогает в борьбе с грехом и возводит до последних степеней совершенства, пока не приведет туда, где теперь Сам одесную Отца. Как же Он приводит к Отцу? В одном Духе – благодатною силою одного Святого Духа. Иудеи прежде имели доступ к Богу, но внешний, и Бог открывал им Себя, но тоже внешне; а язычники совсем не имели к Нему доступа. Теперь же и те, и другие имеют к Богу путь новый и живой благодатью Св. Духа.

в) Насколько стали близко (ст. 19-22).

Стали сожителями святых, своими домашними Богу, даже больше – стали Божиим жилищем.

19. Благодатное царство Христово было изображаемо под видом города, которого художник и устроитель есть Бог (Евр. XI, 10). Гражданами этого города были святые, как и город святой, ожидающие его, по предсказанию пророков, Авраама, Моисея, Илии и др. Ефесяне, как и другие язычники, не имели этой надежды, лишены были и гражданства в этом городе: они были странниками и пришельцами – скитальцами, а теперь со времени своей веры во Христа, стали согражданами этого благодатного города вместе с другими святыми, населяющими его. Мало этого – они стали свои Богу – членами одного семейства, Отец которого есть Бог. Ибо верующие получают область чадами Божиими быть (Иоан. 1, 12), т.е. не причисляются только к семейству Божию, но и на самом деле суть чада Божии, как рожденные от Него (Иоан. 1, 13). Итак, в граде Божием все святые, сограждане, суть дети Божие, в которых, как в своем доме, обитает Сам Бог.

20-21. Мысль о домашних, - своих Богу, привела Апостола к мысли о доме, как месте жительства. Апостол и останавливается на этой мысли, чтобы возвести еще на большую степень близости к Богу, в какую поставлены язычники верою. Верующие – свои Богу и потому еще, что Он живет в них. Таким образом, они – жилище Его. Как же они делаются домом Божиим? Дом Божий или храм веры. Веру основали и утвердили на земле Апостолы, опираясь на пророков, которые возвещали истину, но в гаданиях; апостолы же осязательно видели истину, поэтому и поставлены впереди пророков. Те и другие, проповедуя слово истины ближним и дальним, некоторых из них, при помощи Духа Божия, обращали ко Христу и, таким образом, приготовляли из них материал для храма Божия – надстраивали (слав.: наздани) из него храм – на себе. Но апостолы и пророки только привлекали к вере во Христа Господа. Основа же Церкви – краеугольный камень – фундамент всего здания – Господь – в Церкви все от Него, не исключая самих Апостолов и пророков (Св. Злат.). На этом Краеугольном Камне здание церкви Божией – святой храм надстраивается, возрастает из обращающихся верою ко Христу, и притом гармонично, по определенному плану: в ней различаются апостолы, пророки, пастыри и учители… (Еф. IV, 11), и будет расти до конца веков. Она состоит из умерших в вере и живых – верующих, так как для всех она одна. Можно думать, что земная церковь готовит материал, а само здание, в отделку, строится на небе. Святой храм в Господе – Церковь возрастает – не как мертвое здание, а живое, которое уже имеет все необходимое для своего существования и жизни. И теперь – здесь, на земле, Церковь – целое здание, жилое, но увеличивается, пока придет в полную меру храма, как он задуман Богом. Церковь – святой храм, потому что в нем живет Бог и все истинные члены его святы, освящены Духом Святым и стремятся быть святыми. Все это совершается Господом. Так созидается вселенская церковь Господом. Она – основа всей церкви; фундаментом ее служат апостольское и пророческое служение, изменить которое нельзя; по вере в исповедание их входят в состав церкви верующие и Церковь растет – расширяется до меры ее возраста. Подобно ей растут и частные церкви, как Ефесская.

22. Как вселенская Церковь созидается о Господе, в храм Богу, так и всякая частная церковь создается в жилище Божие, тоже что в храм Богу, все о Том же Господе. Отношение частных церквей к Церкви Вселенской выражено словом – устрояетесь (слав.: созидаетесь). Вселенская Церковь устрояется, как единое целое; а частные церкви устрояются не особо, а в связи с Церковью Вселенскою. Созидается Церковь Вселенская, созидаются и они вместе с нею глубоко и существенно, так что отдельно – особенно нельзя им созидаться. Частные церкви живут общею для всей церкви жизнью, как орган тела, как ветви дерева живут жизнью целого организма. Не только есть частные церкви, но и частнейшие – единичные: «храм, в котором Бог обитает, как в теле, есть каждый из нас и все вместе», говорит Златоуст, потому что и каждый верующий имеет все, что есть в Церкви: истину слова и благодать таинств, и общение с Богом во Христе Иисусе. Совершитель Церкви один и тот же – Дух Святой, Который приготовляет души в жилище Божие. Если Бог – благодатно в каждом верующем, то благодатно Он и в душах целого общества верующих и во всех верующих, т.е. во всей церкви. Из этого видно, как и насколько близки были Ефесяне к Богу: они – сыны Божии и жилище Его.

1) Слав.: ограда; с греч. –загородка, тын.

2) Пришельцы – с греч. скитальцы,

3. Слав.: наздани; с греч. надстроены, составляя корпус здания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал