Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. 1.Для того, чтобы язычники стали более близки к Богу, как Ап






1. Для того, чтобы язычники стали более близки к Богу, как Ап. ранее на это указал, не только Господь Иисус претерпел смерть, но и он – Апостол терпит за них узы. Именно – Христос наложил на него внутренние узы, повелев проповедовать Евангелие. Он же привел его и в Иерусалим для внешнего узничества. Как он стал узником за язычников, это Св. Павел объясняет далее, указывая им на свое призвание для этого и откровение ему тайны о язычниках.

2-4. Ефесяне слышали от самого Св. Павла, что по домострительству спасения (благодати Божией) ему поручена Богом проповедь Евангелия среди язычников (Деян. IX, 15; XXII, 21). Сам Господь призвал его к апостольству. Сам Он вложил в ум его тайну призвания ко Христу и спасения язычников, так именно, как он об этом писал им выше, в этом же послании кратко (I, 9-10). Это была тайна, в собственном смысле, никому не ведомая доселе.

5-7. «Тайна Христова обнимает воплощение, крест, воскресение, одесную сидение, призвание языков, Церковь верою спасаемых, отстранение плотского иудея, сочетание двух народов в одно тело Христово, второе пришествие и воздаяние каждому по достоянию» (Экум.). Эта тайна в предшествующие века не дана была знать ни иудеям, ни язычникам, вообще людям от Адама до Христа, не вообще не дана знать, а так, как она дана знать теперь. И язычники имели смутную надежду на избавление, не говоря об иудеях, которым чрез пророков открыто было многое из домостроительства Божия о спасении даже язычников (Ис. 55, 5). Но это все незначительно в сравнении с нынешним откровением, говорит Апостол. Многие пророки и цари желали видеть относящееся к Господу Иисусу Христу и не видели (Лук. 10, 24). Так, относительно призвания язычников в одинаковое участие с иудеями неизвестно было не только ветхозаветным, но долго и новозаветным, напр., Ап. Петру. А ныне, говорит Апостол, эта тайна открыта Духом Святым апостолам и новозаветным пророкам, что язычники наравне с иудеями получат одинаковое наследство в ветхозаветных обетованиях, именно, - в благодатном царстве Христовом, те и другие будут составлять одно тело Христово, а в будущей жизни получат то, что обетовано верующим – святым. И ко всем этим благам язычники привлечены апостольским благовествованием. Такое же служение проповедовать язычникам получил и Св. Павел; впрочем, не за свои какие-либо достоинства, но по дару – как дар – благодати Божией, данной ему особым действием Его силы, явленной в обращении его ко Христу.

Сам же он есть наименьший из святых христиан.

8-9. Св. Павел сам по себе наименьший не только из Апостолов, но и всех святых христиан; между тем, Бог избрал его возвестить эту тайну – неисследимое богатство Христово – спасение всего человечества крестною смертью Сына Божия язычникам и всем открыть – разъяснить и растолковать, в чем состоит домостроительство тайны, - распространение богатства Христова и на язычников, призвание и их к участию в нем, слитие и их вместе с иудеями в единое тело, которого Христос – глава, сидящий одесную Отца. Эта тайна домостроительства нашего спасения сокрыта была в Боге от вечности: прежде создания мира чрез Иисуса Христа (Иоан. 1, 3). Бог имел в уме Своем спасти род человеческий смертью Сына Своего. Но это была никому неведомая тайна; теперь только Бог благоволил открыть ее всем – и небесным и земным. Для чего же Бог держал это в строгой тайне?

10-12. Для того, говорит Св. Павел, Бог держал план устроения Церкви во Христе Иисусе, как Главе ее, в Которую войдут и небесные силы – и все земные существа, в тайне, чтобы показать всю многоразличную премудрость Свою, предначертанную от вечности, исполненною во Христе Иисусе, - чрез Церковь – в устройстве Им Церкви, небесным силам – ангельским – начальствам и властям. Таким образом, во Христе Иисусе, искупившем нас от грехов и омывшем нас Своею Кровью, мы получаем смелость и дерзновение приступать к Отцу Небесному в уверенности, что Он примет нас в общение и, принявши, никогда не бросит и не оставит ни в чем. Такое радостное расположение прямо истекает из веры и бывает чрез веру в Господа Иисуса Христа.

В немногих словах Апостол очертил весь ход воссоединения нашего с Богом в Господе Иисусе Христе. Верою в крестную смерть мы получаем отпущение грехов, благодатью чрез таинства, преподаваемые по вере, сочетаемся с Господом, а чрез Него и усыновляемся Богу. Как всякий верующий особо, так и все верующие в совокупности: все соединяются с Господом, чрез Него с Богом Отцом, составляя единое тело под Ним – единою Главою. Зная все это, Ефесяне не должны смущаться тем, что их Апостол терпит узы.

13. Бог так возлюбил Ефесян, что отдал за них Единородного Сына Своего и предал на страдание рабов Своих – апостолов. В самом деле, и Св. Павел был в узах для того, чтобы они получили великие блага (Св. Злат.). Таким образом, Св. Павел несет узы ради них, для их блага, и его узы прославляют их – вводят их в славу спасенных.

Раскрывши великую тайну спасения язычников, Св. Павел опять молит Бога о даровании Ефесянам разумения и этой тайны спасения и великой любви Божией к ним.

IV. Молитва Апостола о даровании Ефесянам разумения тайны спасения (ст. 13-21).

14-15. Для того, чтобы Ефесяне, призванные к участию в таких благах домостроительства спасения, поняли их и действительно получили их и всегда ими обладали, Св. Павел молитвенно преклоняет колена свои к Богу, Отцу Господа Нашего Иисуса Христа и Отцу всех небесных и земных детей Своих – Ангелов и людей. О чем же он молится?

16-19. В этих стихах обозначаются предметы молитвы и благожеланий Св. Павла своим ученикам. Здесь в немногом заключатся все, что может желать и искать христианин.

Во 1-х Св. Павел просит Бога-Отца всех, чтобы Он, по богатству славы Своей – преизобильно, дал им крепко силою Св. Духа утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, стать господином внутри себя. Что это за господство и ради чего оно желательно прежде всего? Припомним устройство человеческой природы. Бог вдунул в лицо устроенного из персти земной дыхание Своей Божественной жизни. Это и есть дух человека, высшая сторона нашей природы, где живут: сознание, свобода, разумность, страх Божий, совесть и недовольство всем тварным. Назначение Духа – быть в Боге и все возводить к Богу, все, что есть в человеке и вокруг него. Для этого ему дана власть над низшими силами своей природы. Принимая силу от Бога, в Котором живет дух, последний в ту же жизнь вовлекает и душу с ее рассудком и науками, с ее волею и проявлениями, с ее вкусом и искусствами – произведениями его, и с ее низшими способностями – воображением и памятью, вовлекает и тело с его потребностями, и на все низшие порядки бросает отсвет той же жизни. Когда бывает это в человеке, тогда он человек настоящий, соответствующий своей идее. И тут он духом своим есть, очевидно, владыка над собою и над всем, что в нем и кругом его. Но, очевидно, так же, что такую властную для своего духа силу он может получить только от Бога, после предания Ему себя и жизни в Нем. Отделись дух от Бога и сила эта взята будет от него. Тогда он не может уже управляться ни с стремлениями души, ни с потребностями тела, ни с чем внешним. В первом строе жизни человек весь живет внутри себя (в духе) пред Богом, во втором – весь вне себя с богозабвением. В этот последний строй проникают страсти от себялюбия и дают всей его жизни злое, противное духу или страху Божию и совести, направление, не созидающее, а разрушающее. Таков и есть падший человек. Но Бог не хотел оставить в погибели падшего и устроил ему способ восстания от падения. Сын Божий крестною Своею смертью, воскресением и сидением Одесную Отца открыл путь падшему к Св. Духу, Который восстановляет дух человека и возбуждает его к прежней силе. Каким же образом? Сначала благодать Св. Духа действует на дух как бы со вне, пробуждая совесть и страх Божий. Когда же в духе образуется решимость и готовность жить по Богу, тогда благодать Св. Духа в таинствах входит внутрь духа и с этого времени у человека начинается внутренняя жизнь пред Богом; потребности душевнотелесные не только перестают управлять им, а напротив, он сам начинает заправлять ими, по указанию Духа. Таким образом, дух наш, при содействии Св. Духа, снова становится самодержцем и внутри, и извне. Это возвращение духа к Своей независимости совершается посреди борьбы его с прежними властелинами падшего человека. Поэтому Апостол во 1-х и молит чтобы Бог помог Ефесянам утвердиться духом Его во внутреннем человеке, - окончательно стать духу их независимым ни от чего внутри. Во 2-х, он молит, чтобы Христос вселился в сердца их. Утверждение во внутреннем человеке есть приготовление жилища в нас Христу Господу; ибо утвердившийся духом, уже владеет собою – преодолел страсти, изгнал их и утвердился во всякой добродетели. О таких Сам Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Иоан. XIV, 28, 21). Апостол ставит условием вселения Христа – укоренение и утверждение в любви ради веры или верою, любовью споспешествуемою. Вера – начало, любовь – конец или вершина. Вера означает такое убеждение в истинах Евангелия, как мы уверены в своем бытии. Только такая вера прочна и тверда и дает твердую опору для жизни. Но она не вдруг становится такою крепкою, и возрастает постепенно. С первого начала она освещает весь путь жизни и указывает, что требуется от человека, и как он может того достигнуть; при свете ее видна бывает бедность человеческой природы и опасность греха; видно богатство Христово и то, что никому нет запрета овладеть им. Это и вызывает решение обратиться и прилепиться ко Христу. Он же любви обилен: лишь кто сделает к Нему шаг, как Он всего Себя отдает приходящему. И вот, в таинстве крещения или покаяния благодатью Св. Духа производится сочетание Христа Господа с духом человека, который с этой минуты становится самовластным, приняв от благодати Христовой силу к управлению собою и всем, что есть в человеке и вне его. Давши слово себе при сочетании со Христом – ходить в Его заповедях и во всем творить волю Отца Небесного, утвердившийся внутрь дух начинает все туда направлять и уже сам подчиняет под это иго все действия души, все потребности тела и все порядки внешней жизни, борясь с остающимися еще в душе движениями страстей. Весь этот труд духа есть хождение в делах любви. Но дух жизни о Христе не вдруг наполняет сердце, а путем самопринуждения и самопротивления. Бьющая из сердца жизнь приходит после. Деятельная любовь приводит к любви чувства. И это уже есть любовь укорененная и основанная. Вначале она почти незаметна не только для других, но и для самого верующего, пока происходит борьба с эгоизмом, который охлаждает чувство любви. Но, по мере победы над ним, и изгнания из сердца, общение со Христом становится весьма заметным для всех, ибо тогда уже начинают открываться благодатные дары. И вот этого-то именно и желает Св. Павел Ефесянам, чтобы Христос явно для всех вселился в сердце их. Результатом вселения Христа Господа бывает совершенство в понимании; ибо где Христос, там и ум Христов (1 Кор. 2, 16), даруемый тем, в сердце кого обитает Христос. Чтобы могли уразуметь не каждый особо, по-своему – оригинально, но со всеми святыми, наравне с совершенными христианами. Что разуметь, Апостол не указывает, но по ходу речи здесь разумеется тайна планов Божиих о спасении людей. Общий очерк дела спасения все знают и без особенного труда. Но святые люди, в которых явно обитает Христос, самым делом ощущают свое спасение, а потому понимают его в совершенстве. Такие и самый путь спасения и все связанное с ним созерцают яснее и глубже; ибо оно входит во все области бытия и силою своею простирается по всему пространству и времени и обнимает вечность. Следовательно, в нем разгадка и всего вечного и всего временного, всех тварей и хода всех событий. Все это раскрывается в уме прилепившихся к Господу, хотя и не вмещается в слова и обычные обороты речи, а только ощущается, как и сам Св. Павел не мог пересказать словами неизреченные глаголы, которые он ощущал при восхищении своем на небо. Это неизглаголанное, но созерцаемое умом в тайне спасения Св. Павел и обозначает словами – широта, долгота, высота, глубина. Понимаю их, говорит Св. Златоуст, может научить не слово наше, а Св. Дух. Вместе с познанием тайны спасения раскроется уму, созерцающему и просвещаемому Христом, вся полнота любви Христовой.

Она не постижима для ума. Но когда вселяется в кого Христос, тогда тот сердцем ощущает величие ее и умом созерцает ее, хотя она и остается невыразимою и неизъяснимою; ибо нет меры величия ее и потому уразуметь ее умом не дано. Все это приводит христиан к совершенству, - к исполнению всего, чем преднамерен Бог исполнить христиан, - это и выражает Апостол словами: дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Эта полнота христианского совершенства, по Апостолу, есть состояние созерцания, которое бывает в том, кто, освободившись от всякой привязанности к чему-либо земному, вступает в область Божию и видит там все и так, как мы видим все окружающее нас.

Св. Павел заканчивает свою молитву славословием Бога Отца.

20-21. Св. Павел как бы так говорит: о чем я вам писал, о чем молился и молюсь, что сами вы постигаете и ищете, все это велико, но вполне не исчерпывает сокровищницы благ, даруемых нам чрез Господа Иисуса Христа. Их больше несравненно, чем мы можем постигнуть и просить. И все Господь их может излить на всякого, на кого Ему благоугодно, силою, действующею в нас. Неведомо как приходит сила и проявляет свое действие или в душе только, просвещая и очищая, или и во вне – чудодействуя. Не от нас это: Божий дар. И меры этому положить нельзя, потому что мера сему есть – Божия беспредельная благость. Тому слава в Церкви, чрез Церковь, или устами всей Церкви, которую Господь устроил чистой без порока и скверны, поэтому на нее преимущественно изливает свои милости, во Христе Иисусе, чрез Которого, как Главу Церкви, церковь и должна возносить к Богу свои славословия. Эта слава не ограничивается настоящим временем и последующими веками, но простирается на все роды и чрез века веков пребывает, растет и множится, и оглашает всю бесконечную вечность.

1) Слав.: сказася; в греч. внушена, в ум вложена.

2) Слав.: приведение в надеянии; с греч.: в убеждении, в уверенности.

3) Утвердиться – с греч. принять в свои руки власть над собою, стать господином внутри себя – во внутреннем человеке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал