Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
З) Всесторонняя чистота сердца от похотных пожеланий.
3. Указавши в самоотверженной любви очистительное средство от страсти раздражения, теперь Св. Павел врачует от другой страсти ветхого человека – похоти плоти. Блуд – всякий плотский грех с женщиною без брачного с ней союза, всякая нечистота – все другие проявления похотной страсти – похотные мысли, неестественные удовлетворения похотной страсти; любостяжание – страсть к стяжаниям, ненасытное желание иметь все более и более; чтобы такие страсти не только не исполнялись, но даже и не поминались словом, как совсем неизвестные. Так должно быть в обществе святых, сердце которых должно быть совершенно чисто от таких влечений (1 Сол. 4, 3, 7; 1 Кор. 6, 18-19). Чтобы предохранить христиан от этой похоти, Св. Павел заповедует избегать всего, что ее возбуждает. 4. Между христианами не должно быть места: сквернословию – срамным приемам, взглядам, движениям, одежде, срамным речам и, вообще, распущенности, свидетельствующей о нечистоте и располагающего к ней пустословия – глупых, бессмысленных, пустых речей; смехотворства – страсти острить, шутить, смехотворить. Все это не прилично христианам, должно быть оставлено ими. Вместо этого у них должно быть благодарение: ум их должен быть непрестанно занят тем, какие милости Господь даровал им, спасши их от погибели, и сердце их должно быть исполнено благодарности к Нему за это. Вот что они должны непрестанно выражать своим словом. При таком настроении души похотное не найдет себе в ней места. Но, чтобы еще сильнее противодействовать похотной страсти, Св. Апостол указывает на опасность из-за нее лишиться Царства Небесного. 5. Св. Апостол решительно утверждает, что ни блудник, ни нечистый, осквернившийся блудною похотью, или возбуждениями в позорном поведении, ни любостяжатель – надеющийся на богатство и служащий ему, как Богу, и тем самым становящийся в разряд идолопоклонников (ср. Кол. 3, 5), не получат наследства, которое назначено людям святым, смотря по их добродетелям, в Царстве Небесном у Христа и Бога. Были и есть люди, считающие указанные пороки маловажными. Апостол предостерегает от таких обольстителей. 6-7. Св. Павел как бы так говорит: не слушайте пустых речей, что похотные дела натуральны, что богатство необходимо для обеспечения жизни, что пошутить и посмеяться – ничтожное дело; грехи эти не маловажны, ибо за это – по причине размножения этих именно пороков – блуда, нечистоты, любостяжания, - приходит гнев Божий, т.е. страшный суд. Ему определено быть в свое время, но его ускорят размножение блуда и лихоимства. Как пред потопом люди предались плотской страсти и были непокорны предостережению Божию и тем навлекли не себя гнев Божий – потоп, так будет и пред концом мира: страшный суд внезапно постигнет сынов противления – непокорных. Итак, убойтесь, говорит, противлением истине и поблажкою нечистоте и лихоимству уподобиться им – сынам противления. Если допустите это, то разделите и участь тех – огонь суда и мучение. И, действительно, из сочинений Св. подвижников можно видеть, что для отгнания проступков похоти нет могущественнее средства, как память о суде. Два много возбудительных образа заповедует Апостол держать в уме и в сердце, борющихся со страстями, - образ Господа, распявшегося за нас на кресте, для погашения всех недобрых движений, порождаемых раздражительною силою души, и образ страшного суда для погашения страстных движений плоти. Ими изгоняется из души всякая страсть, ими же, когда доброе намерение угождать Богу утвердится в душе, предотвращается и самое возникновение их. У кого они вошли органически в сознание, сроднились с ним, тот вошел в область бесстрастия. Состояние же бесстрастия приближает к светлости Божией или Богоподобию: Бог свет есть и тьмы в Нем несть ни единыя (1 Иоан. 1, 5). И человек, вступивший в Богоподобие, самым делом становится светом. Это светлое состояние христиан Св. Павел и изображает далее – сначала в себе самом (8-10), потом, светоносность его для всех, не имеющих света Христова (11-14). И) Светлость деятельной христианской жизни: а) в себе (8-10). 8. До принятия веры Христовой Ефесяне, как язычники, жили во тьме и по образу мыслей, и по верованию, и по жизни; принявши же веру Христову, просветились и в образе мыслей и жизни. Так, первоначально крещаемые и миропомазуемые осязательно для себя и видимо для других исполнялись светом. Отчего и день крещения, в который наиболее собиралось крещаемых, назван праздником светов. В самих крещаемых это сопровождалось внутренним обновлением, состоянием, в котором они чувствовали, что грех ими уже не обладает (Рим. 14, 6, 18, 22), иначе – состоянием бесстрастия, которое им нужно было лишь хранить: как чада света – как рожденные вновь благодатью Св. Духа в Господе Иисусе Христе – чада Божии и поступайте – живите в Богоподобии. Как жить, какие плоды приносить, - Св. Павел раскрывает далее. 9-10. Чада света рождены от Духа и исполнены Им, поэтому они и должны приносить плоды духа – жить в благости – в любви, в праведности и истине, - зная то, что благоугодно Богу и ощущая сладость общения с Ним. Что же вообще благоугодно Богу, то все указано в слове Божием. Сказанное там верующий искренне принимает в совесть, которая, под действием благодати, с того времени становится просвещенным свыше руководителем в жизни и указателем воли Божией. Но и совесть определяет наше поведение лишь в общих чертах, что же касается подробностей того или другого поступка, то она указывает их не всегда ясно. Бог же хочет, чтобы и здесь поступлено было по Его воле. Поэтому Св. Павел заповедует во всех делах доискиваться, что благоугодно Богу, и так поступать. Ревностное стремление к этому обновляет в них дух правый содействием Св. Духа, Который везде и во всех случаях указывает, что право – благоугодно Богу. Как должны поступать совершенные христиане с грешниками, ходящими во тьме? б) Светоносность совершенных христиан для других, еще не имеющих в себе света жизни (ст. 11-14). 11. Как совершенные христиане должны относиться к людям, еще живущим в греховной тьме. Св. Павел заповедует им: не участвуйте в их делах своим согласием; когда слышите, видите или знаете об них, то не молчите, а обличите. Но обличение другого – нож; не умеющий действовать им может только наделать ран к большему злу; обличать словом может только тот, кто сам в себе не обличается совестью (Иерон.). Но кроме слова можно обличать своею жизнью. Всякий может не соглашаться с делающим нехорошо, не одобрять его, даже и в шутку не говорить снисходительно о худом. А жизнь богобоязненных есть обличение нечестивых: свет благочестивой жизни обнаруживает – освещает греховную тьму, будит совесть и приводит ее к самоосуждению, это и есть начало обращения и само исправления. Обличение жизнью особенно пригодно в таких грехах, о которых срамно и говорить. 12-13. Срамных дел своих грешники сами стыдятся, поэтому и делают их тайно. Как же такие дела обличать словом? Светом святой жизни можно обнаружить тьму их дел и пробудить их совесть. Такое обличение будет самое лучшее (Дамаск.). Жизнь совершенных христиан, чистых и непорочных чад Божиих, есть свет для грешного рода. В самом деле, много книг и слов много о том, как нужно жить, и своего смысла у всякого достаточно: чего же не достает? – Уменья жить. Покажи, как жить своею жизнью, и не нужно будет слова. Поэтому Св. Павел как бы так говорит: обличайте грешников своею святою жизнью. Светом этим, от вас исходящим, осветятся нравы нечестивых и грешных, и нечистота и срамота их, не заметная для них, обнаружатся и станут явными для их совести, как грешные. Ибо предмет темен, пока не пали на него лучи света, когда же падают на него лучи, он становится светлым, освещенным. Так светится темная жизнь грешных от света святой жизни святых, и будет видна вся ее грязь. А это приведет к обращению грешника на путь спасения. 14. Словом и жизнью совершенных христиан совесть грешника пробуждена; он ясно видит свою негодность – свою мертвенность от грехов и готов искать спасения. Что ему делать? – У христиан, как думает бл. Феодорит, сложилась песнь, под влиянием Св. Духа, для возбуждения себя к бодрствованию: «восстани, спящий, воскресни от мертвых дел и освятит тебя Христос». Эту песнь Св. Павел прилагает к грешнику, ищущему спасения: встань от греховного сна, воскресни от мертвящих дух твой дел твоих и приступи с верою к Господу, и Он оживит твою душу и осветит ее светом истины. Но и самые совершенные христиане должны, как мудрые, тщательно наблюдать над собой, чтобы не согрешить. 1) Осмотрительность и благоразумие в поведении (ст. 15-17). 15-17. Имея такое высокое назначение – быть светом мира, сами христиане должны жить так, чтобы никто не мог в них найти ничего достойного укора. Посему Св. Павел как бы предостерегает их: смотрите, поступайте так, как должны поступать по лежащим на вас обязанностям, поступайте осторожно (слав.: как опасно ходите). Опасностей много: и внешние обстоятельства могут отвлекать от правого пути, и в себе много такого, что может сбивать с прямой дороги, да и враг (дьявол) не дремлет, яко лев, рыкая ходит, ища, кого поглотить. Действуйте не на авось, как немудрые, но обдуманно – осмотрительно, как делают мудрые. Что же именно и как? Дорожите временем, не откладывая дела на неопределенный час, но спешите выполнить его скорее, потому что время течет быстро – не уловить, и не задержать его и не воротить: оно, как хитрый (лукавый), ускользает из рук (дни лукавые суть). Как же поступить, чтобы мудро пользоваться временем? – Не человеческим благоразумием Св. Павел заповедует пользоваться: оно часто бывает безрассудно – ошибочно, но разумеванием воли Божией: «сначала нужно рассмотреть, чего хочет Бог, и, уже по должном обсуждении, делать то, что будет признано благоугодным Богу. Это и есть мудрость христианская» (Иерон.). К) В скорбях, постигающих христиан, Апостол указывает им духовное утешение (18-20). 18-20. На горькой земле естественно человеку искать увеселений, ибо душа его знает, что она создана для жизни райской. Он их и ищет, но находит их всякий по-своему. Наиболее развеселяющее средство есть вино. Но оно чувственное, поэтому и веселье дает чувственное, а в излишестве употребленное возбуждает плотские похоти, ведет к распутству, разгульной жизни и разврату. Для христиан, рожденных Духом для духовной жизни, не идет чувственное развлечение и, тем более, ведущее к разврату. Им свойственна духовная радость о Дусе Святе. Это утешение и заповедует христианам Св. Павел: исполняйтесь Духом. Дух Святой обитает в христианах, но проявление Его в них бывает неодинаково в зависимости от их жизни: то как бы угасание Его (1 Сол. IV, 19), то яркое возгорание. Когда бывает это последнее, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихою, глубокою, сладостною радостью, восходящую иногда до взыграния Духа. Как же приобрести себе такое радостное действие Духа? – Вкусившие этого Св. отцы указывают два, особенно требующихся для этого от человека дела, - очищение сердца от страстей и молитвенное обращение к Богу. Это же средство указывает и Св. Павел. Раньше указал, как очистить сердце от страстей, а здесь указывает на молитву: если хотите исполниться Духом, то пойте. Пение возбудит Дух, или приведет в состояние наития Духа, или ощутительного Его воздействия. Каким образом пение может произвести такое действие? – Пение предлагает Апостол духовное, - не духовного только содержания, но, чтобы песни были плодом Духа, или изливались из сердец, исполненных Духа. Иначе песни не будут вести к исполнению Духом, потому что, вложено в песнь, то она и даст поющему: вложена туда человеческая мысль, человеческую мысль и возбудит песнь, в вложенный туда благодатный элемент благодать возбудит и в поющем. Но для этого требуется по Апостолу не простое приятное для слуха созвучие, но участие сердца, - пойте, говорит Апостол, в сердцах ваших. Не понимать только нужно песнь, но войти в ее настроение или воспринять содержание ее в сердце и петь ее уже так, как бы она исходила из нашего сердца. В апостольские времена те только и пели, которые бывали в таком настроении, а другие уже под влиянием песни, петой от сердца, входили в тоже настроение, присоединялись к поющим, и все церковное собрание воспевало и пело Господу не иначе как в сердце. Что удивительного, если вследствие такого пения все собрание исполнялось Духом? Песни, которые они пели, Св. Павел называет псалмами, гимнами и одами. Какое их различие – неизвестно. Содержанием же их, по апостолу, было изображение бесконечных совершенств Бога, в Троице поклоняемого и необъятных дел Его творения, искупления, которое уже наступило и действует, поскольку дается верующим вкусить отчасти обещанного им блаженства в наитии Св. Духа. Понятно, что главным содержанием этих песней было благодарение о Имени Господа Нашего Иисуса Христа, спасшего всех и спасающего каждого, Богу и Отцу, Который усыновил Себе всех верующих и, даровав благодать Св. Духа, всех всеми случайностями жизни привлекает к Себе, хотя мы этого и не замечаем. Как же Его не благодарить?
|