Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Притчи — букет мудрости Израиля
Книга Притчей — это превосходная антология мудрых изречений(Общее число - 915 притч). Пробуждая и оживляя мысль, притча указывает на простую и самоочевидную истину, выражая мудрость «на уровне здравого смысла» в краткой, четкой форме. С течением времени притча (по-древнееврейски «машал») не только стала действенным педагогическим средством, но и стала применяться как вид поучительного рассуждения. Соломон является автором первых 24 глав (ср. 1: 1; 10: 1). Спустя несколько сот лет к этому сборнику были добавлены другие притчи Соломона, «которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» (главы
25—29). До сих пор неизвестно, кто были Агур и Лемуил, авторы глав 30 и 31, и когда они жили. В книгах Царств и Паралипоменон много сказано о мудрости Соломона. Исторические описания этого великого царствования, самого славного и благополучного периода истории Израиля, изображают Соломона как воплощение мудрости. В смиренной зависимости от Бога Соломон начал правление молитвой о мудрости. Своей любовью к Богу, стремлением праведно судить народ и мудро управлять внутренними и внешними делами страны Соломон раскрыл самую суть практической мудрости (3 Цар. 3: 3-28; 4: 29-30; 5: 12). Превосходя всех современных ему мудрецов, он приобрел такую международную славу, что иноземные правители (например, царица Сав-ская) приходили выразить свое восхищение и послушать его мудрость (2 Пар. 9: 1-24). Прекрасно владея разными литературными приемами, Соломон пользовался иносказаниями и сравнениями с предметами, хорошо известными слушателям, — например, из жизни животных и растений. Три тысячи притч, тысяча и пять песен и части книги Притчей, приписываемые перу Соломона, — вот лишь некоторые образцы его премудрых слов(374 притчи в Прит. 10: 1-22: 16 могут представлять только один из сборников, составленных в дни Соломона). Безусловно, Соломон был знаком с книгами мудрости, написанными его современниками и предшественниками. Некоторые из таких книг датируются третьим тысячелетием до Р. X. Однако книга Притчей имеет больше сходства с Второзаконием, чем с древнеегипетской мудростью; это видно прежде всего в почитании Бога и большом внимании к нравственным и социальным проблемам. Мудрость книги Притчей опирается на богословские предпосылки: «Начало мудрости — страх Господень» (1: 7; ср. 3: 5-7; Иов. 28: 28). Благоговение перед Богом — основа для понимания и толкования книги Притчей. Отношения человека с Богом — основа всей жизни. Эти «вертикальные» взаимоотношения определяют и «горизонтальные» отношения, что отражено в двух важнейших заповедях Моисея (Втор. 6: 5 и Лев. 19: 18) и Иисуса (Мк. 12: 28-34). Притчи — это развернутый комментарий к заповедям любви, составляющим сущность Ветхого Завета. Хотя Притчи ничего не говорят об истории спасения, о поклонении Богу и о Его заветах с Израилем, однако они много говорят о Боге, в том числе о сотворении мира; эти упоминания закладывают основу мировоззрения и миропорядка, описанного в книге. Общий богословский контекст книги Притчей важнее ближайшего контекста данного изречения; как правило, каждый афоризм должен рассматриваться сам по себе, независимо от предшествующих и последующих изречений. Кроме того, природа притчи предполагает, что ее не следует считать пророчеством или обетованием; их следует рассматривать как богословские и практические принципы. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (22: 6) — это принцип воспитания, но не конкретное обетование. Процветание праведного и страдания злого (3: 2, 10: 3, 10: 27, 13: 25) — это принципы, которые верны в целом, как правило, но нередко лишь в длительной перспективе (ср. Пс. 72 и книгу Иова 1—2). В притчах успешно применяется параллелизм, характерный для древнееврейской поэзии. В синонимическом параллелизме мысль повторяется во второй строчке двустишия, как, например, в 20: 13: «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб». Зачастую вторая строчка описывает противоположную ситуацию (это антитеза — противопоставление, контраст мыслей). Например, в 15: 1: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». В синтетическом параллелизме мысль, выраженная в первой строчке, заканчивается во второй. Это развитие мысли хорошо иллюстрируется Прит. 10: 22: «Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит». Вот краткий план книги Притчей:
|