Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песнь Песней Соломона






Песнь Песней — это поэма о любви. Название отсылает нас к Соломону, царю Израиля; но неизвестно, был ли Соломон ее автором или, например, она была ему посвящена. Тем не менее написана она, скорее всего, действительно в царствование Соломона(Был ли Соломон одним из действующих лиц Песни Песней? Имя его упоминается в тексте несколько раз, однако три ссылки (1: 4, 8: 11-12) можно счесть относящимися не только к Соломону; царь, во всем богатстве и великолепии, символизирует весь тот правящий общественный класс, для кого «желать» и «иметь» - синонимы. Когда речь идет о бракосочетании (3: 6-11), то не сказано прямо, что Соломон и возлюбленный - одно лицо. Ряд толкователей придерживается мнения, что в книге три главных действующих лица: девушка - возлюбленная, царь Соломон и пастух - истинный возлюбленный девушки).

Песнь Песней — шедевр любовной лирики; но трудно определить ее жанр. Это — сплав диалогов и монологов (а также внутренних диалогов — бесед «с самим собой»). Больше всего это похоже на сборник стихов, связанных одной темой. Любовь показана «со всех сторон» — ее высота и ее мучения, ее стремления, страхи и надежды. Место действия меняется — виноградник, царский дворец, город,

«шатры пастушеские».

В Песни Песней (и кроме нее, только в книге Есфирь) не встречается слово «Бог»; ее богословие

«скрыто». Можно понимать стих 8: 6 так: источник любви — Бог; можно толковать «любовь» как

«любовь Бога к Израилю»; но все это не лежит на поверхности. На первый взгляд Песнь Песней — это просто повествование о человеческой любви. И наконец, Песнь Песней ни разу не цитируется в Новом Завете (таких «нецитируемых» книг в Ветхом Завете всего 4); мы не найдем в Новом Завете прообразного мессианского толкования Песни Песней(При истолковании Песни Песней часто прибегают либо к аллегорическому, либо к прообразному подходу. Аллегорический метод толкования восходит к Филону Александрийскому и Оригену; он игнорирует историко-грамматический смысл текста. Прообразный подход, в отличие от аллегории, признает историчность и фактическую точность ветхозаветных повествований, однако ищет в них прямую связь или параллель с Новым Заветом, предполагая, что тем самым можно найти ветхозаветные прообразы событий или понятий Нового Завета).

Но эта книга — не аллегория; в ней упоминаются «географические реалии» («виноградники Енгодские» (1: 14), долина Саронская (2: 1), «дерева Ливанские» (3: 9), Фирца и Иерусалим (6: 4), «башня Ливанская, обращенная к Дамаску» (7: 5)), живые люди (возлюбленный и возлюбленная, сторож, пастух, «дщери Иерусалимские»). Не все усматривают в Песни Песней «сюжет»; многие считают ее «историей чувства»: темы и образы возвращаются, повторяясь «по нарастающей».

Существует «естественное» толкование Песни Песней: это — поэма о радостях непорочного брака. Мы имеем «брачную песнь Адама» (см. Быт. 2: 23); мы имеем учение Моисея о браке; Песнь Песней — переложение этого «в драматическую форму». Ветхозаветное сознание не отвергает радостей супружества. Лейтмотив Песни Песней: «основа брака — верность» («день бракосочетания» упоминается в стихе 3: 11). Если считать Песнь Песней рассказом о любви девушки и пастуха, то можно предложить такой план книги:

Зарождение любви (диалог «возлюбленной»

и «возлюбленного») 1: 1—2: 7

Встреча влюбленных; восторг и разлука 2: 8—3: 5

«Брачная песнь», воссоединение 3: 6—5: 1

«Перекличка» жениха и невесты; любовь возрождается 5: 2—8: 4

Союз, клятва верности 8: 5-14

Песнь Песней (если толковать ее буквально) — рассказ о земной любви; она провиденциально вошла в канон Ветхого Завета; значение этого факта трудно умалить. Песнь Песней читается в еврейскую пасху; учителя Израиля напоминают народу: вот как любит вас Бог, выведший вас из египетского рабства! Брачная любовь — образ любви Бога к Израилю; в Ветхом Завете этот образ встречается часто (Ис. 50: 1; Ис. 54: 4-5; Иер. 3: 1-20; Иез. 16; Иез. 23; Ос. 1-3). В Новом Завете образы Жениха и Невесты

применяются ко Христу и Его Церкви (Мф. 9: 15; Ин. 3: 29; 2 Кор. 11: 2; Еф. 5: 23-32; Откр. 19: 7; 21: 2;

21: 9; 22: 17).


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал