Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Пророк и его слово 1:1—6:13
Вступление 1: 1 Грешный народ обречен 1: 2-31 Обетование полного мира 2: 1-5 Тщетность упования на идолов 2: 6-3: 26 Спасение для остатка 4: 1-6 Притча о винограднике 5: 1-30 Призыв на служение 6: 1-13 Этот отрывок можно смело считать введением. Почти все главные темы, которые развиваются в книге позже, впервые упоминаются здесь. Внимательное чтение и анализ этих вступительных глав закладывает основание для лучшего понимания остальной части книги. Был ли Исайя призван на пророческое служение после того, как сказал свое слово, записанное в главах 1-5? (Вульгата (лат. перевод Ветхого Завета) переводит ответ Исайи в 6: 5 как «quia tacui», т. е. «я был безмолвным». Это соответствует толкованию раввинов: Исайя был лишен своего служения за то, что не обличил Озию за присвоение священнических обязанностей, а теперь был снова призван на служение. Киссане правильно подмечает, что этот взгляд основывался на смешении двух еврейских слов: «дэмэ» (погибнуть) и «дэмэм» (молчать).) Почему он описал свое призвание в шестой главе, а не в первой, как Иеремия и Иезекииль? Может быть, он хотел изобразить крайнюю греховность своего поколения и таким образом дать читателю лучше понять, почему он колебался, опасаясь принять пророческое служение. Первая глава книги Исайи изображает крайне греховное, безнравственное состояние народа. Израиль оставил Бога и стал хуже вола, у которого хватает рассудка хотя бы возвращаться к хозяину за кормом. Народ, оставаясь внешне, формально, религиозным, стал хуже жителей Содома и Го-морры. Жертвы, которые они регулярно приносят, следуя указанию закона, не угодны Богу, поскольку в обществе царит несправедливость. Жертва и молитва — мерзость перед Богом, если они приносятся не в смиренном духе, сокрушении и послушании. Осуждение тяготеет над грешным народом Иудеи. Сион, который станет «городом правды, столицей верною», «спасется правосудием» — иными словами, на всех грешных грядет суд (Ис. 1: 27-31). Единственная надежда, выраженная в этих вступительных стихах, дается послушным (стихи 17-20).
Этой обреченности Иерусалима Исайя противопоставляет светлую надежду на восстановление. Без всякого колебания он провозглашает, что в будущем Сион будет разрушен и распахан, как поле, но в последующий период будет восстановлен и станет во главе всех народов(Ср. с Мих. 4: 1-4, которое параллельно этому отрывку у Исайи. Обратите внимание на мессианский контекст у Михея. Не исключено, что за картиной всемирного торжества Сиона у Исайи также таится мессианская надежда). Мир и праведность изойдут от Сиона ко всем народам. Вселенский мир наступит тогда, когда Сион будет восстановлен как столица всех народов. Убеждая свой народ обратиться к Богу в послушании (2: 5), Исайя снова обращает его внимание на современные проблемы. До тех пор, пока люди будут уповать на идолов и жить в грехе, эта надежда не имеет к ним отношения. Их ожидает суд, а спасение обещано тем, кто возложит свое упование на Бога (2: 6—4: 1). По завершении процесса очищения и суда оставшиеся и уцелевшие будут наслаждаться Божьей защитой и благословением. Они разделят славу восстановленного Сиона (4: 2-6). Исайя ярко иллюстрирует свое слово в главе 5. Притчу о винограднике некоторые считают самой совершенной притчей в Библии. Израиль — это Божий виноградник. Исчерпав все возможности сделать его плодоносным, Хозяин решает разрушить его стены, убрать защиту. Потому и бедствие, и суды, предсказанные Иудее, справедливы и обоснованны: Бог проявил любовь и милость к Своему избранному народу, но не получил от него никаких плодов праведности. Исайя был призван говорить к этому грешному поколению как глашатай от имени Бога. Неудивительно, что он боится и трепещет, когда думает о славе Святого Бога, Чье правосудие требует осуждения греха. Когда серафим заверяет его, что его грехи прощены и он очищен от беззакония, Исайя с готовностью послушания соглашается быть Божьим вестником. Он не получает гарантии, что весь город откликнется на его призыв. То, что он должен был предупредить народ, пока город не будет опустошен и лишен жителей, уже говорит о том, что сравнительно немногие прислушаются к его предупреждению. Но он не должен впадать в отчаяние. Ему дается луч надежды: когда лес будет срублен, останется корень, то есть при разрушении Иерусалима сохранится остаток — уцелевшие сыны Израиля. Кульминация вступительной части — призвание Исайи на служение (глава 6). Хотя большая часть отрывка говорит о греховности народа и о грядущем суде, призвание пророка показывает заботу Бога о своем народе. Призвав на служение Исайю, Бог еще до суда проявил милосердие к Иудее.
|