Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Членение речевого высказывания и основные ед. языка и речи. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми еденицами.






Высказывание членится на предложения, следующие друг за другом, либо состоит из одного предложения. Предложение, в свою очередь, членится дальше на значащие части-слова(знаменательные и служебные).Мин. значащая ед. – морф или морфема. В речи отрезок=1 морфу членится на фоны (рук от рука на р, у, к). Языковыми знаками можно считать только значащие, двусторонние единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Фонемы, будучи единицами односторонними, не являются знаками, но служат «строительным материалом» для экспонентов знаков. Между язык. единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой) существуют отношения двух видов — парадигматические и синтагматические. Парадигматические отношения — это отношения взаимной противопоставл-ти в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон—ворона—ворону (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены морфемы — окончания разных падежей); кричу—кричишь—кричит (грамматическая личная парадигма, против. личные окончания); ворон — сокол — ястреб — коршун (лексическая парадигма, против. слова, обозначающие хищных птиц). Синтагматические отношения — это отношения, в кот.вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый факт сочетаемости (ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, сочетаясь с летит и многими др. глаголами, норм. не сочетается с кудахчет; мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы). Во-вторых, имеются в виду смысл. отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слово старый служит определением к ворон)., воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у»)

 

9. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология. Фонетика (от др. греч. phone звук, голос)- наука о звуковом материале языка, об использовании этого мат-ла в значащих ед-ах языка и речи, об истор. изменениях в этом мат-ле и в приемах его использ. Звуки и др. звуковые единицы (слоги) и явления (ударения, интонация) изучаются фонетикой с разных аспектов: 1)с «.» их физич (акустич) признаков 2) с «.» работы, произв. человеком при их произнес. и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте 3) с «.» их использ. в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний аспект, кот. можно назвать функциональным, выделился в особую обл-ть-фонологию, кот. явл. неотделимой частью и организующим ядром фонетики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал