Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Права потребителей во всех странах защищены специальными законами.
В РФ Закон о защите прав потребителя был принят в 1992 году, в 1995 Государственная Дума приняла поправки к нему. Основное содержание этого Закона было включено в Гражданский кодекс РФ. Познакомимся с основными положениями данного закона. Потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно. Основная цель Закона “О защите прав потребителей” в том, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – нас, потребителей. В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать каждому: а) права потребителя; б) механизм защиты прав потребителя; в) ответственность виновных в нарушении этих прав. Права потребителя установлены не только Законом РФ “О защите прав потребителей”, но и Гражданским кодексом РФ и другими законами. Рассмотрим только некоторые из них на примерах двух самых известных сфер – купли-продажи и пользования коммунальными услугами. Право на необходимую и достоверную информацию о товаре. Ее обязан предоставлять продавец. Покупатель еще до заключения договора розничной купли-продажи вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств. В информации о непродовольственных товарах должны указываться на русском языке:
Право потребовать у продавца сертификат соответствия. Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий хорошее качество и безопасность продаваемого товара. Право обменять купленный товар На это у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара. И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой непродовольственный товар можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерассчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную сумму. Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойств и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества он имеет право по своему выбору на:
Потребитель коммунальных услуг имеет право:
Наконец, важнейшими правами потребителя, в какой бы сфере потребления он ни участвовал, являются: а) самостоятельное отстаивание своих прав б) право обращения за их судебной защитой в) право на возмещение морального вреда
|