![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методи впливу на відхилену поведінку особистості в психології
1. Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. - индивидуальной (вокалотерапия) - групповой (вокальный ансамбль, хор) - в форме игры на музыкальных инструментах. 2. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов. Задачи психогимнастических занятий: - уменьшение напряжения участников группы; - снятие страхов и запретов; - развитие внимания; - развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей; - сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы; - формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. Такие занятия показаны людям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. 3. Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. 4. Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром. Основные приемы работы со сказкой: - Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. - Переписывание сказок. - Разыгрывание сказок с помощью кукол. - Сочинение сказок. В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким. 5. Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры. Функции игротерапии: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения человека с внешним миром. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – состоит в предоставлении человеку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. ОБУЧАЮЩАЯ – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры. 6. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации чеовека с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение Таким образом, целью психокоррекции является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности, а также профилактика нервно-психических расстройств и нарушений поведения. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Основные направления психолого-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков. Выделяют следующие направления: 1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей: • Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей; • Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях – морально-психологического климата семьи; • Предупреждение ошибок в семейном воспитании; • Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; • Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать нравственно-волевые качества; • Недопущение насилие над ребенком, подавляющего волю; • Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм; • Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой. 2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. 3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. 4. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семьи и детям в преодолении девиантного поведения. 5. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. 6. Приобщение детей и подростков к участию в позитивной деятельности (спортивной, культурно-досуговой, туристской, театральной и др.).
|