Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1 шкатулки, полные приключенийСтр 1 из 25Следующая ⇒
Узкое высокое здание, окна освещены, дверь в чугунной ограде палисадника приоткрыта. Небо затянуто тучами, скрывающими звёзды, отчего островерхая крыша и овальные окна в мансарде кажутся особенно мрачными. Улица, где стоит дом, покрыта точно такой же брусчаткой из тёмного порфира, какой вымощена площадь Святого Петра в Риме. По обе стороны её тянется непрерывный ряд припаркованных машин. В конце виднеется небольшая протестантская церковь, а затем улица спускается к Темзе, вода которой цветом не отличается от асфальта. Подъехавшее такси остановилось точно напротив входа в дом. Левая дверца машины приоткрылась. — Вы уверены, что адрес точный? Дверца открылась ещё немого, ровно настолько, чтобы пассажир мог оглядеться. И тут, словно отвечая на его призыв, из тени у ограды выступила фигура и направилась к машине. — Добро пожаловать, барон Войнич! — прозвучал скрипучий голос. Руку, что придерживала дверцу, украшал массивный золотой перстень. — Ждите здесь, — приказал таксисту барон Войнич. И только когда подошедший человек открыл ему дверцу, вышел из машины. Встречавший отступил на шаг и протянул было руку, желая поздороваться, но тут же опустил, вспомнив, что барон Войнич никогда никому не подаёт руки. Подождал, пока Поджигатель наденет котелок и упрёт в землю зонт. — Ужасное место, — произнёс барон Войнич, осматриваясь. — В самом деле так считаете? Но ведь это один из самых престижных районов… Зонт взлетел в воздух. — Фу! Буржуазная архитектура со множеством всяческих излишеств! Все эти завитушки не укрывают от дождя или холода. Пойдёмте внутрь, посмотрим на вашу бесполезную находку… Человек пропустил его вперёд — в открытую дверь ажурной ограды. — Речь идёт о произведениях господина Фарринора… — прошептал он, протягивая барону визитную карточку, на которой значилось: Хоппер Фарринор «Шкатулки, полные приключений» — И что же? — Мне показалось, это интересно. Зонт снова взлетел вверх. — Интересно. Это уже звучит как объявление войны. — Вы сами оцените, барон Войнич. Войдя в палисадник, человек миновал небольшой фонарь в палисаднике, указывая путь Маляриусу Войничу, от которого почти ничем не отличался: тоже невысокий, в чёрном пиджаке и таких же брюках, с безупречным тёмным галстуком и в точно таком же котелке. — Господин Фарринор ожидает в гостиной. Он приготовил чай… — сообщил человек. — Я не пью чая, только настой ревеня, — с раздражением произнёс Маляриус Войнич. Оба направились в дом, не обмолвившись больше ни словом. Миновали красивую просторную прихожую с пустой вешалкой и вошли в гостиную, где им навстречу тотчас поднялся с дивана господин Фарринор. — Барон Войнич! — с волнением произнёс он. — Никогда бы не поверил, что буду иметь честь… Маляриус Войнич снял котелок, положив его вместе с зонтом на столик, осмотрелся и сказал: — Не утруждайте себя излишней вежливостью, господин Фарринор. Мы оба знаем, зачем я здесь. Господин Фарринор, весьма худощавый человек, заметил: — Конечно, самый великий литературный критик в мире не станет приезжать только из вежливости. — Совершенно верно, — кивнул Маляриус Войнич. — Итак, покажите ваши произведения. — Они перед вами, на столе, — сказал господин Фарринор. — Я назвал их «Шкатулки, полные приключений». Маляриус Войнич сделал знак встретившему его помощнику и, злобно усмехнувшись, сказал: — Скромно, господин Фарринор, не так ли? Не ожидая ответа, подошёл к столу и принялся рассматривать лежащие на нём разной величины изделия, весьма похожие на книги, а на самом деле деревянные шкатулки в виде книг. Маляриус Войнич повертел в руках экземпляр «Летательного путешествия Ветряной семьи», рассматривая изящную работу. С лёгким щелчком шкатулка открылась. В ней лежали какая-то рукопись и картинки, похожие на старинные открытки. — Видите ли, барон Войнич… от бумаги к дереву… и от дерева к бумаге… Это в некотором роде как бы путешествие во времени вспять, в какое-то определённое воображаемое место. Дерево, чтобы напомнить о первоначальном материале для письма, ставшего основой искусства повествования. Дерево, чтобы защитить воображение, и… — И дерево, чтобы развести хороший костёр, — сухим тоном закончил фразу Маляриус Войнич. Господин Фарринор еле заметно вздрогнул. — А, конечно. Дерево, чтобы развести костёр, безусловно, чтобы согреть сердце… Маляриус Войнич сделал нетерпеливый жест: — Кончайте со всеми этими глупыми художественными теориями! Когда говорю об огне, господин Фарринор, я имею в виду огонь, который сжигает, который уничтожает всё бесполезное и оставляет немалую гору пепла! — Он со злостью посмотрел на деревянные книги, лежащие на столе. — Мои «Шкатулки, полные приключений» не нравятся вам… — Вовсе нет, господин Фарринор, — возразил Войнич. — Я нахожу их ужасными… ужасно необычными. — Он побарабанил пальцами по шкатулке с другой книгой под названием «Путешествующий город», потом взял её в руки и открыл: там лежали не только исписанные страницы, но ещё конверт и компас. — Вы обратили внимание, как скрипнула крышка? — робко спросил господин Фарринор. — Я добавил эту деталь, чтобы создавалось ощущение таинственности. И потом, разумеется, компас понадобится читателям, которые захотят отправиться на поиски Путешествующего города. Маляриус Войнич резко захлопнул шкатулку. — Хватит! — отрезал он. И спросил: — Это единственные экземпляры или есть другие? — Других нет, а эти все ручной работы. — Отлично! — Барон Войнич принялся ходить по комнате, рассматривая обстановку. — Если не ошибаюсь, вы любите путешествовать, господин Фарринор? — О да, барон… Его помощник выразительно покашлял. — Я хотел сказать… Когда удаётся… Когда удаётся. Маляриус Войнич остановился возле африканской маски, висевшей над камином, в котором потрескивал огонь. — Догон, — заметил господин Фарринор. — Что вы сказали? — Маска, которую вы рассматриваете… Ритуальная маска племени догонов. Это народность в Центральной Африке, которая… Маляриус Войнич обернулся: — Вы смеётесь надо мной, господин Фарринор? Я не путешествую. Я ненавижу путешествовать. Путешествие — это неудобства, разные непредвиденные и неожиданные обстоятельства. Попусту потраченное время. А я не могу терять времени. Особенно теперь, когда нужно проверять таких, как вы. Есть одно обстоятельство, которое, однако, удивляет меня, если говорить откровенно. Вы ничего не придумали. В деревянных шкатулках не только… тексты, но и некоторые предметы. Конкретные вещи. Вы играете с реальностью. — Совершенно верно, барон Войнич! — обрадовался господин Фарринор. — Вы совершенно точно выразились! Я играю с реальностью. У меня идея превратить приключение в… — У вас идея! Идея! И вы называете это идеей? — гневно произнёс Маляриус Войнич. И более спокойно прибавил: — Сколько вам лет, господин Фарринор? — Через неделю исполнится двадцать два. — Вот-вот! И вы всерьёз полагаете, что можно иметь какую-то идею в двадцать два года? Полагаете, будто можете… писать книги и вырезать шкатулки, играть с реальностью… в двадцать два года? — Я… Схватив со столика зонт, Маляриус Войнич нацелил его прямо в лицо господина Фарринора. — А знаете ли вы, молодой человек, что с реальностью не играют? Зонт опустился. Свирепый литературный критик повернулся на каблуках, взял свой котелок и быстро направился к выходу из гостиной. — Следуйте за мной, господин Фарринор, — бросил он на ходу. — А куда? — За мной! — прогремел критик, выходя в сырую лондонскую ночь. На мгновение остановившись, он обернулся к следовавшему за ним помощнику. — Невероятно опасный мечтатель. Впишите его имя в Список Опасных Людей и очистите площадку, — приказал ему Маляриус Войнич. Человек послушно кивнул и уточнил: — Утечка газа? В небе над городом прогремел гром. Маляриус Войнич посмотрел на грозовые тучи и сверкнувшие молнии. — Нет. Лучше знакомый, испытанный удар молнии. — Вот и я! — воскликнул молодой автор, подходя к ним. Маляриус Войнич пропустил его вперёд к такси, которое ожидало возле дома. Они расположились на заднем сиденье и покинули престижный район. — Какая досада! — посетовал господин Фарринор, как только машина тронулась с места. — Я забыл ключи от дома!.. Я часто забываю их, когда тороплюсь, — усмехнулся он. — Вы один живёте, господин Фарринор? — поинтересовался Маляриус Войнич. — Да. А что? — Нет. Ничего, простое любопытство. — Кстати, мне тоже было бы любопытно узнать, куда мы едем так поздно ночью? — Вы знаете, кто такой Уильям Тёрнер, господин Фарринор? — Художник? — Именно. Думаю, вам известно его знаменитое полотно «Пожар Лондонского парламента». — Я видел эту картину десятки раз. — А можете ли сказать, почему вспыхнул тот пожар, господин Фарринор? — Нет. Думаю, что не смогу ответить на этот вопрос. — Потому что кое у кого появилась идея, — пояснил Маляриус Войнич и крепко сжал рукоятку зонта.
|