Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечислите и раскройте суть общих принципов физического воспитания….






Общие принципы физического воспитания относят ко всей деятельности по физическому воспитанию, независимо от частных, конкретных форм и условий. Выражают общую направленность и сущность физического воспитания. Принципы: 1. Всестороннего гармонического развития – постоянно соблюдать взаимосвязь всех сторон системы воспитания личности (физического, нравственного, интеллектуального и т.д.), обеспечить единство общей и специальной физической подготовки. 2. Связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой – обеспечение максимального прикладного эффекта, создать предпосылки освоения разнообразных форм деятельности, использовать возможности для трудового и патриотического воспитания. 3. Оздоровительной направленности физического воспитания – выбирать средства физического воспитания исходя из оздоровительной ценности, планирование функциональных нагрузок исходя из задачи укрепления здоровья, единство и регулярность врачебно-педагогического контроля.

3. Раскройте особенности Йоги как системы оздоровления. Опишите методику …

Занятия йогой положительно влияют на деятельность мозга. Механическое влияние асан. При выполнении асан происходит воздействие на определённые мышцы, связки и суставы, которые обычно не задействуются. Воздействие не ограничивается только напряжением и расслаблением – происходит растяжение, сжатие и скручивание. Так как большинство асан статично, то мышцы, связки, сухожилия и кости прорабатываются очень глубоко. Такого эффекта нельзя добиться с помощью обычного фитнеса. Воздействие асан оказывается и на внутренние органы. Гуморальное влияние асан – это воздействие на органы и системы с помощью жидкостей организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Благодаря асанам, изменяется внутриполостное давление. Все асаны надо делать медленно, без рывков.

Психосоматический механизм влияния асан. Воздействуя определённым образом на физическое тело, мы оказываем влияние и на наше сознание. Рефлекторный механизм влияния асан. С помощью нервной системы наш организм связан в единое целое и, оказывая воздействие на кожу, суставы и мышцы, мы тем самым благотворно влияем на внутренние органы. Стрессовый механизм воздействия асан. «Хороший» и «плохой» стрессы отличаются силой и степенью воздействия на организм. Асаны способствуют появлению в организме контролируемых положительных микрострессов, что оказывает позитивное влияние на эмоции, память, сон. Гормональный механизм воздействия асан. Упражнения йоги стимулируют деятельность эндокринных желез, которые выделяют гормоны и, благодаря этому, происходит положительное воздействие на организм в целом. Методика дыхания УдджайиПранаяма: 1. Необходимо сесть в любую удобную для выполнения Пранаямы позу Сидхасана (поза Мудреца), Выдохнуть весь воздух из легких. Плечи опущены на одном уровне, подбородок находится в межключичной ямке. Прямые руки опущены на колени ладонями вверх, указательный и большой пальцы соединены, остальные пальцы вытянуты. Глаза закрыты 2. Сделать полный выдох. 3. Сделать глубокий вдох через обе ноздри. Легкие должны расшириться (приподняться) полностью, при их наполнении воздух должен проходить через верхнее нёбо и создавать свистящий звук, вместе с тем нельзя допускать, чтобы на вдохе выпячивался живот. Наоборот, он должен быть максимально втянут 4. Задержать дыхание для начала на 1-2 секунды. 5. Затем медленно выдохнуть. В начале выдоха необходимо, чтобы живот оставался втянутым, лишь потом следует медленно расслабить его (расслабив диафрагму 6. Задержать дыхание на 1-2 секунды. 7. Повторить дыхательные упражнения 2-6. 8. Упражнение в начале освоения можно практиковать 5 минут, затем постепенно увеличивая время. 9. Затем рекомендуется принять Шавасану. Помимо благотворного влияния на нервную систему, УдджайиПранаяма оказывает положительное действие на все органы дыхательной системы, полезна при насморке, как хроническом, так и остром, при бронхитах, в фазе выздоровления пневмонии. Значительно восстанавливает работоспособность и ясность мышления. УдджайиПранаяма, выполненная перед сном, напротив, способствует быстрому засыпанию и обеспечивает полноценный сон. В комплексе йоги УдджайиПранаяму необходимо выполнять на конечном этапе занятия. Верхнее (ключичное, поверхностное) - при поверхностном вдохе движутся в основном ключицы и плечи, а

воздух заполняет только верхнюю часть легких. Является непродуктивным, поскольку при нем большая часть легких мало вентилируется. Среднее (грудное или реберное) дыхание - в момент вдоха грудная клетка расширяется вперед и в стороны, а ребра раздвигаются, диафрагма сокращается и поднимается вверх. наполняется воздухом в основном средняя часть легких. Малоэффективно, поскольку в легких не происходит вентиляции в полном объеме. Нижнее (брюшное) дыхание, «диафрагмальное» - в момент вдоха живот «выталкивается» вперед, а грудная клетка и плечи остаются неподвижными. На выдохе живот втягивается обратно. При нижнем дыхании включаются в процесс газообмена в основном нижние отделы легких. Наиболее глубокое, положительно воздействует на работу пищеварительной системы, укрепляет мышцы живота, позволяет расслабиться и сосредоточиться. Полное (объединенное) дыхание самое правильное и физиологически оптимальное. Включает все три дыхания. Вдох производится через нос, выдох – через нос или рот. Работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы. Приводит в движение весь дыхательный аппарат. Полностью вентилируются легкие, значительно увеличивается газообмен, успокаивается нервная система, регулируется и замедляется частота пульса, снижается кровяное давление, стимулируется обмен веществ, повышается сопротивляемость.

Билет №8 1.Охарактеризуйте физиологические особенности предстартовых состояний и …

К предстартовым состояниям относятся состояние оперативного покоя, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия. Физиологическое значение предстартового и стартового состояний заключается в подготовке организма к предстоящей работе, в преодолении инертности физиологических процессов и в сокращении периода врабатывания.Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Условные сигналы (вид спортивной площадки, шум трибун, известие о соревновании, сама мышечная работа) приводят к раздражению рецепторов (зрительные, слуховые и др.). Возбуждение передается в нервные центры (двигательные и вегетативные). Возникает актуализация рабочей доминанты с моторными и вегетативными компонентами (активизация кислород-транспортной системы). В состоянии оперативного покоя (боевая готовность) происходит программирование корой больших полушарий предстоящей деятельности организма на основе предшествующего опыта. При этом состоянии отмечается умеренная степень возбудимости соматической и вегетативной нервной системы, лучшее соотношение адреналина и норадреналина, соответствие (оптимальное) физиологических сдвигов интенсивности и характеру предстоящих нагрузок. Для этих физиологических сдвигов характерно: адекватное поступление глюкозы из печени в кровь, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС, укорочение времени двигательных реакций, оптимальный психологический настрой. При состоянии предстартовой лихорадки отмечаются: чрезмерное (генерализованное) повышение возбудимости мозга, превышение уровня физиологических функций над уровнем потребностей, излишние энерготраты и преждевременный (дорабочий) расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. Внешними проявлениями предстартовой лихорадки являются нарушения координации движений, движения в неоправданно быстром темпе, фальстарты и тактические просчеты. Предстартовая лихорадка приводит к истощению ресурсов организма.

Физиологические механизмы развития состояния «предстартовая апатия» обусловлены недостаточным уровнем возбуждения ЦНС и возникновением запредельного торможения после чрезмерного возбуждения. Это проявляется увеличением времени двигательных реакций, снижением уровня вегетативных функций ниже требуемого, степени изменений скелетных мышцах ниже требуемого для предстоящей работы. Субъективно «предстартовая апатия» проявляется подавленностью и неуверенностью в своих силах Проявления предстартовых реакций зависят от типа нервной системы. Если оперативный покой характерен для сангвиников и флегматиков, а предстартовая апатия - для меланхоликов, то предстартовая лихорадка - для холериков.

Управление предстартовыми состояниями предусматривает снятие излишнего возбуждения или торможения, что достигается массажем, глубоким дыханием, внушением тренера или товарищей, а также правильно проведенной разминкой, направленной на повышение функционального состояния организма, причем разминка не должна вызывать утомления.

В подготовке организма к предстоящей работе большую роль играет разминка. Во время разминки к условно-рефлекторному механизму предстартовых состояний подключаются безусловно-рефлекторные реакции, вызванные работой мышц. Общая разминка неспецифична и направлена на повышение функционального состояния организма. Она вызывает оптимальное возбуждение центральных и периферических звеньев двигательного аппарата и не должна вызывать утомления. Разогревание мышц за счет разминки снижает их вязкость, повышает гибкость связочного аппарата, ускоряет течение биохимических реакций, способствует отдаче кислорода тканям из оксигемоглобина.

Специальная разминка обеспечивает подготовку нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагрузку. Специальная разминка приводит к установлению координационных механизмов в соответствии со структурой, темпом, амплитудой предстоящих движений и величиной усилий. Во время специальной разминки происходит активация рабочих доминант и двигательных динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу.

2.Укажите направленность и содержание физического воспитания учащихся младших …

Содержание уроков определено учебной программой. Комплексная программа разрабатывается для каждого класса, объединённая общей направленностью задач и последовательностью освоения учебного материала, что обеспечивает систематичность и целостность процесса. Физическое воспитание включено в учебный план и обязательно для освоения. Существет несколько программ, например, В.И. Лях, А.А. Зинкевич, 2008 – и под редакцией А.П. Матвеева. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов: 3 раздела (1-4, 5-9, 10-11 класс). Каждый из разделов состоит из 4 частей: 1. уроки ФК (68 (102) часа базовой и вариативной частей), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеклассная работа). Примерные учебные программы по фк (начальная, основная и средняя): направлена на реализацию принципа вариативности. Разделы в младших классах: основы знаний о физкультурной деятельности (8-10%), способы физичской деятельности (90-92%). Средства: 1. физические упражнения (гимнастика, лёгая атлетика, лыжи, подвижные и спортивные игры, плавание, единоборства) 2. Оздоровительные силы природы 3. Гигиенические факторы. Методы физического воспитания: фронтальный метод, групповой метод, метод индивидуальной организации, круговой метод. Тесты: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, сгибание туловища из положения лёжа на спине, прыжок в длину с места, вис на перекладине, бег 1000 м – определение уровня развития физических качеств по Вавилову.

3.Раскройте вопросы спортивной ориентации и спортивного отбора. Перечислите виды …

Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера. Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации. Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта. Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта. При отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а при ориентации - подбирается вид спорта, соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка. На практике чаще используют отбор, а не ориентацию. При ориентации необходимо рассмотреть множество видов спорта и выбрать в конечном итоге один, наиболее подходящий конкретному человеку. При этом усложняется процедура тестирования (большое количество тестов) и анализ полученных данных. При отборе же мы имеем дело с одним видом спорта. А по большинству видов спорта уже разработаны тесты для отбора.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа: На первом этапе отбора - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На третьем этапе от бора - поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования. На четвертом этапе отбора - просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей: 1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки); 2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.

 

 

БИЛЕТ № 9: 1.Раскройте роль систематических занятий и индивидуального планирования...

Благодаря систематическим занятиям физической культурой достигается адаптация физиологических систем к двигательной активности. В основе изменений ряда физиологических параметров, возникающих при систематических занятиях физической культурой, лежат «следовые» процессы в ЦНС, в кардиореспираторной системе, в опорно-двигательном аппарате. При систематических занятиях коррекция повторных движений достигается благодаря возникновению обратных связей между системами движения и управления и образованию прочных условно-рефлекторных связей. При формировании двигательного навыка систематичность занятий приводит к включению механизмов долговременной памяти.

К физиологическим предпосылкам систематичности или непрерывности 1ренировочного процесса относятся условно-рефлекторные закономерности развития тренированности. Длительные перерывы между тренировками ведут к угасанию временных связей. Раньше других угасают наиболее сложные специализированные и позднее приобретенные рефлексы. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под влиянием тренировок, имеют фазный характер и поэтому они сохраняются лишь некоторое время. Отсюда очевидна важность повторных воздействий, и оптимальности периодов между тренировками. Занятие конкретным видом спорта предполагает наличие у спортсмена наличие определенного морфофункционального и психофизиологического статуса, который во многом наследственно предопределен и позволяет в совершенстве овладеть навыками спортивного мастерства.

Индивидуальное планирование физической нагрузки способствует адаптации физиологических систем к двигательной активности. Индивидуальность планирования тренировочного процесса зависит от пола, возраста, квалификации, а также биологического ритма спортсмена.

Женский организм реагирует на регулярные физические нагрузки, как и организм мужчины. Физиологические реакции на физическую нагрузку и механизмы, определяющие функциональные возможности и их изменение под влиянием тренировки у мужчин и женщин принципиально не различаются. Однако существуют различия в телосложении, качественном составе тела, эндокринной системе (эстроген-андроген), физической работоспособности, силе и скорости, аэробной способности, чем и обусловлен факт, что мировые рекорды женщин на 7-10% ниже, чем у мужчин. У женщин меньше линейные (длина частей тела и конечностей), и объемные размеры (объем легких, сердца и др.), поверхностные размеры (площадь сечения мышц, альвеолярной поверхности и др.), длина рычагов (расстояние от оси вращения сустава до места прикрепления мышцы. Имеются особенности строения органов и систем и др. Перечисленные особенности телосложения женщин дают им преимущества при выполнении упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности. В плавании рекорды женщин приближаются к мужским. У женщин скорость бега и прыжков ограничены.

Особенности мышечной системы (меньшая тренируемость мышечной силы и меньшее увеличение мышечной массы, т.к. концентрация андрогенов, ответственных за развитие мышечной массы) - в 10 раз ниже, чем у мужчин) обусловливают тот факт, что в прыжках и спринтерском беге (быстрые движения) - женщины проигрывают мужчинам. Особенности анаэробных систем у женщин (емкость анаэробных энергосистем фосфагенной — (АТФ+КФ, и лактацидной - гликолитической ниже, т.к. меньше мышечная масса) ведут к тому, что у женщин - более низкие результаты в беге на 400 и 800 м, а также - в плавании на 100 м.У женщин максимальная аэробная производительность ниже, т.к. меньше величина максимального количества кислорода, транспортируемое артериальной кровью, сниженные кислород-транспортные возможности, меньший ОЦК, меньшее число эритроцитов и количество гемоглобина -поэтому максимальное потребление кислорода меньше на 500-1500 мл/мин. Эти особенности аэробных возможностей обусловливают у женщин более низкие результаты в видах спорта, которые требуют выносливости.

Следует также помнить, что физиологическое состояние разных систем организма и физическая работоспособность у женщин зависят от фаз овариально-менструального цикла. Фаза менструации в большей мере влияет на работоспособность женщин, тренирующихся на выносливость, в меньшей - на физическую работоспособность спринтеров; в этот период эффективно развитие гибкости. В фолликулярную фазу - эффективно развитие выносливости, а быстрые реакции затруднены. В постовуляторной фазе эффективно развитие скоростно-силовых качеств. Возможно выполнение самых больших по объему и интенсивности нагрузок.

При физическом воспитании детей и подростков важно помнить, что организм ребенка не просто уменьшенная модель взрослого, а организм, имеющий целый ряд морфофункциональных особенностей систем, зависящих от этапа онтогенеза. Известно, что для развития физических качеств необходимо морфофункциональное созревание структур, обеспечивающих их. Оптимальные сроки начала занятий, направленных на формирование тех или иных физических качеств, определяются, в первую очередь, созреванием функций и структур, наиболее важных для их проявления. В связи с этим выделяют так называемые «сенситивные» периоды, которые характеризуются оптимизацией перестроечных процессов в органах и системах и согласованием деятельности функциональных систем, что обеспечивает адаптацию к нагрузкам на новом уровне существования организма. Развитие в сенситивные периоды находится под меньшим генетическим контролем, большее влияние оказывают факторы внешней среды, в том числе, педагогическое и тренерское воздействие. Так, сенситивным периодом быстроты является возраст 11-14 лет, абсолютной мышечной силы - 14-17 лет, скоростно-силовых возможностей - 11-14 лет, общей выносливости - 15-20 лет, гибкости - 3-15 лет, координированное™ -7-10 лет.

Кроме того, особенности детей должны учитываться и при организации тренировочного процесса. У детей 5-7 лет произвольное внимание очень кратковременно, поэтому они способны быть сосредоточенными лишь на 15-20 минут, поэтому при организации с ними занятий следует избегать долгих наставлений и указаний, а также продолжительных и монотонных заданий. У них недостаточно развито ощущение усталости, они плохо оценивают изменения состояния при утомлении и не могут в полной мере словесно описать свое состояние. Эта особенность требует строгого дозирования нагрузок.

2.Дайте определение термина «спортивная тренировка». Перечислите средства и методы …

Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определённых способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов. Средства спортивной тренировки: избирательные соревновательные упражнения, специально-подготовительные упражнения (подводящие, развивающие), общеподготовительные упражнения. Методы СТ: 1) Практические методы – а) Строго регламинтированные (стандартные-вариативные, непрерывные-интервальные, моделирования: целостного-частичного, обучения: целостно-конструктивные, расчлинённо-конструктивные; избирательного и комплексного воздействия; круговой: интенсивный-экстенсивный). 2. Игровой. 3. Соревновательный.4. Искусственно созданной управляющей среды и тренажоров. 2) Общепедагогические – 1. Словесные (рассказ, описание, беседа, анализ, задание, оценка, команда, подсчёт, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка) 2. Наглядные (показ, демонстрация, кино-видеоматериалы, плакаты и мактеы, ориентирование, лидирование (свето-звуко-механические), срочная информация с обратной сязью).

3.Раскройте взаимосвязь физической и функциональной подготовки в спортивной…

Физическая подготовленность — процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Функциональная подготовленность — результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно- сосудистой, нервной и других систем организма. Общая физическая подготовка служит фундаментом для специальной подготовки. Последняя преследует цель развития и совершенствования двигательной функции занимающихся применительно к специфике спортивной гимнастики. Роль и значение специальной физической подготовки в работе с юными гимнастами повышается по мере увеличения возраста детей и роста их спортивно- технической подготовленности.

 

БИЛЕТ№10: 1.Раскройте значение непрерывного применения физических упражнений с …

К специфическим принципам построения тренировочного процесса относят: единство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. При реализации этих принципов создаются оптимальные условия для совершенствования двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма.Благодаря непрерывным и систематическим занятиям физической культурой достигается адаптация физиологических систем к двигательной активности. В результате непрерывного тренировочного процесса происходит долговременная адаптация к физическим нагрузкам. В основе изменений ряда физиологических параметров, возникающих при непрерывных занятиях физической культурой, лежат «следовые» процессы в ЦНС, в кардиореспираторной системе, в опорно-двигательном аппарате. Спортивная техника и работоспособность совершенствуется при непрерывных систематических занятиях за счет коррекции повторных движений, что происходит благодаря возникновению обратных связей между системами движения и управления и образованию прочных условно-рефлекторных связей. При формировании двигательного навыка систематичность занятий приводит к включению механизмов долговременной памяти.В результате непрерывного тренировочного процесса происходит долговременная адаптация к физическим нагрузкам, которая формируется на основе повторных «следов», оставляемых срочной адаптацией при непрерывном воздействии физических упражнений. Так, выброс катехоламинов (адреналина, норадреналина) и глюкокортикоидов вызывает усиленный синтез белков, то есть оставляет структурный след. Вследствие этого активизируется синтез нуклеиновых кислот в сердечной мышце и скелетных мышцах, происходит морфофункциональная перестройка в виде гипертрофии мышечных волокон и увеличения силы их сокращения.

Увеличение кровоснабжения мышц при адаптации ведет к формированию сосудистого следа: увеличивается число (плотность) функционирующих капилляров, возрастает емкость капиллярного русла. Так, например, у тренированного бегуна-спринтера плотность капиллярного русла в скелетных мышцах достигает 2500 капилляров в 1ммЗ, а у нетренированного человека- всего 300. Увеличивается и число митохондрий в клетках, то есть формируется «энергетический след». Вследствие этого процесса повышается скорость окислительно-восстановительных процессов, снижается уровень молочной кислоты, увеличивается продолжительность работы, повышается выносливость, увеличивается скорость ресинтеза АТФ.Непрерывность тренировочного процесса подразумевает и регламентацию времени между тренировками, которое зависит от вида спорта, тренируемого качества, индивидуальных особенностей человека. Так как восстановительные процессы протекают волнообразно с наличием фазы суперкомпенсации, то повторные нагрузки следует давать на гребне этой фазы или перед ней. Для выявления этой фазы необходим постоянный физиологический контроль.

Длительные перерывы между тренировками ведут к угасанию временных связей. Раньше других угасают наиболее сложные специализированные и позднее приобретенные рефлексы. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под влиянием тренировок, имеют фазный характер и поэтому они сохраняются лишь некоторое время. Отсюда очевидна важность повторных воздействий и оптимальности периодов между тренировками.

Нарушение принципа непрерывности тренировочного процесса приводит к потере тренированности. Например, после перерыва в тренировке силы в 3 месяца эффект тренировки сохраняется на 77%, после перерыва в 6 месяцев - на 60%, а в 9 месяцев - на 45% и через 12 месяцев - всего на 30%.

2.Укажите, в чем заключается цикличность тренировочного процесса. Раскройте …

Безусловно, одной из основных закономерностей тренировочного процесса является его цикличность, т.е. " относительно завершенный кругооборот стадий, имеющих частичную повторяемость отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов". Иными словами, цикличность – это относительно законченный кругооборот определенных занятий, этапов, периодов, характерных для всей структуры тренировочного процесса.

Особенностью макроциклов является их четырёх летний цикл, связанный с подготовкой к Олимпийским играм или же годичный цикл. Спортивная форма – состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению, которое приобретается при определённых условиях в каждом макроцикле. Спортивная форма проходит ряд фаз: тановления, стабилизации и временной утраты. Характеристика периодов подготовки в годичном макроцикле: 1. Подготовительный период – А) Общеподготовительный (6-9 микроциклов) - повышение уровня общей физической подготовки. Б) Специально-подготовительный (4-6 микроциклов) – становление спортивной формы 2. Соревновательный период – (от 5-8 микроциклов и более) – сохранение и повышение достигнутого уровня специальной подготовки. 3. Переходный (3-4 до 6-8 недель)- полноценный отдых, поддержание тренированности.

Задачей мезоцикла является решение промежуточных задач подготовки (2-6 микроцикла). Типы мезоциклов и их характеристика: 1. Втягивающие – постепенное подведение спортсмена к эффективному выполнению специфической тренировочной работы, за счёт значительной средств ОФП в начале макроцикла. 2. Базовые – повышение функциональных возможностей, развитие физических качеств. 3. Контрольно-подготовительные – кумуляция эффекта тренировок, достигнутого в предыдущих мезоциклах. Соревновательные, специально-подготовительные упражнения. Используются во второй половине подготовительного периода или в соревновательном, как промежуточные между стартами. 4. Предсоревновательные – окончательное становление спортивной формы, за счёт усранения недостатков, совершенствования техники, психической подготовки на этапе непосредственной подготовки к главному старту. 5. Соревновательный – увеличен объём соревновательных упражнений.

Особенностью микроциклов является – повторяющиеся фрагменты тренировочного процесса, решение промежуточных задач подготовки (от 2 до 14 дней). Чаще 7-ми дневные микроциклы. Типы и характеристика микроциклов: 1. Втягивающие – невысокая нагрузка, подведение организма к напряжённой работе в первом мезоцикле подготовительного периода или после болезни. 2. Базовые – большой объём нагрузок, стимуляция адаптационных процессов в подготовительном периоде. 3. Контрольно-подготовительные – А) специально подготовительные – средний объём, высокая интенсивность нагрузки, достижение необходимого уровня специальной работоспособности, психической подготовки, технических умений и навыков. Б) модельные – моделирование соревновательного регламента, контроль за уровнем подготовленности, используются во второй половине подготовительного и соревновательного периодов.4. Подводящие – невысокий уровень объёма и интенсивности нагрузок, подготовка к главному старту. 5. Соревновательные – определяется спецификой соревнований. 6. Восстаносительный – завершают серию ударных микроциклов и соревновательную деятельность, обеспечение оптимальных условий для адаптационных и восстановительных процессов.

3.Охарактеризуйте гигиенические мероприятия по предупреждению развития дефектов …

В группах детского сада в целях предупреждения развития дефектов осанки используется утренняя гигиеническая гимнастика. Она решает оздоровительные и воспитательные задачи. В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов. Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений. Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна. Являясь неотъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каждого ребенка. Ежедневное выполнение после пробуждения (через 5—7 мин) комплек­са специально подобранных 7—12 физических упражнений в тече­ние 10—15 мин активизирует деятельность организма, оказывает положительное воздействие на закрепление навыков правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Участие в утренней гимнас­тике воспитывает у детей полезную привычку ежедневно по утрам проделывать физические упражнения. В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходь­бой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закалива­нием организма.

 

 

БИЛЕТ № 11: 1.Раскройте физиологическую роль чередования нагрузки и отдыха для …

Утомление - это особое функциональное состояние, вызванное умственной или физической работой, проявляется во временном снижении работоспособности и изменении функций организма. Субъективно утомление ощущается как «усталость». Утомление определяется величиной и характером нагрузки (интенсивность, статическая или динамическая, постоянная или периодическая) и сопутствующими факторами (факторы внешней среды, нарушения режима труда и отдыха, изменение привычных суточных ритмов, социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в команде и др.).

При развитии утомления нарушаются межцентральные взаимосвязи в КБП, что приводит к ослаблению условно-рефлекторных связей и нарушению координации взаимодействия органов и систем. В состоянии утомления снижаются возбудимость и лабильность нервной и мышечной тканей, снижается активность ферментов, обеспечивающих биохимические процессы, ухудшается работа анализаторов, увеличивается ЧСС и частота дыхания, уменьшается систолический объем сердца, глубина вдоха и выдоха, увеличивается потоотделение.Восстановление - это совокупность физиологических, биохимических и структурных изменений, обеспечивающих переход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию. В периоде восстановления нормализуется внутренняя среда организма, восстанавливаются энергетические процессы, различные функции приходят в состояние рабочей готовности. Стабилизация гомеостаза при этом включает в первую очередь восстановление израсходованных во время работы энергоресурсов, нормализацию вегетативных, анимальных и нейроэндокринной систем, ликвидацию кислородного долга и удаление продуктов распада.

Выделяют следующие закономерности восстановления, которые следует учитывать при планировании тренировочного процесса и восстановления.Неравномерность восстановления - биологические константы (кардиореспираторной системы, крови, обмена веществ и др.) восстанавливаются с разной скоростью, что определяется по анализу ликвидации кислородной задолженности: после тяжелой физической нагрузки - 2 фазы восстановления (быстрое и медленное); после умеренных нагрузок - только фаза быстрого восстановления. Эту закономерность необходимо учитывать при выборе режимов труда и отдыха и назначении восстановительных мероприятий. Ггтерохронноть восстановления - неодновременное протекание восстановительных процессов обеспечивает оптимальную деятельность организма. Сразу после окончания работы происходит погашение алактатной фазы кислородного долга (ресинтез АТФ), а через несколько минут - восстановление лактатной фазы кислородного долга. При этом наблюдается насыщение миоглобина кислородом, нормализация содержания кислорода в венозной крови, восстановление израсходованных фосфагенов и медленное устранение лактата из межклеточной жидкости и крови. Через несколько часов нормализуются показатели внешнего дыхания, глюкоза и гликоген, а через несколько суток - обмен веществ, ферменты, гормоны, периферическая кровь, т.е. функциональное состояние организма в различные моменты восстановительного периода различно. Гетерохронный характер восстановления учитывают при планировании характера нагрузок и восстановительных мероприятий. Изберательность восстановления определяется характером энергообеспечения, т.е. восстановлением показателей кардиореспираторной системы и функциональной устойчивости к гипоксии: после работы преимущественно аэробной направленности восстановление протекает медленнее, а после работы преимущественно анаэробной направленности -быстрее. Фазность восстановления выражается изменением работоспособности. Выделяют фазу пониженной работоспособности, которая наблюдается сразу после окончания работы (повторные нагрузки в этот период вырабатывают выносливость); фазу повышенной работоспособности или фазу суперкомпенсации, характеризующуюся гипертрофией и гиперплазией органов (повторные нагрузки в эту фазу повышают тренированность); и фазу исходной работоспособности, т.е. восстановление исходного уровня (повторные нагрузки в эту фазу малоэффективны, они лишь поддерживают состояние тренированности).Способность к восстановлению отражает тренируемость организма, т.к. скорость и характер восстановления различных функций после физических нагрузок является критерием оценки функциональной подготовленности спортсмена. Восстановительные процессы в различных органах и системах подвержены тренируемое™ (по мере адаптированное™ - их улучшение и повышение эффективности). У нетренированных лиц восстановительный период удлинен, фаза сверхвосстановления - слабо выражена. У высококвалифицированных спортсменов восстановительный период непродолжителен, выражены явления субкомпенсации. Длительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями на тренировочных занятиях, между ними и повторными выступлениями на соревнованиях должна планироваться с учетом того, что эффективность последующей работы больше, если утомление от предыдущей деятельности почти ликвидировано, а положительное последействие этой работы еще сохранено.На тренировочных занятиях оптимальная длительность интервалов отдыха зависит от мощности и объема выполняемых нагрузок, от уровня тренированности спортсмена и др. Наилучшие интервалы отдыха между тренировочными занятиями не должны превышать 48 часов. Для достижения высоких спортивных результатов интервалы отдыха должны быть меньше (тренировки 5-6 раз в неделю). Во время тренировочных сборов нагрузки могут выполняться даже 2-3 раза в день (неполное восстановление в этих условиях не является препятствием для повторной работы).Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике применяют различные средства. Наиболее эффективный отдых и быстрое восстановление работоспособности обеспечивает так называемый «активный отдых» - переключение с одного вида деятельности на другой, т.е. выключение работавших мышц и включение в работу других мышц. Восстановление в этом случае происходит по механизму отрицательной индукции: возбуждение в центрах, отвечающих за работу включенных во время отдыха мышц, усиливает торможение в центрах, отвечающих за работу «отдыхающих» в данный момент мышц. Наилучший результат активный отдых дает после работы средней тяжести. После легкой и кратковременной работы он не нужен, а после чрезмерно тяжелой работы он малоэффективен.

2.Дайте определение термина «физическая нагрузка». Перечислите способы регулирования …

Ф. нагрузка- это определённая мера влияния физ. упр-ий на организм заним-ся. Дозировать нагрузку- значит строго регламентировать ее объём и интенсивность. Рег. нагрузки на уроке ф.к. достигается след. Способами: изм. кол-ва повторов, суммарного кол- ваупр-ий, скорости, ув. или ум. Амплитуды движ., варьирование величин отягощений, выполнение в усложнённых(облегчённых) условиях, изменение И.П (отжимания со скамьи или пола), изменение дистанции (при беге, лыжи и т.д.), ум. или ув. интервалов отдыха. Плотность урока- показатель его эффективности. Общая пл.- это отношение педагогически оправданных затрат времени (полезн) к общ.продолжит. урока. ОП= tполезн.*100%/ tобщ. ОП должна приближаться к 100%. Моторная пл.- это отн. времени, использованного на двигат. деятельность учащихся к общей продолжительности урока. МП= tфу*100%/ tобщ.

Раскройте содержание учебно-методического комплекса урока гимнастики в школе (рабочая...

Работа учителя физической культуры начинается с планиро­вания программного материала, это три вида взаимосвязанных рабочих доку­мента: тематизированная рабочая программа, план-график прохождения учебного материала и план-конспект урока, или план урока.

Рабочая программа определяет содержание учебного мате­риала по темам для каждой части урока, последовательность их освоения и количество уроков, необходимых для изучения ка­ждой темы. Основой (базой) составления рабочей программы для конкретного класса является материал учебной (комплекс­ной) программы физического воспитания учащихся общеобра­зовательной школы по овладению двигательными умениями и развитию координационных способностей. Учебный материал программы распределяется на темы в порядке нарастания сложности: в каждом виде уп­ражнений. После этого определяются виды упражнений для ка­ждой части урока. Для подготовительной части урока гимнастики наиболее приемлемы строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на осанку и координацию движений, танцевальные упражнения и игровые задания. Для основной части урока характерны упражнения на снарядах, опорные прыжки, лазание, акробатические упражнения и уп­ражнения, направленные на развитие физических качеств, под­вижные игры и упражнения в равновесии. Для заключительной части урока - успокаи­вающие и отвлекающие (строевые и танцевальные упражнения, игровые задания на внимание, упражнения на координацию, упражнения хатха-йоги, стретчинга и т. п.).

В плане-графике прохождения учебного материала преду­сматриваются количество видов упражнений и их сочетаний на каждом занятии, сроки контрольных уроков, чередование уп­ражнений на уроках, последовательность прохождения учебно­го материала по разделу в целом. Он составляется на основе ра­бочей программы. Как правило, вначале распределяется мате­риал для основной части урока, затем для подготовительной и заключительной частей. План-гра­фик оформляется в виде таблицы. Имея рабочую программу и план-график, можно всегда соста­вить план-конспект для конкретного урока, или план-урока. Рабочая Программа с 1-4 класс «Физическая культура» предполагает занятия 2 урока в неделю (99 ч. в 1 классе – 16 ч. Гимнастика) (102 ч. в 2-4 классах – 16 ч. Гимнастика). Содержание 1 класс: Строевые упражнения. Акробатические упражнения: упоры; седы; группировка, перекаты с помощью. Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий; танцевальные упражнения; хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине.

Содержание 2 класс: Гимнастика с основами акробатики – Строевые упражнения. Акробатические упражнения: из положения лежа на спине, стойка на лопатках; кувырок вперед; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами. Содержание 3 класс: Строевые упражнения. Акробатические упражнения: кувырок назад; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Содержание 4 класс: Строевые упражнения. Акробатические упражнения: акробатические комбинации. Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла.

Рабочая Программа с 5-11 класс «Физическая культура» предполагает занятия 2 урока в неделю (102 ч. – 16 ч. Гимнастика). Содержание 5-9 класс: Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, бревне): висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, седы, стойки, наскоки, соскоки. Опорные прыжки через препятствия (гимнастический козел и конь). Лазание по канату. Преодоление гимнастической полосы препятствий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал