Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ №17: 1.Раскройте физиологические особенности фазы концентрации развития двигательного навыка на втором этапе обучения двигательным действиям.
Двигательные навыки - это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Автоматизация навыков позволяет быстрее включать их в новые двигательные программы. Формирование двигательных навыков происходит на основе механизма образования временных связей и на базе ранее выработанных организмом координации. Процесс образования двигательного навыка носит фазный характер. Выделяют три фазы: фаза генерализации, фаза концентрации, фаза стабилизации и автоматизации.Во второй фазе (фаза концентрации) формируется двигательный стереотип: улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и высокая степень стереотипности движений. Концентрация возбудительно-тормозных процессов приводит к тому, что иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в строго определенных центрах - в зонах коры, необходимых для осуществления двигательного навыка.Активность посторонних зон коры подавляется дифференцировочным торможением, благодаря чему условно-рефлекторные связи уточняются. Возбуждение нервных центров передается на определенные группы мышц, что приводит к более координированным движениям - структура движения совершенствуется, исключаются лишние мышечные группы.Длительное повторение обеспечивает улучшение координации различных элементов двигательного навыка, следствием чего является относительная стереотипность выполняемого движения.Однако сформированный на этой фазе двигательный навык еще непрочен и нарушается при любых новых раздражителях (сильный соперник, незнакомая спортивная площадка и др.). Эти воздействия разрушают рабочую доминанту и межцентральные взаимосвязи в мозгу (еще неокрепшие) и могут привести к иррадиации возбуждения и потере координации. На всех этапах формирования двигательного навыка важную роль выполняет кора больших полушарий, ответственная за речь и мышление. При выполнении заученных движений сознание концентрируется на достижении цели. При этом частные компоненты навыка не осознаются, а попытка следить за частными элементами движения приводит к дизавтоматизации и навык нарушается. Детали автоматизации навыка после его выполнения осознаются и могут анализироваться. К методам освоения двигательного навыка относятся: демонстрация и объяснение, речевая регуляция движений, усложнение движений на фоне простых двигательных навыков, внесение поправок в программу двигательного акта при его повторении, дополнительная информация о параметрах движения и об успешности выполнения упражнения (указание тренера, компьютерный анализ, видеосъемка и др.), а также тренажеры, управляющие суставными углами, и повтор тактических комбинаций и экстраполяция для формирования навыков тактического мышления. 2.Раскройте содержание термина «скоростные- способности». Укажите формы проявления… Скоростные способности – комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий и минимальное время. Формы проявления: 1. Простая реакция 2. Сложные двигательные реакции (реакция на движущийся объект, реакция выбора) 3. Быстрота движений. Факторы: 1. Подвижность и лабильность нервных процессов 2. Запасы креатин фосфата в организме, скорость расщепления и синтеза АТФ. 3. Реактивные свойства мышц 4. Способность к волевым усилиям, умение сконцентрировать волю в доли секунды 5. Уровень развития других физических качеств 6. Совершенствование техники упражнения. Уровень развития скоростных качеств можно оценить по следующим критериям: 1. Временем двигательных реакций 2. Временем достижения максимальной скорости упражнения 3. Уровнем максимальной скорости в эти же упражнениях. Способы оценки скоростных способностей: измерение этих показателей необходимо проводить в специфических условиях избранного вида спорта, где эти показатели имеют одно из решающих значений. Время простой двигательной реакции имеет большое значение в спринтерских номерах программы различных циклических видов спорта (легкая атлетика, плавание, велотрек, конькобежный спорт и т. д.). В лабораторных условиях время простой реакции определяют на свет, звук с помощью хронорефлекторов. Время реакции выбора и реакции на движущийся объект имеет большое значение в спортивных играх, единоборствах. В лабораторных условиях время реакции выбора определяют так, испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.Скорость выполнения отдельного движения наиболее информативна в боксе, фехтовании, в легкоатлетических метаниях и т. п. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т. п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры. Частота движений является важным показателем скорости в спринтерском беге, спринтерской гонке на треке, в плавании на 50 метров и т. п. Регистрируется число движений руками (поочерёдно или одной) или ногами (поочерёдно или одной) за 5 – 15 секунд.При оценке комплексных проявлений скоростных способностей нужно учитывать, что время, в течение, которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности не должно превышать 15 секунд. Этим следует руководствоваться при выборе специфических контрольных упражнений. “Скоростной барьер” и пути его преодоления: одной из наиболее сложных проблем. возникающих при целенаправленном воздействии на повышение быстроты движений, является нежелательная стабилизация скорости, возникающая на определённом этапе её развития. Такая стабилизация возникает из-за внутренней противоречивости методики развития быстроты. С одной стороны, для повышения скорости в каком-либо движении, его надо многократно повторять, причём - с максимальной интенсивностью. С другой - такие многократные повторения как раз и приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и стабилизации всех параметров, в том числе скорости и частоты движений. Поэтому возникает необходимость поиска таких путей построения занятий, которые бы позволяли избежать стабилизации скорости или отодвинуть её на возможно более позднее время. В занятиях начинающих одним из самых главных и эффективных путей преодоления данного противоречия и предупреждения раннего образования “скоростного барьера”, является возможно более позднее использование узко специализированных воздействий при развитии быстроты. Узко специализированной скоростной тренировке должна предшествовать предварительная всесторонняя физическая подготовка с некоторым акцентом на скоростную и скоростно-силовую работу. При развитии скоростно-силовых способностей максимальное силовое напряжение создаётся посредством перемещения какого-либо непредельного отягощения с предельной скоростью. Такие упражнения необходимо сочетать с собственно силовыми, которые выполняют роль своеобразного фундамента для развития скоростно-силовых способностей. Дело в том, что добиться необходимого уровня повышения максимальной силы только скоростно-силовыми упражнениями не удаётся, так как они не вызывают максимального напряжения нервно-мышечного аппарата, особенно его центрально-нервных структур. Однако, применение собственно силовых упражнений тоже должно быть продуманным и осуществляться на основе строгого учёта индивидуального уровня развития физических качеств и состояния организма занимающихся. Чрезмерное увлечение объёмными силовыми нагрузками обычно приводит к временному снижению показателей скорости. В таких случаях на несколько недель следует отказаться от использования собственно силовых упражнений и применять только скоростно-силовые нагрузки.
|