Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Охарактеризуйте физиологические механизмы положительных и отрицательных взаимосвязей.
Образование любого двигательного навыка связано с качественными изменениями самого движения - его силы, быстроты, координированное™. Двигательные качества - это морфофункциональные свойства организма, предопределяющие степень развития двигательной одаренности. В процессе овладения тем или иным движением изменяются и его качественные характеристики. Каждое качество требует своего физиологического обеспечения, соответственно, степень проявления физических качеств определяется не только функциональным состоянием мышц (их возбудимость, сократимость, лабильность), но и деятельностью ЦНС, характером нервной регуляции, а также уровнем деятельности вегетативных функций. Каждое из физических качеств развивается в тесной взаимосвязи с другими. Эта связи между различными физическими качествами могут носить как положительный, так и отрицательный характер. О положительных взаимосвязях говорят в том случае, если в полноценной реализации двух качеств участвуют одни и те же структуры, что способствует более быстрому и совершенному развитию каждого из качеств. Если морфофункциональные изменения, возникающие при формировании одного двигательного качества, задерживают или препятствуют формированию другого, значит, между ними имеется отрицательная взаимосвязь. Так, если для развития силы первостепенное значение имеет гипертрофия мышц и совершенствование процессов энергообеспечения, то в развитии быстроты ведущую роль играют уровень функциональной подвижности нервной системы. Отрицательная связь между силой и быстротой состоит в том, что вследствие мощной гипертрофии мышц при развитии максимальной силы значительно увеличивается масса задействованных звеньев тела. Нарастание мышечной массы увеличивает инерционные силы и таким образом замедляет ускоренные движения, что важно при совершении одиночных движений и для обеспечения высокого темпа движений. По этой причине схватки борцов и боксеров тяжелых весовых категорий протекают в более медленном темпе, чем у легких. Вместе с тем в скоростно-силовых видах спорта качества быстроты и силы постоянно сочетаются, поэтому развитие быстроты происходит одновременно с развитаем силы. Положительная связь в этом случае заключается в том, что в проявлении большой скорости движений, хотя ведущую роль и играет ЦНС, которая обеспечивает необходимую высокую межмышечную и внутримышечную координацию движений (важные для развития и быстроты, и максимальной произвольной силы», однако еще имеют значение и концентрация и скорость распада АТФ и креатан-фосфата, а также биомеханические условия, которые относятся к факторам, определяющим силу. Отрицательная связь имеет место и при тренировке разных проявлений силы. Так, при тренировке статической силы, протекающей в анаэробных условиях энергообеспечения, не произойдет прирост динамической силы, наблюдающейся при тренировках, осуществляемых в режиме одиночного сокращения. Качество общей выносливости, необходимое в циклических видах спорта при преодолении длинных и сверхдлинных дистанций, требует высокого уровня развития аэробных возможностей, обеспечивающих максимальное потребление кислорода. Для этого необходим высокий уровень развития всей кислород-транспортной систем. При этом не требуется значительная гипертрофия мышц, и, соответственно, мышечная силы, которая развита у спортсменов преимущественно силовых видов спорта.. Следовательно, между общей выносливостью и максимальной силой существует отрицательная связь, имеющая физиологическое обоснование. Между ловкостью и силой связь скорее отрицательная, т.к. ловкость требует проявления значительной быстроты, большой гибкости и высокой точности движений. Перечисленные качества трудно проявить при выраженной гипертрофии мышц, фиксирующих суставы и обуслоативающих большие инерционные характеристики звеньев тела. В некоторых видах спорта (например, в борьбе), требуется одновременное проявление и гибкости, и силы. Качество гибкости связано с высокой эластичностью связочного аппарата, сухожилий, мышц и совершенной модуляцией суставных поверхностей. Гипертрофия мышц и увеличение силы ведут к ухудшению эластичности перечисленных морфологических образований. 3.Дайте определение понятий «ритм», «ритм движения», «ритм танца». Расскажите о … Ритмический характер процессов, происходящих в природе, лежит в основе отражения и использования ритмики человека. Значение ритма в различный сферах его деятельности, в том числе и спортивной высоко. В теории физической культуры ритм определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений. Таким образом, ритм является комплексной характеристикой, отражающей соотношение между отдельными частями какого-либо упражнения по усилиям во времени и пространстве. Ритмичностью обладают не только циклические, но и ациклические движения. Ритм движения по определению Ф. Суслова и С.Войцеховского – равномерное чередование элементов движения и усилий во времени и пространстве или последовательное чередование рабочих фаз движения и отдыха в процессе выполнения упражнения. Явление ритма характерно так же для музыки и танца. Ритм танца – «… строго определённая последовательность акцентов и длительностей танцевальных движений и их элементов. Ритм танца тесно связан с ритмом музыкального сопровождения, ритм движений совпадает с ритмом милодических линий и ритмической структурой аккомпонимента, составляя с музыкальным материалом единое целое.» В музыке под ритмом понимают последовательную длительность звуков, различных по высоте. Для достижения полного соответствия музыкального материала и содержания упражнений преподавателю необходимо знать элементы муз. Грамоты: определять на слух музыкальный размер любого произведения. Воспроизводить отстукиванием или в записи ритмическую фигуру прослушиваемого муз. Фрагмента. Различать на слух границы музыкальных построений (фразы, предложения, периоды) в любом применяемом на занятиях муз. Произведении. Значение: Значительная часть упражнений, применяемых на занятиях гимнастикой (ходьба, бег, подскоки, ОРУ и вольные упражнения, танцевальные и акробатические упражнения), проводится с музыкальным сопровождением. Такая практика проведения занятий объясняется стремлением добиться более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе: содействует эстетическому воспитанию занимающихся; повышает эмоциональное состояние занимающихся; обеспечивает большуюдействность упражнений; освобождает преподавателя от подсчета во время проведения упражнении. При подборе музыкального материала нужно исходить прежде всего из их назначения. Одни композиции предназначаются для массовых показательных выступлений, другие могут служить контрольно-отборочными нормативами, а третьи являются одним из видов произвольной программы на соревнованиях. Наибольшую сложность представляет выбор музыки для произвольных вольных упражнений. Правилами соревнований предусмотрены ограничения по времени, а также специальные требования к содержанию и композиции упражнений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности исполнителей (наклонности, способности, возможности).танец имеет свой ритм и эту разницу можно проследить на примере различных танцев народов мира. Кроме того, эту закономерность можно использовать для активации и пробуждения определенных энергетических центров. Важнейшей задачей педагога является создание атмосферы радости и хорошего настроения, поэтому выбор музыки имеет решающее значение. Индивидуальный музыкальный вкус меняется под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешнее воздействие осуществляется через средства массовой информации, радио, телевидение. Технические средства (видео, аудео). Повторяющееся многократно прослушивание одной и той же мелодии может изменить отношение к ней. Как правило, мелодия нравится до тех пор, когда наступает пересыщение и тогда нервно-психическая усталость начинает вызывать отрицательные эмоции. При выборе музыкальной фонограммы следует помнить, что быстрый темп и перепады ритма можно применять только при хорошей физической подготовленности занимающихся и соответствующей координации движений. Фонограмма должна задавать правильный темп выполнения движений в течение всего времени занятий. Выполнение комплекса упражнений под музыку поточным методом (без остановок) позволяет поддерживать высокую моторную плотность занятий. Темп музыки в значительной степени определяет интенсивность занятий. Таким образом, при выборе фонограммы следует учитывать: темп музыки, её характер, тип, уровень громкости исходя из назначения того или иного урока. В подготовительной части – поднимать настроение, снимать нервное напряжение, перестроить на другой вид деятельности (устремлённый, призывной, маршеобразный от 80 до 140 акцентов в минуту.) Громкость 76 Дб. Основная часть – энергичная, зажигательная танцевальная от 80 до 160 акуентов. Громкость 75-84. Дб. Заключительная – восстановление, снятие утомление, эмоциональный подъём 64-74 Дб.
|