Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ №20: 1.Раскройте физиологические основы качества силы и охарактеризуйте методы его
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, способность развивать максимальное напряжение при сокращении мышц. Различают максимальную произвольную силу и максимальную силу. Максимальная произвольная сила - это сила, которую может развить сам человек в естественных условиях. Максимальная сила - сила, которая достигается при раздражении электрическим током нерва, иннервирующего данную мышцу. Разница между ними называется «силовой дефицит» - характеризует резервные возможности силы. Выделяют две группы факторов, определяющих силу: центральные и периферические. К периферическим факторам относятся число и свойства (композиция) мышечных волокон, исходная длина мышцы, площадь поперечного сечения мышцы, механические условия действия мышцы на кости скелета (мышечная тяга). Имеют значение число, ход и толщина мышечных волокон, а также число миофибрилл в каждом волокне. К центральным факторам, определяющим максимальную произвольную силу, относят механизмы внутримышечной и межмышечной координации. Внутримышечная координация определяется числом одновременно возбужденных мотонейронов мышцы и синхронизацией импульсации мононейронов во времени. К механизмам межмышечной координации относятся выбор мышц синергистов, необходимых для выполнения поставленной задачи, и сопряженное торможение мышц антагонистов. Тренировка увеличивает мышечную силу за счет: увеличения поперечного сечения мышцы, содержания в ней энергоемких соединений, совершенствования нервной регуляции мышц, усиления адаптационно-трофических нервных влияний, повышения уровня вегетативных реакций, особенно, кардиореспираторной системы. Кроме того, различают абсолютную и взрывную (скоростную силу), абсолютная сила - это наибольшее напряжение которое может развить мышца, преодолевая внешнее напряжение. Взрывная сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление с максимальной скоростью мышечного сокращения (максимальное усилие в минимальное время). Она включает скорость, максимальную силу и быстроту. Максимальная сила зависит от физиологического поперечника активируемых мышц, нервной регуляции каждой мышцы и взаимодействия мышц синергистов и антагонистов. Увеличение мышечной массы может вызвать замедление скорости сокращения. Для тренировки максимальной силы необходимы интенсивность раздражителя от субмаксимальной до максимально возможной силы и большая продолжительность одиночных сокращений. Взрывная (скоростная) сила (к примеру - в хоккее) проявляется в стартах, резком изменении направления движений во время движения, ударах по шайбе, вбрасывании шайбы, силовых единоборствах с соперником. Она рассматривается во взаимосвязи с техникой выполняемых движений (старты, удары, прыжки). Взрывная сила обусловлена врожденной структурой мышечных волокон разного типа, поэтому улучшения скоростно-силовых качеств добиться тренировкой нелегко. Для ее развития необходимы максимальная скорость выполнения упражнения при интенсивности раздражителя, обусловленной игровой деятельностью, а также локализованное развитие скорости и силы в объеме и соотношениях, соответствующих требованиям игры. Метод повторных усилий - различное число повторений упражнения с максимальным или субмаксимальным весом - направлен на интенсификацию обменных процессов в мышцах, способствует увеличению массы тела и развивает мышечную силу. При этом в одиночном движении участвует не вся мышца, а часть ее, однако, при многократном повторении движения в активную работу включаются дополнительные мышечные волокна и двигательные единицы. Метод максимальных усилий направлен на моторную зону коры ЦНС, посылающую мощный поток импульсов к мотонейронам спинного мозга, вследствие чего совершенствуются компоненты управления. Этот метод способствует увеличению мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений и обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без значительного увеличения мышечной массы. 2.Раскройте значение профессионально- прикладной физической подготовки. Перечислите… Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Задачи ППФП: - направленное развитие физ. способностей, специфических для избранной проф. деятельности; - воспитание профессионально важных для данной деятельности псих. Качеств; - формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; - повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности; - сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности. Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Средства ППФП распределяются по группам по их направленности: а) развитие профессионально важных физических способностей; б) воспитание волевых и других психических качеств; в) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы: 1) академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств); 2) занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования); 3) спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности; 4) самост. трен. занятия по заданию преподавателя. Методика ППФП базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики ФВ. Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает вместе с тем определенное профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В зависимости от ее специфики в этой связи целесообразно: - усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (по механизму положительного переноса тренированности), соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах; - в период становления профессиональных двигательных навыков избегать в процессе общей физической подготовки тех упражнений, которые могут негативно повлиять на формирование данных навыков; для этого надо отчетливо представлять закономерности положительного и отрицательного переноса навыков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать отрицательного; - включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избирательно направленные комплексы физических упражнений для профилактики и коррекции отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом воздействии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Основными формами занятий служат урочные формы, имеющие типичную в физическом воспитании структуру, варьируемую в зависимости от особенностей содержания и условий построения занятий. Нередко, особенно в рамках обязательного курса ФВ в специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упр. в них выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. Соотношение однопредметных и комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал ППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чаще следует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делать комбинированными. В качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по ППФП практикуют соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной и трудовой деятельности. Особую роль в осуществлении ППФП играют и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы кроме указанных и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры.
|