Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование ТНР






Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Расположенная в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, Тува сочетает элементы двух разных природных районов. Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южно-сибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалеку от верблюдов и красных волков. На суровом высокогорье обитают очень редкие животные – снежные барсы и удивительные тувинские яки – сарлыки. Альпийские луга радуют буйством цветов и красок. Первозданная природа Тувы, лечебные Аржааны, могучие реки, высочайшие горы, загадочные озера, большое количество природных и археологических памятников, обширные охотничьи угодья – все это стоит внимания любознательных путешественников[16].

Тува расположена в верховьях Енисея. Граничит с Монголией, Республикой Алтай, Хакасией, Красноярским краем, Иркутской областью, Бурятией. На севере и востоке Тувы расположены хребты и отроги Саянских гор с вершинами высотой от 2 000 до 3 000 м. В Туве берет свое начало одно из крупнейших рек мира – Енисей. Почти все реки Тувы относятся к бассейну Верховного Енисея, и только южные склоны ану-Ола и Сенгилена отдают воды рекам бессточной впадины озера Убсу – Нур. Все тувинские реки зарождаются в горах. На Тувы множество водопадов. Самый большой из них и наиболее известный – Бий – Хемский. Поток шириной более 4 м падает здесь с 8 – метровой высоты, создавая оглушительный рек. Величественна картина Хамсыринского водопада. Вода падает тремя рукавами с высоты 8 м при ширине потока 50 м. Не менее красив Дототский водопад. В республике множество пригодных для спортивного сплава рек. Наиболее известные машруты – по Бий – Хем, реке Улуг – Оо (Подпорожная), Серлиг – Хему, Кызыл – Хему, Балыктыг – Хему, Каа – Хему, Хам – Сыра, Хемчику. Интересные места для пешего туризма – Бай – Тайгинский и Монгун – Тайгинский кожууны на юго – западе республики. В тайге, горах, степях, на реках и озерах водится множество редких и интересных для охотника зверей. Дикие северные олени, медведи, козероги здесь самые крупные в мире. Наиболее популярны для спортивной охоты и рыбалки озера Чойгань – Холь и река Соруг, расположенные у подножия одного из отрогов хребта Восточной Саян. Сухие продуваемые берега, живописные острова, интересные радикальнее выходы в горы и на водопады. Здесь вы можете поймать на удочку большого хариуса, ленка, тайменя, щуку, окуня или налима. В Туве более 430 озер.

В начале ХХ в. вопрос о присоединении Тувы к России обосновал инженер Вс. Родевич, проводивший обследование Тувы в 1907–1908 гг. В своем отчете он писал: «Урянхай есть действительно точка наименьшего сопротивления русско-китайской периферии и за этой слабой точкой лежит целая богатая провинция. В случае, если Китай начнет оказывать давление на нашу Амурскую окраину, Урянхайский край есть та область, где ответная русская реакция может иметь наибольший успех с наименьшей затратой сил. Поэтому положение хорошей, благоустроенной дороги из Минусинска через Ус в Урянхай и сосредоточение в Минусинске некоторой военной силы могут оказаться хорошим регулятором русско-китайских отношений…» (по: Кабо, 1934: 149). Николай II от 20 января 1908 г. наложил на отчете Родевича резолюцию: «Прочел с большим удовольствием. Нахожу необходимым продолжение исследования Верхнего Енисея и Урянхайского края. Эта область может сделаться весьма полезной для России в будущем» и приказал Совету Министров: «имеющиеся сведения о заселении Урянхайского края русскими передать на обсуждение Совета Министров» (Архив внешней политики Российской империи, далее — АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. Д. 3113. ЛЛ. 62 об.). Совет Министров данный вопрос обсудил летом 1909 г., принял решение о мерах по изучению данной проблемы и, в частности, для уяснения пограничного вопроса. В 1910–1911 гг. в Совете Министров России рассматривались различные подходы к решению «урянхайского вопроса»[17].

В ноябре 1911 г. состоялось специальное заседание Совета Министров по вопросу о Туве, где было решено, что в условиях китайской революции было бы неосторожно предпринимать какие-либо решительные шаги по закреплению края за Россией. Вместе с тем Совет Министров в своем решении оговаривал, что отказ от активной политики по отношению к Туве не означает на данный момент вообще отказа от Тувы. Например, в «Особом журнале заседания Совета Министров» отмечалось, что: «…Оценивая наиболее целесообразные способы мирного укрепления за нами Урянхайского края, Совет Министров на первом плане ставит заселение означенного края русскими переселенцами (в 400 000 душ поселенцев)[18]. Именно этим путем могут быть созданы в рассматриваемом крае такие условия, которые впоследствии, при более благоприятной для нас политической обстановке, дадут нам поводы сделать китайскому правительству заявления о наличности там таких крупных русско-государственных интересов, которые побуждают нас принять долю участия в устройстве дальнейшей судьбы края».

Оформление российского протектората над Урянхайским краем Высочайшим повелением именно в форме царского начертания «Согласен» на основном докладе, на наш взгляд, не случайно. В условиях надвигающейся войны на западных рубежах и подготовки тройственного российско-китайско-монгольского Договора 1915 г. данный внешнеполитический демарш Российской империи надлежало по возможности дольше держать в секрете — поэтому все основные государственные документы, связанные с установлением протектората России над Урянхайским краем помечены грифом «конфиденциально», «секретно», «секретная телеграмма», «не подлежит публикации» царские указы обычно подлежали обнародованию и публикации, что привело бы к преждевременной огласке, которая повлекла бы за собой сложности в российско-китайско-монгольских отношениях и поэтому было отдано предпочтение тактике постановки иных заинтересованных сторон по «урянхайскому вопросу» перед свершимся фактом[19]. Последующая весьма не острая реакция со стороны Китая и Монголии на установление протектората России над Урянхайским краем показала дальновидность Российской империи при решении своих стратегическим проблем в восточном направлении.

Таким образом, правоустанавливающими документами по провозглашению протектората России над Урянхайским краем (Тувой) являются три документа Российской империи: Высочайшее волеизъявление императора Николая II в форме самодержавных резолюций на соответствующих документах «Согласен» и «Успешно», а также Высочайше утвержденная Николаем II «Инструкция должностным лицам управления Усинского пограничного округа и Урянхайского края», разработанная и представленная царю Советом министров Российской империи.

Прямым следствиемфакта установления протектората России над Урянхайским краем стало основаниезаведующим русским поселенческим управлением в Туве В. К. Габаевым по поручению Церерина в порядке реализации мер и действий по исполнению высочайшей воли Николая II о покровительстве России над Урянхайским краем — города Белоцарска на слиянии большого и Малого Енисея (рек Пий-Хем и Каа-Хем), который в настоящее время является столицей Республики Тыва Российской Федерации. Само название г. Белоцарска напрямую указывает на взаимосвязь основания первого городского поселения края с установлением протектората России над Урянхайским краем — название определено в честь Николая II как знак признания его прав и заслуг перед народом Урянхая[20].

Таким образом, в 2014 г. имеется юридическое и фактическое основание отмечать также и 100-летний юбилей со времени основания г. Кызыла (Белоцарска).

Скупыми строками архивных материалов и исторических документов стоят очень значимое историческое событие формирование государственности урянхайского края.Особо следует осмыслить такую часть документов того времени: «Особенность положения урянхов самого населенного хошуна Бейсе, - писал А. П. Церерин, - заставила меня надолго задержаться в их кочевьях и после предварительного объявления им Высочайшей воли, заняться устройством этих урянхаев»[21]. Здесь отражена такая историческая действительность: к июню 1914 г. Урянхайский край не имел единого правителя, т. е. не представлял собой единое государство, с которым можно было вести межгосударственный диалог по поводу протектората России над целостным Урянхайским краем. По древнему китайскому принципу «разделяй и властвуй», Урянхай был поделен на два удела — Бейсе хошун и Даа хошун с раздельными администрациями. За четыре дня большого курултая чиновники хошунов, как отмечает А. П. Церерин, «вынесли решение управляться избираемым всем народом Бугдэ-Даргой»[22]. Правителем был избран «лама этого кожууна Чимба, зарекомендовавший себя еще ранее симпатиями к русским, энергичный, по-своему достаточно образованный» — избрание единого правителя, которому присягали все чиновники обоих хошунов в верноподданичестве, фактически означало формирование и признание единой государственности Урянхайского края в июне 1914 г. Таким образом, начертание Николая II «Согласен» от 4 апреля 1914 г. привело к еще одному важному историческому событию — формированию государственности Урянхайского края, без которого не могло появиться следующее, окончательное царское начертание «Успешно» от 14 ноября 1914 г. При этом следует отметить, что на данное время не располагаем документами, напрямую свидетельствующими о провозглашении государственности Урянхайского края, но сам факт избрания единого правителя «бугуде-дарга» («всеобщий правитель» — перевод автора) с присягой о верном ему служении и все послушании, позволяет сделать вывод о том, что в тот момент был сформирован именно институт единовластия, присущий для единого государственного образования.

В дальнейшем в условиях Первой мировой войны, Октябрьской революции, Гражданской войны и первых лет ТНР, правовому обеспечению режима российского покровительства в Туве почти не уделялось внимания. Так, колчаковский комиссар Урянхайского края А. А. Турчанинов в конце 1918 г. писал в Омск об отсутствии для Тувы законов о местном самоуправлении, как для тувинского, так и для русского населения, о неопределенном статусе административного центра края г. Белоцарска, которому необходимо дать «хотя бы упрощенное городское устройство». Он считал, что Туве в первоочередном порядке нужны законы о краевых установлениях, о подсудности дел, о формах протектората и ряд других[23]. Из-за отсутствия ряда нужных документов в изучении данного периода существуют затруднения источниковедческого порядка. Крайне мало количество документов основополагающего характера, имеющих подлинную юридическую силу. Вместе с тем все же сохранились на важных документах резолюции самодержавного правителя России царя Николая II, а также утвержденная по представлению Совета министров Российской империи Государственной думой России в законодательном порядке Инструкция комиссара по делам Урянхайского края, а также подлинные прошения тувинских правителей на имя русского царя о российском покровительстве и т.п. Все эти и другие документы так или иначе учитывались при подготовке настоящего обоснования.

В 1921 году в Туве победила народная революция. 13-16 августа в местности Суг-Бажи Тандинского района состоялся Всетувинский Учредительный Хурал девяти хошунов, который провозгласил образование Тувинской Народной Республики и принял первую Конституцию[24].

Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР.По существу решения Учредительного Хурала отражали соотношение сил внутри страны, то есть большинство народных представителей высказались за суверенитет во внутренних делах и в то же время понимали необходимость внешнеполитической поддержки со стороны Советской России[25].

Советское правительство, следуя принципам, провозглашенным в первых своих Декретах, обращением к тувинскому народу в 1921 г. отказалось от незаконных действий царского правительства и протектората России над Тувой, и объявило, что оно отнюдь не рассматривает Танну-Туву как свою территорию и никаких видов на нее не имеет, тем самым признало независимость ТНР[26].

В 1920-х гг. среди тувинских политиков не было единого мнения по поводу приоритетных направлений и методов достижения внешнеполитических задач. Безусловно, национальные интересы тувинского народа различными политическими группами понимались по-разному: монгольское руководство продолжало считать Туву частью Китая, как во времена существования Цинской империи; советские представители были за фактическое сохранение протектората России; часть правящей феодальной верхушки Тувы видела будущее тувинского народа в составе Монгольского государства; большинство населения выступало за сохранение суверенитета ТНР[27]. Положение молодого государства было осложнено отсутствием опыта, выработанных механизмов для осуществления и защиты национальных интересов на международной арене. Первопроходцами на этом пути стали Монгуш Буян-Бадыргы - фактически первый председатель правительства и министр иностранных дел ТНР, Куулар Дондук - председатель Президиума Малого Хурала ТНР. Им приходилось полагаться на свою интуицию и политическое чутье, основывая руководящую деятельность на принципах наибольшего учета интересов своего народа, что не исключало ошибок в процессе поисков альтернатив развития тувинского государства[28].

СССР, несмотря на фактическое признание им тувинского государства, с закреплением межгосударственных отношений спешил, что можно объяснить неопределенностью перспектив советско-китайских отношений и отсутствием информации у советской стороны о позиции Китая по тувинскому вопросу. Положение осложнялось расхождением позиций НКИД СССР и Коминтерна в тувинском вопросе, однако общим в их позициях было то, что тувинский вопрос ими рассматривался шире, чем просто монгольская проблема[29].

Между тем, к середине 1920-х гг. ситуация изменилась, и потребовалось кардинальное изменение позиции советского руководства в данном вопросе. В июне 1925 г. Советская Россия, в связи с усилением план монгольских настроений в ТНР, согласилась на заключение соглашения об установлении дружеских отношений с ТНР, подписанного 22 июля 1925 г. и закрепившего суверенитет ТНР и советско-тувинские отношения. Напротив, процесс установления дипломатических отношений между ТНР и южным соседом был сложным и противоречивым. До середины 1920-х гг. правительство МНР отказывалось признавать суверенитет тувинского народа, и обосновало свою позицию тем, что считает Урянхайский край частью Монголии, следовательно, и Китая. Именно противоречивый подход не позволял Монголии объективно отнестись к неоднократным выступлениям под монгольскими лозунгами, которые происходили в 1920-1930-х гг. в Туве[30].

Необходимо особо подчеркнуть, что только при активном содействии НКИД СССР тувинскому правительству удалось сохранить суверенитет государства. В ходе международной тройственной конференции, проходившей в Кызыле в июле 1924 г., по настоянию советской стороны была принята совместная советско-монгольская декларация о невмешательстве во внутренние дела тувинского государства. Советская сторона, как более авторитетная, оказала определяющую роль в нормализации отношений между Тувой и Монголией. Так, под давлением советского руководства во второй половине 1920-х гг., кроме СССР, тувинское государство признала и Монголия, тем самым укрепив внешнеполитическое положение ТНР.

После заключения договора в 1925 г. ТНР получила возможность выступать как равноправная сторона, что позволило ей достичь определенных успехов на пути реализации своих национальных интересов. Министр иностранных дел ТНР в середине 1920-х гг., характеризуя основные направления внешнеполитических связей Тувы за прошедший период, выделил государственно-политическое, экономическое, культурно-научное направления. В числе государств, с которыми ТНР сотрудничала на равных началах, министр отметил СССР, МНР, Китай[31].

С первых дней установления советско-тувинских дипломатических отношений возник вопрос о государственных границах. Процесс определения государственных границ между СССР и ТНР, ТНР и МНР был трудный и длительный. Он был обусловлен комплексом факторов - политических, экономических, этнографических, географических. Следует отметить, что позиция СССР в данном вопросе определяло его отношение к тувинскому вопросу как таковому. По вопросу о тувинско-советской границе в 1924 г. председатель правительства ТНР Монгуш Буян-Бадыргы и чрезвычайный полномочный представитель СССР в ТНР Я. X. Давтьян в ходе непротокольных бесед договорились, что граница между СССР и ТНР временно установлена по принципу («Владеете тем, чем Вы владеете»), который сводится к преемственности границ[32]. Правительство THР, занявшее более активную позицию в данном вопросе, в ходе реализации положений данных договоренностей и договора 1925 г. столкнулось с противодействием правительства СССР, избегавшего открытого обсуждения вопроса о границах. Так, в данный период вопрос о государственных границах между ТНР и СССР не был разрешен[33].

И все же, в конце 1920-х гг. в других сферах взаимодействия тувинско-советские связи были расширены. Более того, СССР направил усилия на расширение своего военного присутствия в ТНР и сформировавшийся комплекс тувинско-советских отношений был дополнен военно-политическим сотрудничеством.

Советское руководство параллельно с этим через своих представителей начинает проводить активную кадровую политику в Туве, что привело к смене руководства. На VIII съезде ТНРП на руководящие посты в партийных организациях были избраны молодые партийные работники, ревсомольские кадры, обучавшиеся, главным образом, в учебных заведениях СССР и МНР, во главе с И.Ч. Шагдыржап, С.К. Тока и др. Съезд поручил ЦК ТНРП направить свои усилия на укрепление связей с СССР. В результате в области внутренней и внешней политики ТНР устанавливаются новые акценты[34].

Внешнеэкономические и культурные связи между СССР и ТНР имели глубокие исторические корни и особенно активными они стали в 1920-х гг., что было связано с провозглашением суверенитета ТНР. С 1921 г. между ТНР и Советской Россией были установлены торговые связи, которые прошли в своем развитии несколько этапов. В начале стороны искали пути и формы сотрудничества, создавали специальные органы для их осуществления. Важным каналом хозяйственного взаимодействия государств стала Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК) в ТНР[35]. Именно торгово-экономические связи, опережавшие в своем развитии политические, в некоторой степени способствовали заключению советско-тувинского договора 1925 г. и одновременно формированию условий для более тесного торгово-экономического, идейно-политического сближения обеих государств. Советские торговые организации при поддержке правительства добились ощутимых результатов на тувинском рынке. Эти годы были периодом формирования основ не только внешнеэкономической доктрины, но всей экономики молодого тувинского государства. По примеру СССР, эффективными средствами протекционистской политики правительства ТНР стали нетарифные инструменты, предоставлявшие возможность использования защитных мер национальных интересов. В сфере внешнеторговых отношений эти протекционистские меры начинают проявляться в стремлении постепенно вытеснить иностранный, частный торговый капитал. В 1926 г. Конституция ТНР ввела монополию на внешнюю торговлю как орудие экономического закрепления существующего строя в Тувинской Республике[36].В конце 1920-х гг. как результат осуществления такой политики иностранные фирмы (кроме советских) вынуждены были свертывать свою деятельность.

Тува на рубеже XIX-XX вв. была одной из довольно отсталых в экономическом отношении стран Азии. Общественный строй характеризовался господством феодальных отношений с сохранившимися пережитками родоплеменных отношений.[37] Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, в котором было занято почти все население страны. Главным занятием жителей Тувы было экстенсивное кочевое скотоводство. Материальная и духовная культура тувинцев была максимально приспособлена к кочевому образу жизни[38].

Таким образом, в 1920-х гг. при активном содействии Советского Союза произошло не только государственно-правовое оформление ТНР, но и были завязаны внешнеполитические, внешнеэкономические и культурные связи. Советско-тувинское сотрудничество в основном было направлено на решение практических задач, таких как подготовка кадров для поднятия экономики страны, а также формирования нового поколения руководящих работников. За первое десятилетие существования тувинского государства произошла эволюция во внешнеполитическом курсе его правительства. Если в первые годы после провозглашения ТНР ее руководители стремились проводить относительно самостоятельную внешнюю политику, установив связи с соседним Советским Союзом, то в конце 1920-х гг. приход к власти левых в ТНР наметил не только изменение внутриполитического курса, но внешнеполитической ориентации государства в последующие годы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал