Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад известных людей в становление города Кызыла






Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва определить само понятие “личность” в его социологическом аспекте и проанализировать современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой личность и общество.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особо. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности (Эфендиев, 1993)[85].

Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Салчак Калбакхорекович Тока - в 1921 году принимал активное участие в поддержанном войсками РСФСР установлении независимости Тувы от оккупировавшего её территорию Китая. В 1925-1929 годах учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока Имени И.В.Сталина В Москве. В 1926 году принят кандидатом в члены ВКП(б) Красноармейским райкомом Москвы. Вернувшись домой после окончания университета в 1929 году, он стал членом партии в райбюро ВКП (б) РСТК получил билет №156 3003, став первым коммунистов из тувинцев[86].

Во второй половине 1929 года по указанию исполкома Коминтерна в ТНР проводились собрания классовой борьбы и чистка партии от бывших чиновников и лам ТНР, занимавших руководящие посты. 16 октября 1929 года на заседании политбюро, где принял участие С.Тока, 16 бывших руководителей партии и правительства, в том числе бывший генеральный секретарь ЦК ТНРП М.Буян-Бадыргы, подверглись репрессиям. Вскоре на VII съезде ТНРП (20 сентября - 10 ноября 1929 года) генеральным секретарем ЦК ТНРП избран И. Шагдыржап, секретарем – С.Тока. В 1929 – 1932 годах С.Тока работает вторым секретарем, некоторое время является одновременно и министром культуры ТНР. На VII Великом Хурале ТНР был избран членом правительства (1930 год). В 1932 – 1944 годов провел в Туве политические репрессии по образцу советских, в ходе которых, в частности, были осуждены как «японские шпионы» и расстреляны премьер-министр республики Сат Чурмит-Дажи и другие руководители страны[87].

В 1940 году в Кызыле вышла книга «Улуг улус коор ужук» (Букварь для взрослых), где напечатана песня «Тока дарга» (Тока - председатель).

Заветной мечтой генерального секретаря ЦК ТНРП было присоединение Тувы к Советскому Союзу. Еще в ноябре 1939 года он публично признался: «Я сам, более десяти лет работаю в ЦК ТНРП. В дальнейшем я хочу добиться присоединения аратского народа к народам великого Советского Союза. Пока не добьюсь этого, буду считать, что моя мечта не сбылась»[88].

После присоединения ТНР к РСФСР и преобразования ее в октябре 1944 году в Тувинскую автономную область в составе РСФСР Тока стал первым секретарем Тувинского областного комитета ВКП (б) и фактически управлял Тувой до самой смерти, возглавляя ее партийную организацию. В 1952 – 1971 годах – кандидат в члены ЦК КПСС (избран на XIX, XX, XXII, XXIII съездах КПСС). В 1971 году на XXIV съезде КПСС избран членом ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 1-8 созывов с 1945 года. Депутат ВС РСФСР и Тувинского областного совета Депутатов трудящихся, с 1962 года депутат и член Президиума Верховного Совета Тувинской АССР.

- 30 апреля 1943 года указом Президиума Малого Хурала С.К.Тока присвоено звание генерал-лейтенанта.

- С 1944 года имел воинское звание генерал-лейтенанта ВС СССР.

- С.К.Тока умер 11 мая 1973 года. Похоронен в Кызыле.

- Тока считался также основоположником тувинской советской литературы. Его рассказы начали появляться в печати в 1930-е годы, в 1938 году опубликована пьеса «Три года на посту секретаря ячейки»[89], в 1943 году – повесть «Тос чадырда» («В берестяном чуме»)[90]. Повесть «К большому порогу», рассказ «Охота на волков»[91] и другие произведения. Остро-критично рисует феодальное прошлое, показывает революционное пробуждение народа, утверждение новых социалистических идеалов. Автобиографическая повесть Токи «Слово арата»[92] (кН. 1, 1950), (кН.2, 1956), (кН. 3 «Новая Тува» 1964). Документальная повесть «Чего не увидел отец – сын увидит» (1963)[93]. Член СП СССР с 1951 года».

Награды и премии:

· Герой Социалистического Труда (1971);

· Семь орденов Ленина;

· Орден Трудового Красного Знамени;

· Три ордена Тувинской народной Республики. В 1941 году, при обмене знаков ордена Республики С.К.Тока, дважды награжден орденом Республики образца 1936 года, вручили новые орденские знаки с номерами 1 и 2;

· Орден Монгольской Народной Республики;

· Медали;

· Нагрудный знак «Заслуженный работник НКВД СССР» (21 июля 1943 года);

· Сталинская премия третьей степени (1950) – за повесть «Слово арата» (1950)[94]

Память:

· В ряде городов Тывы Салчаку Токе Установлены памятники.

· В ряде городов Тывы улицы названы именем Салчака Тока, а именно: в г. Кызыле, г.Чадане, с. Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна, с. Сукпак Кызылского кожууна, в селах Хандагайты и Солчур Овюрского кожуун, с. Кочетово Тандинского кожууна, с. Чаа-холь Чаа-Хольского кожууна, в селах Сарыг-Булун, Эрзин Эрзинского кожууна.

· Сарыг-Сепская вторая школа носит его имя.

· Центральным комитетом Коммунистической партии Российской Федерации учреждена юбилейная медаль «110 лет со дня рождения С.К.Тока»[95]

Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока. В середине августа 1921 г. в Туве установилась новая власть, которая изменила политический строй кочевого общества в центре Азии. Создаются партийные, молодежные, профсоюзные, детские и другие организации по образцу и подобию советской. Из-за отсутствия подходящих людей, новую власть Тувы временно возглавили бывшие правители. С 1925 г. в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) начали готовить им замену. Активистке Тувинского революционного союза молодежи (ТРС) Хертек Анчимаа тоже предложили учиться в Москве. Это было самое настоящее счастье для нее.

Хертек Анчимаа-Тока многое сделала для развитие Тувы. В страшные годы войны она занималась сплочением тувинцев, мобилизацией народа для оказания помощи фронту. Огромная ее заслуга и во вхождении Тувы в состав СССР.

Каждый человек – дитя своего времени. Волею судьбы ей пришлось принимать активное участие в политических репрессий в ТНР, Обусловленных Сталинским политическим режимом. В конце августа 1938 г. в Кызыле начались политические игры ЦК ТНРП. Разоблачали «контрреволюционеров» во главе с председателем правительства ТНР С.Чурмит-Дажы. В 1938 г. на сентябрьском пленуме ЦК ТНРП Анчимее, как активистке, пришлось выступить с разоблачением «врагов народа», даже подписаться в документе особого суда[96].

В 1940 году Хертеек Амырбитовну избрали председателем Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики, с 1945 по 1961 годах она работала заместителем председателя Тувинского облискома, а с1962 по 1979 годах заместителем председателя Совета Министров Тувинской АССР.

После упразднения независимой Тувы и преобразования ее в октябре 1944 г. в Тувинскую автономную область в составе РСФСР Хертек Анчимаа-Тока вплоть до 1961 года работала заместителем Председателя Тувинского облисполкома, с 1961 по 1979 – заместителем Председателя Совета Министров Тувинской АССР. С 1979 года ушла на пенсии[97].

Философ Ч. Ламажаа пишет: «Один из моих интервьюров-экспертов попытался сформулировать интересные аналогии между фигурами тувинских и российских правителей. Салчак Тока для Тувы являл собой одновременно Ленина, Сталина и даже Петра Великого. Супругу его Х.А. Анчимаа-Тока можно сравнить, в первую очередь с Н.К.Крупской, которая была соратницей своему мужу-революционеру, поддерживало его решения, но при этом находилась в тени своего «пассионарного супруга»[98].

В течении сорока лет, изменивших до неузнаваемости Туву, это миловидная женщина умело координировала деятельность республиканских учреждений культуры, искусства, народного образования, занималась решением социальных проблем.

И после ухода на заслуженный отдых она успевала повсюду: была председателем Тувинского отделения Общества советско-монгольской дружбы, часто выступала перед студентами и школьниками, рассказывая им о прошлом республики и о себе[99].

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович – «Живое сокровище шаманизма»[100]. Во всем мире только трое избранных были удостоены этой высшей награды Американского фонда шаманских исследований. Среди них – доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, получивший этот почетный титул в 1994 года за вклад в сохранение традиций тувинского шаманизма. Он собирал шаманские гимны свыше 50 лет, побывал во всех уголках Тувы, встречался со старыми шаманами, дружил со знатоками тувинской старины. Его благословил в добрый и трудный путь к миру тувинского шаманства ленинградский профессор, знаменитый востоковед Сергей Ефимович Малов.

Кенин-Лопсану посчастливилось попасть в единственную в историю тувинскую группу, набранную для обучения на восточном факультете Ленинградского университета. «Каковы Ваши первые впечатления от большого города?» - поинтересовалась я. - «Мое первое впечатление было наивно зрелищным, как и ребенка. Мне было интересно смотреть на купол Исакиевского собора. Здесь, на Родине, я привык к снежным вершинам, а там увидел купол. Круглый. Как мне казалось, похожий на большую юрту. Смотрел на необычайно горбатый кривой разводной мост: по двум сторонам его люди ходят, машины ходят, а под мостом еще и пароход проплывает. У моста я увидел того, о ком слышал в сказках моего отца - льва! Чугунного! Самым памятным для меня было, когда нам выдавали карточки. Это было мое первое практическое занятие – самому купить хлеб по каточкам в специальном магазине на Невском. Для меня лично слово «хлеб» - магическое, священное, возвышенное. В университете нас называли с начало «немым народом» -тихо ходят и ни с кем не разговаривают – ведь мы плохо говорили по-русски. После Первого курса мы заговорили и уже на втором курсе успешно выступали с научными докладами. Я даже получил прозвище Тувинский Цицерон»[101].

Темой первой студенческой научной работы Кенин-Лопсана было «Воздушное погребение тувинского шамана»[102].

По окончании Восточного факультета Ленинградского государственного университета, Кенин-Лопсана на родине ждала блестящая карьера и престижные должности в советских и партийных структурах. Однако подобный путь был для него неприемлем. Монгуш Борахович, говоря словами русского поэта, «делал карьеру тем, что не делал ее»[103]. Он преподовал тувинский язык и литературу, работал редактором в местном издательстве. Интерес к историческому прошлому родной земли, желание сохранить для потомков ее сокровища и приоритеты привели Кенин-Лопсана три десятилетия назад на службу в Тувинский республиканский краеведческий музей. Здесь он неустанно собирает шаманский фольклор, старинные рукописи и книги, этнографические и археологические материалы. Но главным в его жизни всегда оставалось творчество. Перу Кенин-Лопсана принадлежат многочисленные романы, повести, рассказы, стихи, переводы на тувинский язык произведений русских и зарубежных поэтов. И самое заветное – публикации фольклора тувинского шаманства, где он поэтической форме излагает алгыши – благопожелания потомственного шамана, небесного, алгыш шамана от лесной девы, от нечистой силы и другие.

В 1982 году Кенин-Лопсан защищает кандидатскую диссертацию на тему «Сюжеты и поэты тувинского шаманства. Опыт историко-этнографической реконструкции»[104]. Помню, сколько трудностей и препятствий пришлось ему преодолеть, ведь в ту пору исследования на подобную тему были фактически под запретом, их разрешалось писать только с позиций воинствующего атеизма, он же трактовал тему как бы изнутри, как только и мог это делать внук великой шаманки, сын сказителя, человек с душой шамана.

После успешной защиты кандидатской диссертации Кенин-Лопсан пытался перейти на работу в Тувинский НИИ языка, литературы и истории. Он рассказывал, как пришел с заявлением к Н.А Сердобову, заместителю директора Института, который первым делом задал вопрос о его научных планах. Сердобов – человек аскетического вида, жестким взглядом непроницаемых глаз, в моем представлении всегда ассоциировался с иезуитом, который хочет казаться еще святее, чем Папа Римский. Весь его вид не оставлял сомнений в том, что он марксист-ленинец еще более ортодоксальный, чем сам Салчак Тока, которого часто называли «тувинский Сталин»[105]. Сердобов резко отчитал Монгуша Бораховича. Он говорил, что в то время «когда стальные космические корабли бороздятся бескрайние просторы Вселенной» (и далее почти по тексту известного киноперсонажа), Кенин-Лопсан вздумал заниматься политически вредной ерундой.

Еще в 1931году в Туве было 725 шаманов, но шло время и в одном из научных издании появилась публикация, в которой ученый-этнограф сообщил, что самый последний, скрывавшийся в глуши тувинский служитель этого древнего культа сдал ему свои атрибуты и отрекся от шаманской практики.

Припоминаются строки, которые Кенин-Лопсан написал лет 20 тому назад:

«На свете долго я живу,

Знавал и правду и обман.

Сейчас, пройди хоть всю Туву,

Найдется ли живой шаман?»[106]

Это очень тревожные строки. Но времена менялись. Теперь, в наши дни, когда возрождается древняя культура, дела обстоят иначе. В 1987 года в Новосибирске Кенин-Лопсан публикует монографию «Магия тувинских шаманов»[107], в 1994 года «Традиционная этика тувинцев», в 1995 года «Алгаши тувинских шаманов»[108] и другие статьи и книги на тему. В Санк-Петербурге Монгуш Борахович защитил докторскую диссертацию, посвященную тувинскому шаманизму.

В ноябре 1992 года было создано общество тувинских шаманов «Дунгур» - «Бубен». В 1993 году в Кызыле под руководством Кенин-Лопсана прошел Международный семинар шаманов и Шамановедов. Правительство Тувы в том же 1993 году поставило создать Научный центр изучения тувинского шаманства при Тувинском республиканском краеведческом музее, с целью которого является комплексное исследование этого древнего феномена мировой культуры, воздействия шаманства на экологию культуры человека и окружающей среды, возможности егоиспользования в оздоровлении духовности современного человека. Министерству здравоохранения было рекомендовано организовать эксперимент по совместной работе с пациентами профессиональных медиков и шаманов. Было рекомендовано создать необходимые условия для врачевания практикующим шаманам.

На вопрос «Занимаетесь ли вы шаманской практикой?» Кенин-Лопсан ответил: «Ко мне приходят мои шаманы, теперь они проводят обряды: когда ребенок родился, когда новый год наступает, когда люди хотят провести очищение семейного очага и в других случаях. Я им только помогаю, потому что сам я стар. В музейном помещении мы проводили обряд очищения. И теперь всем нам стало хорошо – никто на работу не опаздывает, все уважают свой труд и коллектив»[109].

Ныне к Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану пришло международное призвание. Он побывал по приглашению с коллекциями и докладами в США, во многих странах Европы.

Кужугет Сереевич Шойгу как верный сын своего народа и истинный патриот своей страны, он принципиально и честно придерживался подлинно интернационалистических взглядов, душою болел за свой тувинский народ и отдал всю свою созидательную энергию на формирование в родной Туве подлинно добрососедских отношений людей всех национальностей и вероисповедания. Любовь к своей родине для него была наполнена великим смыслом почитания и гордости, сострадания и постижения. Спустя годы он написал об этом две книги: «Перо черного грифа»[110] и «Танну-Тыва. Страна озер и голубых рек»[111]. Обе книги по сути его воспоминания о том, что он пережил, видел и слышал, что он сделал для развития и процветания своего родного края. В эти издания вошло также большое число ценных архивных материалов, скрупулезно собранных и систематизированных им в период его работы директором Государственного архива Республики Тыва.

Сын кочевника – скотовода, он прошел славный путь от безграмотного пастуха до секретаря Тувинского обкома КПСС и заместителя председателя Совета Министров Тувинской АССР. Как член ревсомола ТНР К. С. Шойгу принял активное участие в ликвидации неграмотности в Туве, в годы Великой Отечественной войны был в числе первых тувинцев – горнопроходчиков на золотых приисках. К восьмидесятилетию Сереевич был награжден медалью Республики Тыва «За доблестный труд». Получая награду «за многолетнюю и плодотворную работу на различных участках производственной, хозяйственной, партийной, научной и культурной деятельности», ветеран отметил, что из всех своих достижений считает, своим «лучшим произведением» своего сына, – министра по чрезвычайным ситуациям, Героя России Сергея Шойгу, который всегда был предметом, его особой гордости и радости, боли и переживаний за него, и его важные государственные дела и заботы. Он его воспитал как патриота своей малой Родины – Тувы и великой державы – России.

Он, очень много писал, был истинным хранителем народных традиций и исторической памяти. Был редактором беспрецедентного издания – семитомной антологии «Урянхай. Тыва дептер», собравшей под одной обложкой все самое интересное и редкое, что когда-либо издавалось о республике в центре Азии.

Труд К. С. Шойгу отмечен высокими государственными наградами:

- медалью «За освоение целинных земель» (1957г.);

- тремя орденами «Знак почета» (1962, 1966 и 1971 гг.);

- орденом «Трудового Красного знамени» (1976г.);

- медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970г.);

- медалью Республики Тыва «За доблестный труд» (2001г.)

- Орденом Республики (2007г.)[112]

К. С. Шойгу является Почетным гражданином села Кара-Холь Бай-тайгинского кожууна[113].

В последние годы К. С. Шойгу много писал, под его редакцией вышла семитомная антология «Урянхай. Тыва дептер», собравшая под одной обложкой все самое интересное и редкое, что когда-либо было написано о республике в центре Азии[114].

Таким образом, С. К. Тока, Х. А. Анчимаа-Тока, Ш. С. Кужугет и М. Б. Кенин – Лопсан внесли большой вклад для развитие города История Республики Тыва очень молода по сравнению с другими моментами исторического повествования России.

Если бы не было в нашей истории до становления нынешней Республики Тыва таких знаменитых деятелей как выше изложенные личности, то не было бы сегодняшней Тувы. Столица республики Тыва город Кызыл находится на юге Восточной Сибири. Кызыл расположен в географическом центре Азии. Город Кызыл как столица Республики Тыва прошло очень, много исторических перемен, в своем становлении вырастила и открыла очень, много известных деятелей тувинской истории. Среди них С. К. Тока, Х. А. Анчимаа-Тока, М. Б. Кенин-Лопсан. Они сделали очень много, для развития республики

Заключение

За прошедшие годы истории Республики Тыва г. Кызыла, появилось достаточно много известных личностей, которые надо бы знать каждому. Но, к сожалению, большинство известных личностей было забыто, так как современная молодежь не интересуется такими известными именами и фамилиями. Биография известных людей и по сей день храниться в архивах, так как история именно таким способом и передается новому поколению[115]. Большинство биографии известных можно найти в различных книгах. Благодаря современным технологиям, имена известных людей можно найти с помощью интернета.

Имена самых известных людей никогда не будут забыты, так как всегда будут оставаться те люди, которые будут интересоваться этим. Еще пару столетий назад существовало много известных деятелей забыто.

Есть достаточно хорошая поговорка, которая гласит о том, что нужно знать свою историю, чтобы больше такого не повторилось. А все известные люди, имена и фамилии которых занесены в их биографии, это и есть наша история.

Известные личности всегда привлекало к себе внимание. Некоторых известных людях нам известно все, от их рождения, до самого последнего сказанного ими слова, другие же известные люди получают признание и авторитет лишь после смерти или в глубокой старости, что ставит подсомнение их биографию. Есть выражение, Марио Пьюзо «Великими не рождаются – великими становятся»[116], высказывание по отношению к великим людям весьма правдиво. Но по отношению к известным личностям не всегда верно, ведь слово великий и известный не синонимы. Например, многие принцы становились известными лишь потому, что они были принцами, а некоторые великие полководцы были не очень известны, но их заслуги, несмотря на это были весьма высоки.

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрено общественно – политическая и научная деятельность, как известных людей города Кызыла – С. К. Тока, Х, А. Анчимаа-Тока, М. Б. Кенин-Лопсан, К. С. Шойгу, их вклад становлению и развитию города кызыла.

В работе раскрыты главные моменты из биографии, которые повлияли на становление целеустремленных ярких личностей С. К. Тока, Х. А.Анчимаа-Тока, М. К. Кенин-лопсан, К. С. Шойгу.

Бесспорно, Тува начала XX века нуждалась в серьезной модернизации социально- политической системы, так как ее архаичные институты власти и хозяйствования уже не обеспечивали элементарных условий для воспроизводство и выживание народа[117].

Хочется отметить то, что С. К. Тока, Х. А. Анчимаа-Тока, М. Б. Кенин-Лопсан, К. С. Шойгу первые известные люди которые жили в Кызыле, один из них до сих пор с нами живут М. Б. Кенин-Лопсан, еще развивают свою научную деятельность. Они сделали очень многого для своего народа.

 

 


[1] https://www.nado5.ru/e-book/vopros-o-roli-lichnosti-v-istorii (обращение 14 ноябрь 2012г).

[2] Указ Президента РФ Д.А.Медведева «О праздновании 100-летия единения России и Тувы и основания г. Кызыла». – 11 августа 2011 // www.kremlin.ru (обращение 20 апреля 2015 г.)

[3] Республика Тыва готовится к празднованию 100-летнего юбилея. Российское информационное агентство «Регионы online» 2 июня 2012 // www prlib.ru (обращение 20 апреля 2015 г.)

[4] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014.

[5] Ламажаа, Ч. К. Тува между прошлым и будущим. М.: Восход – М.: 2008. – С.36.

[6] Республика Тыва готовится к празднованию 100-летнего юбилея. Российское информационное агентство «Регионы online» 2 июня 2012 // www prlib.ru (обращение 20 апреля 2015 г.)

 

[7] Очур, В. Ч., Ровнов, В. И, Сердобов Н. А. Кызыл – столица Советской Тувы(1914 – 1964гг). – Кызыл, 1964. С.111

[8] Маннай-оол, М. Х. Археологические памятники Тувы (1964) под. Л. Р. Кызыласова. – Кызыл, 1971. С.143

[9] Долгар-оол, О. А. К 25-летию ТНИИЯЛИ / О. А. Толгар-оол// учен.зап. / Тув.НИИ яз., лит. И истории. – Кызыл, 1970, - Вып.14.С.159-250.

[10] Бондаренко, Т.А История города в Центре Азии. Сборник архивных документов ЦГА РТ. – Кызыл, 2001.

[11] Доржу, З.Ю. Из истории столицы республики Тыва – Кызыла // Вестник Бурятского научного центра. – Улан-Удэ, 2015. – №1. – С. 32.

[12] Доржу, З.Ю. Учебно-методитческое пособие. //Кызыл – 2012

[13] Ламажаа, Ч.К. Тува между прошлым и будущим. - М.: Восход 2008

[14] Шойгу, К. Перо черного грифа - изд. 2 дополненное. – Кызыл.: Новости Тувы 2000

[15] Вайнштейн, С.И. Маннай-оол, М.Х. История Тувы. ТИГИ. Новосибирск 2001

[16] Анайбан З.В., Губогло М.Н., Козлов М.С. Формирование этнополитической ситуации. Т.1. Очерки по истории постсоветской Тувы: - М.1999.

[17] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014

[18] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014

 

[19] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014

[20] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014

[21] ЦГА РТ Ф.112 Оп.1 Д. 10. Л.1-2

[22] Бичелдей, К. А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914году. // эл. журнал НИТ №3 13 августа 2014

 

[23] ЦГА РТ Ф.19. Оп.1 Д. 190. Л.28-28.

[24] Анайбан З.В., Губогло М.Н. Козлов М.С. Формирование этнополитической ситуации. Т.1. Очерки по истории постсоветской Тувы: - М.1999

[25] Анайбан З.Ф., Губогла М.Н. Козлов М.С. Формирование этнополитической ситуации Т.1. Очерки по истории постсоветской Тувы – М., 1999

[26] Моллеров И.М., Тува в 1914 – 1921 гг: Протекторат или окраины России? // материалы науч.-практ.конф. «Россия и Тува 60 лет вместе» - Кызыл, 2004

[27] Сердобов Н.А., История формирование тувинской нации. – Кызыл, 1971. – С.112.

[28] Салчак Т. К., Ламажаа Ч. К. Клановость в политике региона России: тувинские правители. – СПб., 2010

[29] Сердобов Н.А. История формирование тувинской нации. – Кызыл, 1971

[30] Анайбан З.Ф., Губогла М.Н., Козлов М.С. Формирование этнополитической ситуации Т. 1. Очерки по истории постсоветской Тувы – М., 1999 – С. 99.

[31] История Тувы ТНИИЯЛИ. Аранчын Ю. Л., Дулов В. И., Гребнев Л. В. – М.., 1964 – С.79.

[32] История Тувы ТНИИЯЛИ. Аранчын Ю. Л., Дулов В. И., Гребнев Л. В. – М.., 1964

[33] Хомушку Ю.Ч., Процессы сближения и вхождения Тувинской Нродной Республики в состав СССР (20-40-е годы XXв). – автореф.дисс.канд.наук. – М., 2002г

[34] Ламажаа, Ч.К. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. – СПб., 2009

[35] Ламажаа, Ч. К. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. – СПб., 2009

[36] Ондар Н. А. Этапы становления тувинской государской государственности.- Красноярск., 1999

[37] Из протокола заседания Центрального Комитета Танну – Тувинской народной партии. Ф.34. Оп.1 Д.11 Л. 2-3

[38] Анайбан З.Ф,, Губогла М.Н., Козлов М.С. Формирование этнополитической ситуации Т.1. Очерки по истории постсоветской Тувы – М., 1999

[39] Сердобова, Н. А. Кызыл – столица советской Тувы. – Кызыл, 1964 – С.98.

[40] Сердобова Н. А. Кызыл – столица советской Тувы. – Кызыл, 1964.- С.71.

[41] ЦКА РТ. Переименование г.Белоцарска в Красный город. Ф.1 Оп.1 Д.23 Л. 14-15.

[42] Списки населенных пунктов Енисейской губернии и губернии и Урянхайского края. – Кызыл, 1921. Ч.1

[43] Копеел, В. А., Очур В.Ч. Наша Тува. Учебное пособие. – Кызыл., 1964. – С.45.

[44] Сердобова, Н. Кызыл – столица советской Тувы. – Кызыл кн.изд., 1964

[45] Маслов, П. Конец Урянхая. – М., 1933. – С.49.

[46] Копеел В. А., Очур В.Ч. Наша Тува. Учебное пособие. – Кызыл, 1964. – С.97.

[47] Конституционный Закон Республики Тыва от 31.12.2003 №500 ВХ - 1 (ред. От 25. 07. 2007) «О статусе столицы Республики Тывы – города Кызыла» (принят ЗП ВХ РТ. 17.12.2003г).

[48] Сердобова Н. А. Кызыл – столица советской Тувы. – Кызыл, 1964. – С.61.

[49] Хомушку, Ю.Ч. Процессы сближения и вхождения Тувинской Нродной Республики в состав СССР (20-40-е годы XXв). – автореф.дисс.канд.наук. – М., 2002.

[50] Копеел, В. А., Очур В.Ч. Наша Тува. Учебное пособие. – Кызыл, 1964. – С.76.

[51] Сердобов, Н. А, Кызыл – столица советской Тувы. – Кызыл, 1964. - С.50.

[52] Моллеров, И.М. Тува 1914-1921 гг: Протекторат или окраины России? Материалы науч.-практ.конф. «Россия и Тува: 60 лет вместе»: Кызыл – 2004.

[53] Дыртык-оол, М. О. Кызыл- город исторический. Посвященному к 100-летию основанию города// Электронный журнал новые исследование Тувы №3, 2014.

[54] Копеел В. А., Очур, В. Наша Тува. Учебное пособие. – Кызыл, 1964. - С.39.

[55] Доржу, З. Ю. Участие женщин в Туве политической жизни общества// Этносоциальные процеесы в Сибири: Темат. Сб. В.3 – Новосибирск 2000.

[56] Кривдик, В. Из рода Кужугетов6 [ об авторе книги «Перо черного грифа» К.С.Шойгу] // Панорама – 1998.

[57] Шойгу К.С. Танну-Тыва: страна озер и голубых рек. – М.: Ред.изд.центр Ансамблеи народов России 2004.

[58] Аранчын,, Ю. Л. РСТК и ТНР // Великий Октябрь и проблемы новейшей истории Тувы Кызыл, ТНИИЯЛИ, 1977.

[59] Тока, С.К-Х. Слово арата.: Трилогия. М.; Изд-во: Современник 1973

[60] Тока, С.К-Х. В берестяном чуме. М., -1977.

[61] Багай-оол, В. Сын своего времени [ о личности С.Тока] // Улуг-Хем 2001. - №4

[62] Заслуженные люди XX / Кызыл., 2004

[63] Багай-оол В. Сын своего времени [о личности С.Тока] // Улуг-хем – 2001 - №4

[64] Ензак Х. Он был обычным смертным: [о С.Тока] // Тувинская правда 1992. – 8 сент.

[65] Анчимаа-Тока Амырбитовна Хертек: [ о ней ]// Тувинская првада 2008г.

[66] Анчымаа Хертек Амырбитовна [о ней]//Тувинская правда, 2008 нояб.

[67] Доржу, З. Ю. Участие женщин в Туве политической жизни общества// Этносоциальные процессы в Сибири: Темат. Сб. В.3 – Новосибирск 2003

[68]Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931г. М., 1933

[69] Доржу, З. Ю. Участие женщин в Туве политической жизни общества// Этно-социальные процессы в Сибири: Темат. Сб. В.3 – Новосибирск 2003

[70] Доржу, З. Ю. Участие женщин в Туве политической жизни общества// Этносоциальные процессы в Сибири: Темат. Сб. В.3 – Новосибирск 2003

[71] Анчымаа Хертек Амырбитовна [о ней]//Тувинская правда 2008 нояб.

[72] Доржу, З. Ю. Участие женщин в Туве политической жизни общества// Этносоциальные процессы в Сибири: Темат. Сб. В.3 – Новосибирск, 2003.

[73] Аранчын, Ю. Л. Историческое значение присоединения Тувы к России в 1914 гг // УЗ ТНИИЯЛИ вып.5. Кызыл, 1957

[74] Куулар А. Летопесец жизни тувинского народа [ о М.Б.Кенин-Лопсане] // Башкы. – 2010

[75] Чамзырын Е. Т. Этноэпическое своеобразие детских произведений М. Б. Кенин-Лопсана // Тув.писменность и вопр. Исследовния писменостей и писменных памятников тув.писм.: - Кызыл, 2010

[76] Лексике шаманизме [о докторе исторических наук Монгуш Кенин-Лопсане] // Тув.правда. – 2011

[77] Куулар, А. Летопесец жизни тувинского народа [ о М.Б.Кенин-Лопсане] // Башкы. – 2010

[78] О лексике шаманизме [о докторе исторических наук Монгуш Кенин-Лопсане] // Тув.правда. – 2011

[79] Шойгу К.С. Перо ченого грифа. – Кызыл.: Новости Тувы, 2000

[80] Кривдик В. Из рода Кужугетов: [об авторе книги «Перо черного грифа» К.С.Шойгу]//Панорама. -1998

[81] Кривдик В. Из рода Кужугетов: [об авторе книги «Перо черного грифа» К.С.Шойгу]//Панорама. -1998

[82] Шойгу К.С. Перо ченого грифа. – Кызыл.: Новости Тувы, 2000

[83] Шойгу К.С. Танну-Тыва: страна озер и голубых рек. – М.: Ред.изд.центр Ансамблеи народов России 2004

[84] Кривдик В. Из рода Кужугетов: [об авторе книги «Перо черного грифа» К.С.Шойгу]//Панорама. -1998

[85] Вальяно, М. В. Основы филисофии: Учебник. – М.: Сервис, 1999. – С.21.

[86] История города в Центре Азии. Сборник архивных документов ЦГА РТ. — Кызыл, 2001

[87] Дугержаа А. А. С чего и как начались политические репрессии в Туве 1936-1938гг? // Культ личности и политические репрессии в Туве.: Кызыл 2003

[88] Байыр-оол М.С. Уникальный опыт вертикальной мобильности [жизнь и деятельность С.К.Тока] // Социс. – 2010

[89] Герои страны. www.warheroes.ru(Обращение 4.04.2015г)

[90] Герои страны. www.warheroes.ru(Обращение 4.04.2015г)

[91] Куулар Д. Историки-литературные аспекты творчества С.Тока // Улуг-Хем 1986 №22

[92] Ензак Х. он был обычным смертным [о C.Тока] // Тув.правда 1992

[93] Тувинский советский государственный деятель и писатель. https://www.people.su.(Обращение 30.10.2012г)

 

[94] Герои страны. www.warheroes.ru (Обращение 4.04.2015г.)

 

[95] Герои страны. www.warheroes.ru (Обращение 04.04.2015г.)

 

[96] Ламажаа, Ч.К. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. – СПб., 2009

[97] Доржу, З.Ю. Участие женщин в Туве политической жизни в общества.// Этносоциальные процессы в Сибири: Темат. Сб. В. 3. – Новосибирск.2003.

[98] Салчак, Тока., Ламажаа Ч.К. Клановость политике региона России: тувинский правители. – СПб., 2010. Гл.II.

[99] Анчымаа-Тока Хертек Амырбитовна [о ней]//шын – 2008. – 6 ноябрь.

[100] Самдан, З. «Живое сокровище шаманизма»: [о М.Б.Кенин-Лопсане]//Сокровища культуры Тувы. – М., -2006г

[101] русский язык в туве.РФ http: / /ko-dnyu-rozhdeniya-narodnogo-pisatelya-tu/ (Обращение 04. 2014г)

[102] Куулар, А. Летопесец жизни тувинского народа [ о М.Б.Кенин-Лопсане] // Башкы. – 2010г

[103] Дмитриев, О. Шаман.кочевник и поэзия / О.Дмитриев // Тув.правда. – 1962г

[104] Ак баштыг-биле бичи кара чугаа: [«Делегейнин дирин эртинези», Нью-Йорк эртемнеракад.чингинне кежигуну, тогу эртемнеининд-ру М.Б.Кенин-Лопсан биле чугаа/К-Э Кудажы чугаадлашкан]//.-1997.

[105] Ховалыг В. Самый именитый ученый Тувы.[о Монгуш Борахович Кеин-Лопсане]//Тувинская правда 2005 – 14апр.

[106] Заслуженные люди Тувы XX века. Ред. Изд. О. М. Баир. А. С. Казанцева, Н. Ш. Куулар, Э. Б. Мижит; Техн.ред. А.А. Чернова. Комп.наб. А.А. Кайновой, Л.К. Байкара; Верста М.Э.Монуина.

[107] Кенин-Лопсан, М.Б. Магия тувинских шаманов/ М.Кенин-Лопсан. – Кызыл: «Новости Тувы», 1993.

[108] Кенин-Лопсан, М.Б. Алгыши Тувинских шаманов/М.Кенин-Лопсан, - Кызыл: Новости Тувы, 1995.

[109] Самдан З. «Живое сокровище шаманизма»: [о М.Б. Кенин-Лопсане] // Сокровища культуры Тувы. – М., 2006г

[110] Шойгу К.С. Перо ченого грифа. – изКызыл, 2000.

[111] Шойгу К. Танну – Тыва: страна озер и голубых рек – М.: ред.изд. центр Ансамблеи народов России, изд. Новости Тувы. 2004.216с

[112] Даваа К.Т., Иргит Ш.С., Дамба-Хуурак А.П. др. Ушел из жизни великий патриот Тувы. Тувинская правда №164 (17009) – 4 декабря 2010г.

[113] Даваа К.Т., Иргит Ш.С., Дамба-Хуурак А.П. др. Ушел из жизни великий патриот Тувы. Тувинская правда №164 (17009) – 4 декабря 2010г.

[114] Кривдик В. Из рода Кужугетов: [об авторе книги «Перо черного грифа» К.С. Шойгу] // Панорама.- 1998.- №39

 

[115] Люди Центр Азии Т.3/под.ред. Н.М. Антуфьевой – Кызыл: 2006г

[116] Даваа, К.Т., Иргит, Ш.С., Дамба-Хуурак, А.П. др. Ушел из жизни великий патриот Тувы. Тувинская правда №164 (17009) – 4 декабря 2010г.

[117] Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму - Новосибирск: 1982.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал