Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историография в XVII в. Эрудиты. Мавристы. Болландисты






В XVII в. уже появляются первые ростки современной исторической науки. Начало реформации В XVI в. 95 тезисов против индульгенции. Началась борьба с католиками, что стимулировало взрыв интереса к историографии церкви. Маври́ сты, или Конгрегация святого Мавра (фр. Congré gation de St. Maur) — существовавшая с 1618 года французская учёная конгрегация ордена бенедиктинцев, получившая своё название от св. Мавра (ум. 565), одного из непосредственных учеников св. Бенедикта. В XVII в бенедиктинские монастыри во Франции развивают совершенно исключительную по своим размерам работу по собиранию и изданию источников. В этом отношении бенедиктинцы находились в особо благоприятных условиях. Прежде всего бенедиктинские монастыри являлись неисчерпаемой сокровищницей источников по истории средневековья. Они располагали огромным количеством разных грамот, записей разных сделок, дарений. Все эти подлинные грамоты или списки с них хранились в монастырских архивах и библиотеках в огромном количестве. Почему именно представители католической церкви взялись в XVII в. за такое изучение источников? Дело в том, что полемика, которая в то время велась между протестантами и католиками, а отчасти и между различными течениями в самом католичестве, вызывала необходимость в ссылках, по возможности точных, на подлинные документы. Все стремились уличить противников в том, что для доказательства своих воззрений они пользуются поддельными или позднейшими документами. Материал для такого рода полемики, для отстаивания истины католической веры и должны были собрать моиахи-эруднты. Строить здание исторической концепции мавристы не умели, они только собирали материал, причем материал, ими собранный, в большей степени был использован их врагами, чем их сторонниками.

Другим большим ученым обществом, которое издавало исторические работы и которое конкурировало с Конгрегацией св. Мавра, было иезуитское общество. Иезуиты создали свою собственную историческую науку в интересах ордена. При этом они здесь шли на значительные уступки духу времени. Иезуиты основали свое ученое общество в Париже. Их центром была Клермонская коллегия, где они собрали огромную библиотеку рукописей, особенно из Меца и окрестных монастырей, из Реймса и даже из Корби, фонд которого перешел в библиотеку бенедиктинского монастыря Сен-Жермен де Прэ. Возникает вопрос, откуда взялись у них эти старинные рукописи. Ведь иезуиты появились во Франции только с середины XVI в. Дело в том, что часто они брали взаймы рукописи бенедиктинцев и не возвращали их.

В Антверпене стало выходить издание «Жития, или деятельность святых, сколько их почитается во всем мире» («Acta Sanctorum») — общее собрание всех житий святых. Это издание было начато иезуитом Жаном Болландом (1596— 1665) в 1643 г. Оно было прервано в 1794 г., когда Бельгия и Голландия были захвачены революционной Францией, и, возобновленное в 1837 г. в Брюсселе, продолжается иезуитами до настоящего времени. Общество иезуитов, созданное для подготовки этого издания, по имени Болланда получило название «общество болландистов». Оно получало материал таким же образом, как и парижские иезуиты. Кроме того, ведя обширную переписку, они получали факсимиле рукописей из разных монастырей других стран.

Все святые расположены в этом издании в определенном порядке, но не в хронологическом, как в издании житий святых бенедиктинского ордена, а в порядке месяцев и дней, в которые праздновалась память этих святых. Каждому месяцу посвящено два тома. Конечно, этим «Житиям» нельзя придавать значения научного труда, продиктованного стремлением к истине. Тем не менее они представляют ценный исторический источник. В житиях святых имеется ряд важных подробностей, которые часто бывает очень трудно установить по другим источникам. Это предприятие болландистов дало начало очень важным критическим изысканиям. Для того чтобы правильно прочитать то или иное житие, необходимо было провести большую палеографическую работу, произвести сличение рукописей, выделить вставки, сравнить с другими источниками. Все это заставляло болландистов прибегать к различным новым приемам исторической критики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал