Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византиноведение и изучение истории Церкви в России.






ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ - [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (литературу, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV-XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и регионами мира, влияние Византии на развитие др. стран средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история византийского искусства и византийская археология. Исследовательское направление Византиноведении. развивалось в тесной связи с др. разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением, востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией, литургикой.

Интерес к Византии на Руси проявился уже в период средневековья. В рус. исторических произведениях, включавших материал переводных визант. хроник («Повести временных лет», летописных сводах XV-XVI вв. и др.), Византийской империи отводилось важное место. Основы для научного изучения Византии в России были заложены в XVII в. созданием собрания греч. рукописей в Москве (миссия Арсения (Суханова) на Афон) и основанием Славяно-греко-латинской академии при участии греч. ученых братьев И. и С. Лихудов. В кон. XVII - нач. XVIII в. появляется ряд историографических работ, по-разному освещавших историю Византии, ее связи и влияние на Русь. Среди них - «Синопсис», приписываемый архим. Иннокентию (Гизелю) (1674), «Скифская история» А. И. Лызлова (1692), «Ядро российской истории» А. И. Манкиева (1715). Первые опыты научного исследования Византии появились после создания С.-Петербургской АН (1724). В XVIII в. Византия изучалась в основном в связи с историей древних славян и Руси. Визант. источники использовались Г. З. Байером (1694-1738) в работах «О происхождении Руси» (Origines Russicae. Petropoli, 1741), «О первом походе руссов против Константинополя» (De Russorum prima expeditione Constantinopolitana. Petropoli, 1738), «География России и соседних регионов ок. 948 г. по Р. Х.» (Geographia Russiae vicinarumque regionum circiter a. C. 948. Petropoli, 1744). Визант. материалы привлекали в своих работах В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер. В 70-х гг. XVIII в. Шлёцер и И. Г. Штриттер издали корпус сведений о народах Дуная и Понта Эвксинского у визант. историков.

Основатель совр. рус. научной школы В. акад. В. Г. Васильевский первым из рус. ученых обратился к Византии как к основной сфере своих научных интересов. Его труды на много десятилетий определили многие основные направления дальнейшего развития рус. В.: главными темами работ ученых в России стали аграрная история Византии и история русско-визант. отношений, преимущественно эпохи Др. Руси.

Иван Егорович Троицкий (1832—1901 гг.), считается «истинным родоначальником академического византинизма, его основным насадителем и распространителем» в стенках Санкт-Петербургской духовной академии заслужил с легкой руки академика В. Г. Васильевского, с чьим именованием связывают расцвет петербургской школы византиноведения, почтенное наименование «ипата1 российских византологов».

Дилеммам церковно-государственных отношений в Византии Иван Егорович предназначил заключительную главу собственной базовой работы «Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты: к истории Восточной церкви в XIII веке».

Др. видный представитель рус. В., акад. Ф. И. Успенский, занимался изучением византийско-слав. отношений в контексте общей истории Балкан и Вост. Европы. Ученый внес огромный вклад в изучение внутренней истории империи, начал систематическое исследование актового материала. В области истории культуры важнейшей работой Успенского являются «Очерки по истории визант. образованности» (СПб., 1891. М., 2001), в к-рой была показана связь между догматическими спорами в Церкви и общественно-политической мыслью различных эпох визант. истории с IX по XIV в.

Крупнейшим вкладом в изучение истории Церкви стали труды В. В. Болотова и Е. Е. Голубинского. Болотов впервые в России создал обобщающее исследование, одновременно явившееся итогом развития мировой церковно-исторической науки того времени и позволившее взглянуть на историю визант. христианства как на феномен истории мировой культуры, представить ключевую роль эпохи отцов Церкви и Вселенских Соборов в развитии европ. цивилизации. Др. крупный историк Церкви, А. П. Лебедев, впервые в истории рус. науки собрал исчерпывающий для своего времени материал по истории правосл. Церкви в Византии и на его основе создал монографии по отдельным эпохам. Большой вклад в изучение истории Церкви внес И. И. Соколов, стремившийся в своих работах дать обобщенный анализ церковно-гос. отношений в Византии как системы; он одним из первых в В. специально обратился к истории монашества и оценил его огромную роль в истории визант. общества и культуры. Изучением визант. житий занимался Х. М. Лопарёв. Специалистом мирового уровня в области христ. хронологии и пасхалии являлся свящ. Д. А. Лебедев.

В кон. XIX - нач. XX в. велась активная работа по изданию и комментированию источников, в т. ч. актов афонских мон-рей, памятников житийной лит-ры, писем, придворных энкомиев. Среди издателей - Регель, А. И. Пападопуло-Керамевс, Г. С. Дестунис, В. М. Истрин, Ф. А. Терновский, Т. Д. Флоринский и др. Новым направлением стало исследование взаимоотношений Византии со странами Ближ. Востока. Основатель рус. школы арабистики В. Р. Розен опубликовал отрывки хроники Яхьи Антиохийского, посвященные правлению имп. Василия II Болгаробойцы (1883). Развивалось изучение средневековой Сирии и Палестины (П. К. Коковцев, Розен, Н. А. Медников), эфиопистики (Б. А. Тураев), направлялись экспедиции для исследования древностей Ближ. Востока. Большое место в исторической науке заняло кавказоведение (Н. О. Эмин, Н. Я. Марр, Г. Ф. Церетели, И. А. Джавахишвили, Н. Г. Адонц и др.).

В 1910-х гг. было создано неск. обобщающих работ по визант. истории: «История Византии» в 3 томах Ю. А. Кулаковского, охватывающая 395-717 гг. (К., 1910, 1912, 1915), 1-й т. «Истории Византийской империи» Ф. И. Успенского (1913; 1-я пол. 2-го т. вышла в 1927, 3-й т.- в 1948; полное изд.: М., 1996-1997. 3 т.), «История Византийской империи» К. Н. Успенского (М., 1914), «Лекции по истории Византии» А. А. Васильева (Пг., 1917). Большой прорыв в области методологии исследований - работа А. П. Рудакова «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» (М., 1917. СПб., 1997). Автор впервые использовал огромный массив агиографического материала для реконструкции социальных, экономических и бытовых реалий византийской цивилизации, открыв дорогу для дальнейшего изучения житийной лит-ры не только как памятников духовной культуры, но и как неисчерпаемого исторического источника. В нач. XX в. сложились школы специальных исторических дисциплин. Крупнейшими специалистами были И. И. Толстой в области нумизматики, В. В. Латышев по эпиграфике, Н. П. Лихачёв по сфрагистике.

Революция 1917 г. не сразу сказалась на судьбе В. Ученые проявляли активность в различных общественных событиях. Участниками Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. были В. Н. Бенешевич и А. В. Карташёв; публицистические произведения выпускали П. В. Безобразов, Ф. И. Успенский и др. Созданная в 1918 г. Всероссийская комиссия по охране памятников культуры развернула масштабные работы по изучению рус. средневек. искусства и обеспечила качественный прорыв в области истории иконописи. После начала гонений на РПЦ В. оказалось одной из опальных научных дисциплин в силу своих тесных тематических связей с церковной наукой. Уже во время Гражданской войны были закрыты византиноведческие отд-ния ун-тов и академий в Одессе и Киеве, вскоре закрыта МДА. В дальнейшем В. постепенно вытеснялось из научной среды, работы ученых публиковались все реже и сложнее проходили цензуру. Тем не менее в 20-х гг. петербургская школа В. продолжала свою работу. В 1917-1929 гг. были опубликованы 23-25-й тома «Византийского временника». Было закончено издание собрания трудов акад. Васильевского, вышли монографии Васильева (Византия и крестоносцы. Пг.; 1923; История Византии. Пг.; Л., 1923-1925. Вып. 1-3) и Ф. И. Успенского (Очерки истории Трапезундской империи. Л., 1929), подготовленное Успенским и Бенешевичем издание «Вазелонских актов» (Л., 1927).

В нач. 30-х гг., после смерти Успенского (1928) и Регеля (1932), научная деятельность в области В. в СССР фактически прекратилась.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал